Как "русскому" стать лидером общенационального масштаба в Израиле

Jan 01, 2015 18:30

Субьективные заметки
http://il24.ru/israel/194-kak-russkomu-stat-liderom-obschenacionalnogo-masshtaba-v-izraile.html

Вчера, в последний день уходящего года, состоялись праймериз в Ликуде. Участки закрылись в 22:00. В голосовании приняли участие 55 процентов членов этой крупнейшей израильской партии.

Ликудники выбирали как председателя партии, который станет премьер-министром страны в случае ее победы на выборах 17 марта, так и "сборную", которая будет представлять Ликуд в Кнессете. На выборах председателя сюрпризов не было - Биньямин Нетанияху легко обошел единственного конкурента Дани Данона, набрав 75% голосов. Если чему и можно удивляться, то только тому, что 19 процентов ликудников поддержали Дани Данона - идеологически близкого представителям правого крыла этой партии, но явно "не доросшего" до поста премьер-министра Израиля. Еще шесть процентов воздержались.

Со "сборной" все получилось сложнее. На момент написания этой статьи подсчитано 80 процентов голосов, и подсчет продолжается, но первая "пятерка" определилась. После Нетанияху следуют Гилад Эрдан и Юлий Эдельштейн, набравшие почти равное число голосов и спорящие за второе место, за ними следуют Мири Регев, Исраэль Кац, Сильван Шалом и Моше Аялон. Все они пока могут попасть в ведущую пятерку.

Из возможных претендентов на членство в "четверке", следующей за лидером партии, только Сильван Шалом относится к умеренному крылу Ликуда. Все остальные имеют репутацию "ястребов" и могут создать серьезнейшие проблемы Нетанияху, если тот вдруг решит предпринять реальные шаги к решению палестинской проблемы. Однако вероятность такого поворота событий минимальна.

Остановимся на Эдельштейне. По результатам выборов в Ликуде и с учетом ослабления "Нашего Дома - Израиля", о чем речь пойдет ниже, Эдельштейн стал самым влиятельным и высокопоставленным русскоязычным политиком Израиля. Причем добился он этого не путем бронирования "олимовского места", как делают в некоторых других партиях, а борясь на равных за голоса членов крупнейшей и самой влиятельной израильской партии. Впечатляющее достижение. Если Эдельштейн все-таки выйдет на второе место, он станет наиболее вероятным наследником Нетанияху.

Это достижение еще более впечатляет, если учесть некоторые особенности биографии Юлия Эдельштейна. Он родился в семье православного священника Георгия Эдельштейна, автора хорошей книги "Записки сельского священника". Георгий принял крещение в 1952 году, его сын Юлий родился в 1958-м году, так что он вырос в православной семье. Но далее его пути с отцом разошлись.

"Юлик был крещен в православной вере, ходил в церковь. Но в 1979 году председатель КГБ Андропов арестовал группу "религиозных экстремистов", среди которых оказались Лев Ригельсон, Глеб Якунин и отец Дмитрий Дудко", - вспоминает отец Георгий.У отца Дмитрия Дудко Юлий Эдельштейн часто бывал в приходе и с ним приятельствовал.

"После своего ареста отец Дмитрий согласился сотрудничать с КГБ и появился на центральном телевидении, но не в рясе, а в плохо сидящем костюмчике, и каялся в антисоветской пропаганде. Когда отец Дмитрий это говорил, Юлик от переживания потерял сознание. И, я думаю, это было главным, почему он отошел от православной церкви", - рассказывает отец.


Юлий стал сионистом, преподавал иврит, поссорился с советской властью, отсидел в советской тюрьме и уехал в Израиль. Здесь он поменял имя на "Йоэль", стал религиозным сионистом, активистом поселенческого движения, занялся политикой и "дорос" до поста спикера Кнессета.

Можно сделать интересный вывод - в Израиле "русский" может добиться впечатляющего успеха и почти не почувствовать наличие "стеклянного потолка", если он публично отмежевывается от христианской стороны своей культурной идентичности, которая в той или иной степени присутствует почти у всех русскоязычных. Юлий Эдельштейн так и делал. Ровно год назад, накануне нового 2014 года, он запретил ставить новогоднюю елку рядом со зданием Кнессета, о чем попросил его арабский депутат-христианин Хана Суэйд.

Юлий Эдельштейн объяснил свое решение тем, что у многих евреев этот христианский символ вызывает тяжелые воспоминания. По словам спикера, данный символ напоминает этим людям о гонениях, которым подвергались евреи диаспоры. Спикер парламента также выразил уверенность в том, что существует множество других способов пожелать счастливого праздника христианам, проживающим в Израиле.

Юлий Эдельштейн добавил, что арабские депутаты Кнессета изо дня в день пытаются сломать границы, установленные для них еврейским государством. И если бы он разрешил поставить рождественскую елку, уже на следующий день поступила бы просьба установить рядом с менорой, являющейся символом Израиля, крест или полумесяц.


Прямо противоположным путем вынужденно идет сейчас Авигдор Либерман, председатель партии "Наш Дом Израиль". Он, будучи самым популярным и распиаренным политиком на "русской улице" Израиля, уже примерял на себя должность премьер-министра, но этим амбициям, похоже, никогда не суждено будет сбыться.

Обрушившееся на Израиль как гром среди ясного неба "дело НДИ" сыграло свою роль, но "звезда Либермана" начала закатываться до него, и главным образом благодаря другому политику - Нафтали Беннету.

Молодой и харизматичный лидер "Еврейского Дома" вчистую обыграл Либермана на поле борьбы за правый электорат. Либерман долго пытался позиционировать себя в качестве лидера правого лагеря, толкался с Нетанияху, стараясь обойти его справа. Он много раз заявлял, что его НДИ - не русскоязычная, а общеизраильская партия, и приглашал на самые высокие места в ее предвыборных списках коренных израильтян с высоким рейтингом, которых ему удавалось соблазнить - от Читы Коэна до ликудовского "наследного принца" Узи Ландау. Это делалось с одной целью - чтобы убедить правый, поселенческий и пропоселенческий электорат голосовать за НДИ. Либерман понимал, что будучи лидером только "русской улицы", он никогда не станет премьер-министром.

Появление Нафтали Беннета спутало все карты. Либерман стал абсолютно не нужным не только поселенческому сектору, но даже его немногочисленному русскоязычному сегменту. Этот сегмент гораздо больше доверяет Беннету и как человеку, и как политику, и как идеологу.

Оказавшись в неблагоприятной для него ситуации, Либерман совершил роковую ошибку - он начал метаться. Он заявил, что готов сидеть в правительстве, возглавляемом "леваками" Ицхаком Герцогом и Ципи Ливни, если они выиграют выборы. Он вновь вспомнил о своем плане обмена территориями и населением. По сути это не план, а декларация о намерениях, которая по содержанию "левее Бейлина", но ее левизна компенсируется громкой правой и антиарабской риторикой. Такая риторика могла подействовать на потенциального избирателя в период Второй интифады и сразу после нее, но нынешний усредненный избиратель-правоцентрист не понимает, хоть убей, почему Израиль должен "что-то отдавать". Его вполне устраивает статус-кво, желательно с болтовней о мирном процессе и имитацией переговоров, "чтобы успокоить американцев", поэтому он скорее проголосует за Герцога и Ливни, чем за Либермана.

Авигдор Либерман вдруг уяснил ужасный для себя факт - за ним никого нет, кроме "русской улицы". Либерман относился к этой улице как к надоевшей вусмерть жене, от которой при каждом удобном случае убегают к красивой любовнице и прочим дамам, отвечающим взаимностью. И вот никого, кроме той жены, не осталось, зато жена оказалась терпилой.

Авигдор Либерман поздравил русскоязычных с Новым Годом. Он вспомнил о празднике, который мы "привезли с собой, отстояли, отбились от напраслины". Он рассказывает журналистам о вещем сне, в котором израильская элита поклялась остановить "этого русского". Его однопартийцы окучивают русскоязычные пенсионерские клубы. Вариантов нет - скоро мы услышим безальтернативный в нынешней ситуации лозунг "Голосуй за своих, а то проиграешь".

Кросспост - http://leorer.livejournal.com/876633.html .

НДИ, Политика, Либерман, Ликуд, Русим

Previous post Next post
Up