Дочь Иосифа Бродского против авторского права

May 27, 2015 14:29

Дочь Иосифа Бродского Анна Александра Бродская-Соццани (в семье ее звали "Нюша" - когда умер отец, Нюше было два с половиной года)


выступила в Музее Ахматовой с пламенной речью против авторского права и сорвала аплодисменты.

Странность заключается в том, что в зале сидели люди, которым не раз приходилось обращаться в фонд Бродского за разрешением на публикации.
- Я выступала не от фонда, а от себя. Я не могу и не хочу говорить от имени фонда, это мои собственные убеждения. Я считаю, что авторское право - устаревшее понятие.
- Вы полагаете, что следует отменить любой копирайт?
- На мой взгляд, в сегодняшнем мире, где все стремительно оцифровывается, неизбежным образом все это отойдет в прошлое…  Каждый должен иметь право на лучшее, что есть в мире. Это относится и к науке, и к литературе...
- Если вспомнить крупных художников ХХ века, то за несколькими исключениями они все отлично себя продавали.
- Такое поведение диктует наша среда. Но представьте себе общество, в котором деньги не играют роли.
- Коммунизм.
- Нет. Такие проекты, как коммунистический, пытались добиться равенства, но оставались в монетаристской парадигме. Отсюда удручающий результат. Представьте экономическую модель, в которой уже нет потребности продавать свой труд. Люди бы тогда просто творили. Эйнштейну, например, не платили. Или Тесле. Но они занимались своим делом, потому что у них была внутренняя потребность. Поэтому несправедливо, что художник, который делится своим искусством, должен в то же время понимать, что, ничего не продав, он будет жить хуже.
- Книги, по-вашему, не надо продавать? Просто раздавать?
- Было бы здорово. Бакминстер Фуллер сказал, что вместо того, чтобы бороться с существующей реальностью, надо стараться создавать новую. Новую систему, новую модель. Поэтому чем заниматься мелкими деталями, нужно смотреть в корень: причина всех зол - монетаризм…
Человеку в принципе свойственно сотрудничать. К обратному нас вынуждает система, основанная на конкуренции. Возьмем, к примеру, лентяя, который не хочет палец о палец ударить. Он тоже имеет право на жизнь, на то, чтобы быть собой. А система заставляет его горбатиться на невдохновляющей работе. День-деньской. И это развращает.
- Вы так против конкуренции, но на ней строится искусство.
- Я считаю, что конкуренции тоже есть место. В детских играх, в спорте. В дружеских состязаниях. Но в принципе конкуренция подрывает основы человеческого достоинства. Гораздо лучше сотрудничать. И на этом строить свое общение с людьми. А конкуренцию оставим спорту. Всегда должен быть выбор. Нельзя заставлять человека конкурировать. Некоторым редким людям это идет на пользу. Но невозможно выстраивать общественную модель, выгодную единицам. Это нечестно. И так мы не сможем все реализовать свой потенциал.
- В Петербурге вас принимают как принцессу. Как рок-звезду. Вспышки фотоаппаратов.
- Здесь все бесконечно добры ко мне. Сплошное гостеприимство. Все спешат рассказать, как дорог им был мой отец, его книги…

Полностью на сайте colta.ru

http://www.colta.ru/articles/literature/7434
Какой контраст с дочерью Александра Галича, А.А. Архангельской, потребовавшей в 2009 году изъять тексты песен ее отца с сайта "Рутения" и огромной компенсации за "нарушение ее авторских прав"!
Подробно об этом в Открытом письме, которое подписали десятки деятелей культуры. Из этого письма:
"...Нам, и как специалистам по истории русской литературы, и как просто читателям кажется глубоко порочной практика ограничения некоммерческого доступа к культурному наследию. На наш взгляд, происходит опасная подмена: ограничениям подвергается не только коммерческое использование объектов авторского права, но и само обращение культурного наследия. А это вряд ли соответствует авторской воле. Парадоксальность ситуации состоит в том, что цензурированию (а иначе мы не можем описать процесс изъятия стихов из обращения) подвергся автор, которому именно советская цензура не давала пробиться к слушателю и читателю...

Как нам представляется, такая посмертная цензура и преследование свободного распространения текстов Вашего отца наносят ущерб не только нашей коллективной памяти, но и Вашим интересам, которые столь неловко защищают сотрудники РАО. Полноценные записи песен Галича, как любая настоящая поэзия, отнюдь не утратившая своей актуальности, гораздо успешнее издавались бы (и продавались бы), если бы тексты этих песен не подвергались репрессивному изъятию из обращения, а специалисты, бескорыстно составляющие научно-библиографические антологии русской поэзии, не получали бы повесток в суд...
Мы уже это проходили и знаем, что ничего хорошего из этого не получается".
http://www.polit.ru/article/20...
--------
В полной мере это можно отнести и к наследию Иосифа Бродского.

Искусство

Previous post Next post
Up