Каждой революции нужен гимн

Dec 08, 2013 12:23



Эта похожая на сказку история уже широко известна. Но сегодня, в связи с многочисленными публикациями на смерть Нельсона Мандейлы, хотелось бы напомнить о ней.

В 2012 году на экраны вышел фильм "В поисках Сахарного человека" (Searching for Sugar Man),  получивший премию "Оскар" как лучший документальный фильм. Как раз про эту историю.

Итак, одна американка, приехавшая в 70-е годы в гости к другу в ЮАР, привезла с собой альбом исполнителя по имени Родригез. Альбом настолько понравился, что началось массовое перекопирование. В музыкальных магазинах о певце ничего не знали, пластинки его не продавались. Более того, песни, которые слушали миллионы жителей страны, на радио были под запретом. Единственную хранившуюся в фонде копию зацарапали, чтобы никто не мог дать её в эфир.


Вспоминают музыканты и свидетели:

В то время Южная Африка была очень консервативна. Самый рассвет апартеида. Даже телевидения не было, потому что телевидение было "прокоммунистическим". Все запрещалось, кругом цензура. Родригез стал чем-то вроде символа сопротивления. Но никто ничего не знал о нем, он оставался тайной, в отличие от других американских исполнителей, у нас была только фотография с обложки. Для многих южноафриканцев он стал саундтреком нашей жизни. Одна из его песен называлась "Блюз антиистеблишмент". Мы не знали, что значит выступать против истеблишмента, пока не услышали песню Родригеса и поняли, что это нормально - выступать против общества, быть злым на общество. Потому что мы жили в обществе, где все силы были направлены на защиту апартеида от его конца. Альбом каким-то образом уловил это, его слова практически делали нас свободными от угнетения.
Каждой революции нужен гимн, и в Южной Африке Cold Fact стал альбомом, позволившем людям освободить сознание и начать думать иначе.

Мы были в самом разгаре апартеида, под действием санкций всех стран мира. Южноафриканским музыкантам не разрешалось играть за рубежом, зарубежным исполнителям не разрешалось выступать в ЮАР, занавес был опущен. Страны по всему миру говорили жуткие вещи про правительство апартеида, но мы об этом не знали, потому что новости контролировались. Большинство населения было маргинализировано и лишено возможностей заниматься торговлей. То же самое происходило в нацистской Германии. У нас был филиал нацистской Германии, но если бы газеты написали об этом, их бы засудили.

Но живя в Южной Африке и будучи белым, ты ничего не мог предпринять против. Правительство было очень жестким. По сути у нас был военный режим в то время. Если ты выступал против апартеида, тебя могли посадить на три года. Поэтому, несмотря на то, что достаточно много белых были частью борьбы, большинство белых не участвовало. За вами следили, повсюду шпионы. Было страшно, и люди боялись. Но из сообщества африканеров выросла группа музыкантов, поэтов, и для них, когда они слушали Родригеза, как будто голос говорил с ними: "Ребята, есть выход. Выход есть. Вы можете писать музыку, можете создавать образы. Можете петь, можете выступать." Они стали первой по-настоящему оппозицией апартеиду, выросшей из сообщества африканеров. Это молодые местные ребята. Каждый из них скажет, что был вдохновлен Родригезом. Ребята, считающиеся иконами местной музыкальной революции, скажут как один: "Родригез был одним из нас."

В 1996 году Родригеза отыскали двое его поклонников из африканеров, история поисков почти детективная. Вопреки слухам о самоубийстве в связи с неудавшейся карьерой, Родригез оказался жив. На тот момент он жил в своем родном городе Детройте, занимаясь тяжелым физическим трудом. Абсолютно безвестный среди соотечественников и ничего не слышавший о своей феноменальной славе в далекой стране за океаном. Вышедшие в США в 70-х два альбома, от которых продюсеры ожидали грандиозного успеха, не принесли ему ни славы, ни денег, тот проект провалился.

Родригезу организовали турне в ЮАР. До последнего в стране никто не верил, что это тот самый певец-легенда, что можно увидеть его во плоти. Легенда оказалась скромным, застенчивым человеком, но когда он запел, стало понятно, что все без обмана.

Кадр из фильма: южноафриканцы стоя приветствуют Родригеза на его первом концерте в ЮАР.



Фильм онлайн с русскими субтитрами

Искусство, Апартеид

Previous post Next post
Up