Как население ишува (особенно молодежь) в годы войны воспринимало сведения об уничтожении европейских евреев?
«Реакция израильской молодежи на сведения об уничтожении евреев представляла собой сочетание ожесточения и чувства мести по отношению к неевреям. Евреи-жертвы вызывали неприязнь и стыд. Немцы были далеки и неосязаемы. Конкретное раздражение вызывали британцы, не позволяющие евреям создать свое государство. И у молодежи и у взрослых Холокост не вызвал новых ассоциаций, он подтверждал устоявшиеся представления. К тому же у молодых Холокост не вызывал душевного сопереживания. И в этом выразилось отношение к галутному миру в целом. С точки зрения молодых Холокост был прискорбным, но естественным результатом образа жизни европейских евреев.
В целом существовала прямая зависимость между возрастом человека и его сопереживанием жертвам. Чем старше человек, тем выше ощущение сопричастности.
В противоположность Холокосту, отодвинутому на периферию общественного сознания мировая война воспринималась как нечто насущное. Война определяла образ жизни каждого человека и общества в целом. Вопрос о том, уцелеет ли ишув, будет ли оккупирован врагом или нет, был судьбоносным.
В 1940 году итальянская авиация бомбила Тель-Авив, на улицах было введено затемнение, людям розданы противогазы. Речи Черчилля, борьба за Британию захватили жителей страны.
В годы войны печать ишува посвящала военным новостям главные страницы. Начиная с июня 1941 года с началом операции «Барбаросса» война сделалась еще более близкой. Притом что война в Европе хоть и воспринималась как трагедия, но в то же время была чем то далеким для выходцев из Восточной Европы, вторжение Германии в СССР оз начало что война ведется в родных местах многих жителей ишува. Потому ведущим источником информации было московское радио. Русский язык понимало несравненно больше людей, чем английский, на котором вещало Би-би-си. Каждый день начинался с новостей московского радио и голоса Юрия Левитана.
Советская военная проза господствовала на книжном рынке. «Повесть о настоящем человеке», «Молодая гвардия», «Панфиловцы» и многие другие книги.
Для молодежи были притягательны образы борцов антифашистского сопротивления, прежде всего советских партизан и подпольщиков. Когда Аба Ковнер публиковал «Боевые листки» для поднятия морали бойцов он использовал лозунги советской пропаганды «Смерть фашистским оккупантам!», «За Родину, за Сталина!».
Воображение жителей ишува поразила битва за Сталинград. Эта битва стала символом войны.
День Победы вызвал в ишуве сложные чувства. С одной стороны сожаление что Победа для европейских евреев пришла слишком поздно. Но вместе с тем радость была всеобщей.
Таким образом Холокост стал крайним выражением пессимизма и безысходности прошлой жизни. В то время как победа союзников во второй мировой войне символизировала победу добра над злом, победу прогрессивного режима над бесчеловечным. Что давало надежду на победу в будущей борьбе за Эрец Исраэль.
(Анита Шапира. Холокост и мировая война как составляющие самосознания ишува. «Сионизм, №3, 1996. с. 252 -254)
http://humanities1.tau.ac.il/zionism/templates/ol_similu/images/zionism_journals/zionism_20/13.pdf