(в продолжение «Благодарственного письма отказникам»)
Конечно, я согласен с основной мыслью статьи, которая, мне кажется выражена в абзаце:
«Если молодой человек еврейской национальности в те годы изначально собирался эмигрировать из СССР, он должен был понимать, что ему не следует работать в оборонно-технической сфере, иначе у него могут возникнуть проблемы при выезде. Логично было обучиться на парикмахера или продавца и после этого подавать "на выезд".
Если этот молодой человек не собирался изначально эмигрировать, планировал сделать карьеру в СССР, но потом на каком-то этапе менял свои жизненные планы, он тоже должен был понимать, что в связи с наличием у него специфических знаний ему придется "посидеть в отказе". Большинство отказников это понимали и не создавали своему государству проблемы.»
http://il24.ru/israel/1250-blagodarstvennoe-pismo-otkaznikam-70-h-ot-repatriantov-90-h.html Именно так. Можно осуждать советскую политику отказа, но никакого отношения к государственному антисемитизму она не имеет. Работала логика административной системы. Но вот вопрос отсюда вытекающий: существовал ли в СССР государственный антисемитизм в принципе?
Для начала определимся с понятием. Государственным антисемитизмом можно назвать преследование государством либо ТОЛЬКО евреев, либо евреев в наибольшей степени по сравнению с другими народами. Оба варианта в разные периоды существовали в гитлеровской Германии.
А в СССР?
Когда говорят о советском государственном антисемитизме речь идет как правило о сталинском и брежневском периоде. Относительно «развитого сталинизма» Яков Кедми отмечает:
«Еврейский вопрос стaл aктуaльным в глaзaх влaстей СССР во время Второй мировой войны и после нее. В глaзaх Стaлинa и советского руководствa Соединенные Штaты стaли глaвным и сaмым опaсным врaгом Советского Союзa. А в США проживaлa сaмaя крупнaя и могущественнaя еврейскaя общинa в мире, силa и влияние которой только увеличивaлось. Большинство aмерикaнских евреев приехaло в США еще из Российской империи, и Советский Союз цинично использовaл еврейское влияние в Америке, создaв для этого Еврейский aнтифaшистский комитет.
Советское руководство предполaгaло, что усиление еврейского сaмосознaния обязaтельно приведет к укреплению связей между советскими и aмерикaнскими евреями. Престиж Еврейского aнтифaшистского комитетa в глaзaх евреев СССР был чрезвычaйно высок. Они обрaщaлись тудa с любыми проблемaми, связaнными кaк с нaционaльным вопросом, тaк и с личными нуждaми. Сaм фaкт существовaния комитетa консолидировaл и укреплял еврейское сaмосознaние. У aнтифaшистского комитетa были свои собственные связи нa Зaпaде, в чaстности, с aмерикaнскими евреями. Стaлин и большaя чaсть советского руководствa считaли, что этa ситуaция опaснa и не соответствует проводимой политике еврейской aссимиляции, поэтому необходимо ликвидировaть пробуждение еврейского нaционaлизмa в СССР. Дело было вовсе не в aнтисемитизме Стaлинa или его сподвижников, хотя среди них и были aнтисемиты. Речь шлa о холодном политическом рaсчете. (подчеркнуто мной. Е.К,)
Все это привело к ликвидaции Еврейского aнтифaшистского комитетa. Любые связи между советскими евреями и евреями зa рубежом подaвлялись с жестокостью. Влaсти пришли к выводу решить проблему еврейского нaционaлизмa тaк же решительно, кaк они решили проблему немецкого нaционaлизмa. В нaчaле войны немцы были депортировaны и сослaны, a Автономнaя Республикa немцев Поволжья былa ликвидировaнa. Еврейский вопрос, кaк и в свое время немецкий, стaл проблемой для советской влaсти, глaвным обрaзом вследствие его междунaродного знaчения. Другими словaми, в глaзaх влaстей сaмой большой опaсностью стaло имеющееся или потенциaльное учaстие врaждебных Советскому Союзу зaрубежных стрaн в рaзжигaнии нaционaльной проблемы и использовaние ее против интересов СССР. Невaжно, идет ли речь о Гермaнии с ее нaцистской идеологией или же о США, действующих нaпрямую и используя Изрaиль.»
http://www.rulit.me/books/beznadezhnye-vojny-read-283883-23.html Сталинский режим был преступным, бесчеловечным. Но действовал он по логике тоталитарной системы и был в той же степени антисемитским, в какой - антинемецким, античеченским, антитатарским и т. п. Ибо подавлял всякое свободное волеизъявление на уровне личностей или социальных или национальных групп. И антирусским он тоже был ибо уничтожал и ссылал русское крестьянство. А репрессированным по Ленинградскому делу вменялась в вину попытка создания отдельной компартии РСФСР.
Далее говорит Кедми и об отказниках. В этой проблеме он как нельзя более компетентен.
«Проверка и анализ, которые я провел, показали, что большинство отказов были оправданными с точки зрения советских правил соблюдения секретности, да и не только советских. Я довольно хорошо изучил не только систему допусков, принятую в СССР, но и основания для дачи того или иного допуска и связанные с ними сроки секретности. Не раз я проверял свою оценку на конкретных случаях, и обычно наблюдалось полное соответствие. Безусловно, бывали исключения по использованию предлога секретности для других целей, однако правила были четкими и обычно соблюдались. Лишь иногда возникали случаи, когда вследствие давления государственного руководства давались разрешения на выезд отказникам вопреки мнениям специалистов по безопасности. Одним из таких случаев была история Владимира Слепака, одного из заметных активистов, который после многих лет пребывания в отказе получил разрешение на выезд.
В соответствии с профессиональными правилами Слепак, который занимался проектированием систем стратегической противоракетной обороны вокруг Москвы, никогда в жизни не смог бы выехать. Часть отказников вообще не знали о том, что в процессе работы имели отношение к секретной информации. Я проверил сотни случаев подобных претензий и довольно быстро обнаруживал причину отказа в тех случаях, когда люди, которых это касалось, вообще не понимали, о чем идет речь. Истинную ценность секретной и важной информации, которая утекала вместе с отъезжающими, могли оценить только специалисты, когда эта информация попадает к ним. Советский Союз был далек от реальной оценки ущерба, нанесенного его безопасности вследствие раскрытия информации, которой обладали выезжающие из страны. Человек - почти неисчерпаемый источник информации, и в большинстве случаев он сам не представляет ее реального объема и ценности, и не раз он выдает ее расспрашивающему его специалисту, даже не сознавая и не понимая того.
Так или иначе, отказы семидесятых и восьмидесятых годов не служили инструментом для сокращения выезда. Количество новых отказов сокращалось, старые отказники, даже если период действия их допуска истек, не могли выехать без приглашения со стороны прямых родственников, если не считать отдельных исключений.»
http://iton.tv/kriminal/item/1796-novaya-glava-iz-knigi-ya-kedmi-beznadezhnye-vojny-26-3 В 1970 году жене друга нашей семьи пришло приглашение выехать для лечения больного детским церебральным параличом сына в Канаду. Отмечу, что это была чисто русская семья. В выезде было отказано по очевидной причине: ее муж и отец ребенка работал на военном авиационном заводе. Все та же логика административной системы.
Почему отказывали евреям в приеме во многие советские ВУЗы? Потому что организованная извне «борьба за алию» сделала советских евреев заложниками. Советская система опасалась давать высшее техническое образование людям, которые вдруг пожелают выехать. Тем более принимать их на специальности, имеющие оборонное значение. Притом что многие все же пробивались ибо в открытую подобных оганичений система не признавала.
И тем не менее тема отказников и «государственного антисемитизма» в СССР - одна из излюбленных в пропагандистском арсенале организаторов алии. По очевидной причине.
Если признать «Дело врачей» «дело ЕАК» при Сталине или дискриминацию евреев при приеме в ВУЗы гримасами безнационального тоталитаризма, мотивация потенциального репатрианта снизится. Стоит ли уезжать, когда можно попробовать изменить общество ЗДЕСЬ - хоть при Брежневе, хоть при Путине. Стоит только набраться смелости.
А вот если признать все перечисленное проявлениями всемогущего и всепроникающего антисемитизма, репатриант быстрее поймет что сегодняшние друзья (неевреи) завтра могут обернуться врагами. И потому примеры государственного антисемитизма надо беречь и преумножать. Незаменимый капитал. Ибо в отличие от тоталитаризма, антисемитизм победить невозможно. От него можно только бежать. В одном направлении.