Nov 29, 2015 22:37
(Иосеф Альпер о геополитических аспектах отношений Израиля с соседями в начале нового века)
Отношения Израиля с арабским миром перешли из состояния открытой враждебности к «холодному миру». Мирные соглашения Израиля с Египтом и Иорданией, переговоры с Сирией основаны на принципе «Мир в обмен на территории». Этот принцип принят также в отношении поселений. Поселения на Синае ликвидированы. Принято обязательство перед Сирией, что поселения на Голанах будут ликвидированы в момент достижения мира. Это прецеденты позволяющие рассчитывать что в момент достижения соглашений с палестинцами им будут переданы территории поселений.
Изменилось отношение мирового сообщества к палестинской проблеме и в частности к оккупации территорий. Образ палестинцев изменился от беженцев периода окончания Войны за Независимость до народа, имеющего право на самоопределение путем освобождения от оккупации.
Израиль проиграл демографическую войну. В настоящий момент нет резервов населения, позволяющих добиться еврейского большинства на территориях. Последняя массовая алия состояла из репатриантов из бывшего СССР,однако жить на терри. ториях они не собирались.
Если даже случится новая большая война, она не приведет к исходу арабов с территорий, как это было в 1948 году. Палестинцы ныне привязаны к земле, а многие в Израиле и в мире воспротивятся депортации. Следует рассчитывать на четыре миллиона арабов и пять миллионов евреев (из них 200 000 поселенцев) на территории Эрец Исраэль. Притом что уровень естественного прироста населения у палестинцев выше чем у поселенцев.
В свете этого трудно равнодушно воспринимать намерения поселенцев Иудеи и Самарии конфисковывать у палестинцев каждый лишний дунам общественной земли и создавать смычки территорий с враждебным населением даже если это делается ради заселения земли Израиля и воплощения сионистских идеалов.
Современная демографическая реальность подразумевает две возможности: Либо государство апартеида -когда евреи имеют статус господствующих и управляют в той или иной форме миллионами арабов, ущемленных в правах; либо двунациональное государство на всей территории Израиля, когда евреи во имя соблюдения демократических принципов отказываются от еврейского характера государства и управление государством осуществляется через равноправное взаимодействие арабов и евреев. Конечно это не входит в намерения поселенцев и общества в целом, но один из двух вариантов неизбежно осуществится в условиях противостояния принципу отделения.
Стремление израильтян к удержанию территорий «наследия» таких как Хеврон и Шила путем их заселения чрезвычайно затрудняет сопротивление требованию возвращения палестинских беженцев. «Если можно нам, почему нельзя им?»
ООП признала суверенитет еврейского государства в границах 1967 года, что составляет 78% территории подмандатной Палестины, но решительно требует признания своей власти на территориях Иудеи и Самарии и в Восточном Иерусалиме, что составляет 22% территории подмандатной Палестины.»
(Иосеф Альпер. С Зеевом против Зеева. Поселенцы и палестинцы. с. 128-133)
Итак описанные в книге события происходили двадцать лет назад. Израильские участники переговоров после их окончания подверглись бойкоту со стороны остальных поселенческих лидеров. Продолжения контакты не получили. Через несколько лет начнется Вторая интифада и участники окажутся по разные стороны баррикад.
Арабо-израильский конфликт