Беньямин Нетаниягу, как известно, на днях в ответ на утверждения Белого Дома и других зарубежных "ненавистников Израиля" о недопустимости строительства в Восточном Иерусалиме заявил, что Иерусалим - открытый город, и как любой еврей может купить недвижимость в восточной части города, так и любой араб, проживающий в Иерусалиме, может купить недвижимость в его западной части.
Статья в Гаарец (англ.) объясняет, что тут не так.
Смысл в том, что почти вся земля в Иерусалиме принадлежит Земельному управлению Израиля, а в 19-й статье его устава записано, что "человек иностранной национальности" (то есть, нееврей) не имеет права ни арендовать землю управления, ни тем более владеть ей.
А вот в случае прохождения Закона о земельном управлении Израиля владелец недвижимости в Израиле также станет владельцем земли и сможет продать эту недвижимость с землей кому хочет, в том числе "человеку иностранной национальности".
Полагаю, что именно в этом суть той борьбы, которая развернулась вокруг земельной реформы.
Беньямин Нетаниягу как человек, воспитанный в ревизионистской семье, искренне считает, что Государство Израиль без неделимого Иерусалима со "священным бассейном" (Храмовая гора, Масличная гора, Старый город и долина Кидрон) в центре него вообще не имеет смысла. Оно было создано в Палестине исключтельно потому, что здесь "земля Сиона и Иерусалим", и стало быть государство без Иерусалима равноценно условному "угандийскому проекту".
Но в отличие от патриотических блоггеров Беньямин Нетаниягу понимает, что сохранить Иерусалим за Израилем возможно только в одном случае - если арабы Иерусалима будут хотеть остаться в Израиле, а захотят они этого только в том случае, если будут обладать полным объемом прав. То есть, даже если они не захотят брать израильское гражданство, а останутся постоянными жителями, они смогут свободно жить и покупать недвижимость по всему Израилю.
В этом случае будет снята и проблема бывшей еврейской собственности в Восточном Иерусалиме. Например,
семьи из Шейх-Джараха, изгнанные туда в 1948 году из Яффо, Лода и Тальбие, смогут, получив компенсацию за свое жилье, вернуться в Яффо, Лод или Тальбие и купить там равноценную недвижимость. Судя по моей беседе с ними, они не против такого варианта. Жители Силуана, изгнанные из того же Тальбие или Катамона, тоже. Тогда им на смену в бывшие еврейские дома въедут евреи, и Иерусалим действительно станет однородным и неделимым.
А вот оппозицию данному закону, в которой объединились "Авода" и "Еврейский дом", именно такой вариант не устраивает. "Аводу" - потому что она объединяет именно потомков тех, кто награбил и присвоил арабское имущество в 1948 году. Достаточно проверить, кому принадлежат дома в бывших арабских районах Иерусалима. Они боятся. Электорату Либермана и Эли Ишая бояться нечего, поэтому они за закон. А "Еврейский дом" - этнонационалистические идеалисты, они против закона по той же причине, что и многие русскоязычные блоггеры.
2. Алуф Бен в той же "Гаарец"
написал статью о том, что арабские жители Израиля станут основным "мотором" экономического развития страны в ближайшей перспективе.
Судя по статье, алия в Израиль закончилась, и приходится искать дополнительные трудовые ресурсы.
Для того, чтобы экономика любой страны развивалась, необходимо главное условие - наличие значительного резервуара квалифицированной и относительно малооплачиваемой рабочей силы, готовой много работать и тратить заработанные деньги внутри страны. Причем должны присутствовать все четыре позиции. Иностранные рабочие "плохи", потому что они вывозят деньги за границу. Беженцев из Африки трудно назвать квалифицированными. Алия из СНГ и любых других мест закончилась, поэтому остались только израильские арабы.
Если исходить из того, что Алуф Бен имеет репутацию центриста и рупора израильских элит, можно сделать вывод о том, что вопрос о реализации плана Либермана в любом виде на повестке дня не стоит.