По причине десятидневного отсутствия я не увидела вовремя
пост уважаемого
Evkam о несоответствии
одной моей записи тематике сообщества. Обижаться и вступать в очередные разборки по такому мелкому поводу сейчас не время и не место, сами понимаете почему. Однако, минимально отреагировать считаю себя вправе.
Я копирую чужие тексты только в случаях, когда что-то в них задевает за живое, отвечая моим собственным догадкам, которые хотелось бы, но не получилось пока выразить. И когда весь мой опыт участия в сообществе говорит о том, что данный текст действительно актуален.
Спасибо за поддержку комментаторов. В частности, уважаемый
vladiv , написал: "насколько я понимаю, заявленная тема непосредственно касается сообщества. Речь идёт о развитии либерализма, как общественной мысли." По-моему, сказано очень верно. Либерализм - это процесс, а не икона, и у каждого индивидуума и народа могут быть о нем свои представления, основанные на укладе и образе жизни, традициях, жизненном опыте и пр. Многие из нас, будучи молодыми и глупыми не очень осведомленными в том, что реально собой представляет демократическое общество, выбрали своим идеалом мироустройства США и послевоенную Европу. Самые продвинутые (теперь я могу определить их словом "циничные") откровенно насмехались над тютчевским "...У ней особенная стать..." Со временем я поняла и приняла эту максиму с единственной поправкой: особенная стать есть у всех. У народов, стран, индивидуумов. И сколько ни издевайся над ней, переломить в один присест и через колено ни одну языковую и культурную общность ещё не удавалось. Идеалы Руссо прекрасны, как прекрасны и стремления образованных и тяготеющих к воплощению идеалов, иногда ценою свободы и жизни. Честь им и хвала. Но есть реальность, а с нею и реальные интересы основной массы народа, обремененного такими пороками, как невежество, обскурантизм, воинствующий национализм, ксено- и гомофобия. И только личная заинтересованность большинства и критическая масса недовольства существующим порядком может определить вектор развития общества. Это длительный и болезненный процесс. Безусловно, огромную позитивную роль при этом могут сыграть как системные, так и внесистемные оппозиции, которые, тем не менее, должны отдавать себе отчет, какую огромную ответственность перед доверившимся им народом они на себя взваливают. Для некоторых стран путь к подлинной демократии будет длиною в несколько поколений и даже столетий, но, увы, они должны пройти его сами.
На мой взгляд, власть в России на сегодняшний день искусно лавирует между мерзостью тирании и злом попустительства. К чему привело второе, наглядно демонстрирует родственная России страна. Что будет завтра, я не знаю, но это будет только завтра.
Требовать стопроцентного соответствия либеральным нормам от страны, которая менее чем два поколения назад с постепенно убывающим энтузиазмом, но всё ещё строила светлое коммунистическое будущее, и народ которой фактически никогда не был свободен за исключением короткого периода в начале прошлого века (последствия известны) так же нелепо и даже цинично, как требовать от беременной женщины родить не через девять, а пять месяцев. А что уже говорить об экспорте демократии в куда менее развитые, чем Россия, страны.
Вот почему я считаю представленный мной материал актуальным и интересным, а в некотором смысле даже универсальным.
Пример России - страны, которую мы чувствуем и понимаем во всяком случае лучше, чем ту же Саудовскую Аравию, очень показателен. Да, у этой страны особенная стать. И у всех других тоже.