По просьбе генерального директора новой израильской амуты, в которую я была приглашена в качестве соучредителя, даю краткую информацию о целях и задачах этой организации.
Инициатором создания и основателем амуты является Керен Фишзон, блогер и общественный деятель.
Наши задачи
Израиль - демократическое государство, в котором должны соблюдаться законные права граждан. Но, к сожалению, на практике права жителей Израиля соблюдаются не всегда, не везде и не для всех. Каждый случай нарушения прав порождает несправедливость, безвыходные жизненные ситуации, унижение и горе.
Зачастую люди, оказавшись в сетях бюрократии, не способны самостоятельно отстоять свои права. Особенно часто это происходит с новыми репатриантами в силу недостаточной информированности, незнания языка, неверия в свои силы, отсутствия средств.
Отсутствие координации между ведомствами
Наше исполнительная власть разделена на многочисленные министерства и ведомства, а те в свою очередь - на отделы и филиалы. Человека отсылают из одного учреждения в другое, но решение его проблем так и не находится.
Непрозрачность и неподотчетность межминистерских комиссий
Для решения некоторых вопросов существуют межминистерские и другие комиссии, работа которых проходят за закрытыми дверьми без приглашения истца и его адвоката, что не может не сказаться на выводах этих комиссий.
Дискриминация и культурные барьеры
Иногда закон не регламентирует определенные вопросы, и решение по ним каждый раз принимают должностные лица, исходя из собственного, совершенно недостаточного, понимания проблемы.
Причинами особенно болезненных случаев нарушения прав человека могут являться ксенофобия и сопутствующая ей дискриминация.
Чем мы можем помочь
1. Индивидуальные помощь и консультации
Амута будет оказывать помощь в юридическом обосновании подаваемых жалоб на основе существующих законов о защите чести и достоинства граждан, а также об обязательствах исполнительной власти предоставлять необходимую информацию. Мы будем принимать все без исключения обращения, сортировать их и выяснять с помощью специалистов, какое министерство решает данный вопрос. При выявлении нетипичных ситуаций, которые "падают между стульев", мы будем требовать вмешательства специальной межминистерской комиссии и/или внесения поправок в уже существующие законы.
2. Информирование по типовым проблемам
3. Юридическая помощь
4. Психологическая помощь
5. Присутствие представителей амуты на межминистерских комиссиях
6. Помощь должностным лицам в преодолении культурных барьеров
7. Предложение поправок и уточнений к законам
8. Присутствие на законодательных комиссиях в Кнессете
9. Привлечение внимания общественности к острым вопросам нарушения прав через СМИ
10. Привлечение внимания общественности и властей путем организации акций протеста
Информация о работе амуты и взаимодействие с заинтересованными в этой работе гражданами ведутся на
странице "Маген Мишпаха" в ФБ, а также на личных страницах соучредителей.
После объявления о создании амуты целый ряд блогеров высказали желание участвовать в её работе в качестве волонтеров.
Организован колл-центр для приема обращений о помощи и дачи первоначальных рекомендаций
Колл-центр будет работать ежедневно (кроме Шабата) с 8 до 20 часов, обработка звонков будет производиться тремя волонтерами организации, работающими одну шестичасовую смену в день. За два года организация ожидает получить приблизительно 400 обращений, из них примерно 10% составят дела, которые мы будем вести. В остальных случаях будут даваться начальные рекомендации по необходимым действиям.
В настоящий момент, помимо рассмотрения поступающих жалоб и участия в разрешении конфликтов, соответствующих профилю организации, "Маген Мишпаха" инициирует проект «Русский как иностранный». Под катом дается обоснование актуальности внедрения данного проекта.
Пресс-релиз
Методика «Русский как иностранный» - представляет Общественная организация «Маген Мишпаха» (Иерусалим)
На прошедшей 26 ноября 2015 г. в Тель-Авиве конференции «Русскоязычная община Израиля - есть ли будущее?» (в рамках Седьмых Штерновских чтений) я как генеральный директор амуты «Маген Мишпаха» поставила вопрос о об изыскании заинтересованными лицами средств на обучение преподавателей методике «Русский как иностранный» (сокращенно - «РКИ»). Кто же тут являются заинтересованными лицами? Это и важно понять.
Проблема сохранения русского языка в Израиле была в центре внимания участников конференции не случайно - эта проблема очень остро встала именно сейчас, через 20-25 лет после начала «большой алии», так как подросло так называемое «полуторное поколение» (приехавшие в Израиль в возрасте до 16 лет), а это поколение имеет детей, родившихся в Израиле. Дети второго поколения, если с ними никто специально не занимается, даже если и говорят в семье по-русски, уже не владеют русским как родным, их словарный запас мал, убог, они не умеют ни писать, ни читать на родном языке своих родителей и бабушек, а если и умеют, то очень плохо понимают прочитанное.
В то же время необходимость сохранения русского языка в последние годы стала очевидна всем: государство нуждается в русскоязычных специалистах во всех областях, а родители, бабушки и дедушки поняли, что без сохранения языка нет связи поколений и невозможно сохранить тот высокий духовный потенциал, который был нормальным явлением для выходцев из СССР в 90-е годы. Знание русского помогает молодым израильтянам лучше понять историю своих предков в стране Исхода, это знание считают важнейшим моментом не только светские граждане, но и представители некоторых религиозных общин - например, ХаБаДа. Второй язык - это не только семейные и культурные связи, но и важнейший фактор, помогающий в карьере. По мнению социологов и психологов, не потеря языка, а его сохранение является хорошим показателем абсорбции в Израиле: если семья потеряла русский язык, это говорит о ее неблагополучии, а не наоборот.
Что делать? У амуты «маген Мишпаха» есть конкретная программа. Нужно добиться выделения средств от государства на программу подготовки преподавателей по методике «РКИ». Автором методики является Нина Куриц-Власова, готовая вести соответствующие курсы. Методика РКИ в корне отличается от методик преподавания русского языка русскоязычным детям. Дети репатриантов в Израиле и эмигрантов в Европе не являются русскоязычными в полной мере. Чтобы русский стал их вторым родным, и нужна методика РКИ. Это поняли в 63 странах, где государство финансирует изучение русского детьми эмигрантов именно по этой методике. И лишь в Израиле, где и проживает Нина Сергеевна Куриц-Власова, учебные материалы издаются за ее личный счет…
От того, насколько серьезно общество и государство отнесется к продвижению методики РКИ, во многом зависит будущее русскоязычной общины в Израиле и даже будущее всей страны. Пора всерьез задуматься - что важнее: отмывание денег, выделяемых (в том числе и Россией) на продвижение подчас никому не нужных проектов, или забота о собственных детях и внуках.
Распространение методики РКИ берет под свое крыло наша амута. Мы уже выбрали желающих учителей-методистов, который хотят пройти курс у Нины Сергеевны Куриц-Власовой в Цфате. Хочу обратиться ко всем неравнодушным людям, к компетентным организациям, фондам, а также к Министерству абсорбции и правительству Израиля с просьбой помочь в поиске средств на этот проект
Керен Фишзон