Нет предела подлости той интеллигенции, которая не только не способствует смягчению нравов, развитию народной самоиронии, а нагло зарабатывает дешевую популярность, разжигая националистические страсти.
Фазиль Искандер
Так совпало, что недавно затронутые в левых сообществах темы оказались в некой перекличке: о
переписке Виктора Астафьева с Натаном Зйдельманом и
Дины Рубиной с Аллой Шаинской.
Два очень значительных писателя, русского и еврейки по национальности. Хорошо помню шум, поднятый продвинутой интеллигенцией после публикации переписки Астафьева с Эйдельманом. Чувство горечи от разочарования в одном из любимых писателей, казавшемся образцом честности и человечности. Время было горячее, слово каждого известного человека, не соответствовавшее твоему пониманию справедливости, воспринималось болезненно.
Позднее прошел слух, что Астафьев признал свою неправоту и извинился. Подтверждение, в частности,
здесь. Писатель приступил к очень тяжелой работе, которую считал главным делом жизни - книге о войне. Название романа "Прокляты и убиты" взято из старообрядческих стихир:
писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты
Эпиграф к первой книге романа:
Если же друг друга угрызаете и съедаете.
Берегитесь, чтобы вы не были
истреблены друг другом.
Астафьев был в числе 42-х известных литераторов, подписавших в 93-м году
письмо к Ельцину, требовавшее, в частности, ввести и широко использовать жёсткие санкции за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти. Он выступил в одной компании с русским Дмитрием Лихачевым, грузином Булатом Окуджавой, белорусом Василем Быковым, евреем Александром Гельманом, хотя, казалось бы, естественными союзниками Астафьева должны были стать Александр Проханов и Василий Белов, выступившие против письма 42-х. Я вижу в этом поступке уже немолодого тогда писателя наличие огромного потенциала к нелегкому переосмыслению, работе над собственными ошибками, к нравственному росту и - если просит душа - к покаянию.
Не будучи интеллигентом и интеллектуалом по рождению и среде общения, выросший и проживший большую часть жизни в глубокой провинции, практически не занимавшийся внутриписательскими разборками и и не вхожий в кулуары писательской элиты, Астафьев доказал способность к восприятию новой реальности, а также то, что его природное чувство справедливости находится в постоянной работе.
Что же с еврейкой Диной Рубиной?
Её имя запомнилось читающей публике сразу же, с первого рассказа. Прекрасный язык, живые образы, четкая композиция, умеренная доза самоиронии, благодаря чему Рубина оказалась очень "нашим" автором. Нет, не еврейским "нашим", а "нашим" для всех, тогда ещё советских, книголюбов, кто ждал свежего слова в литературе, подустав от тяжеловесных романов.
Рубина выросла в интеллигентной еврейской семье, в многонациональном окружении. Прекрасный бэкграунд для талантливого человека, и она им воспользовалась в полной мере. Я очень люблю её книги, особенно ранние. Написанные позже мне нравятся меньше, но нельзя требовать от писателя исключительно нетленок. От него вообще ничего нельзя требовать, он никому ничем не обязан. Единственное и всего лишь желательное: оставаться честным и порядочным человеком, а у Рубиной были к этому все предпосылки.
Хотела тебя развлечь. Тут возникла некая полемика в связи с моим эссе о войне. Открытое письмо некой Аллы Шаинской - левой сволочи, которая во время войны договорилась до того, что Израиль - не имеет права на существование.
Такого врага надо истребить. Гадину надо задавить в ее норе.
Вот в чем беда израильской левой: даже не их пресловутая безмозглость, не их жалкая кротовья слепота, а вот это желание понравиться «оппонентам» больше, чем любить своих.
Только я не желаю быть жертвой вслед за этой горсткой безумцев. Не хочу, чтобы во имя арабских детей еврейские дети выросли психопатами и заложниками в политических играх продажной швали.
Левая сволочь, безмозглость, продажная шваль - нет, это не из анналов сообщества газа2009. Это лексикон выросшей в интеллигентной еврейской семье и получившей прекрасное образование талантливой писательницы, приближающейся к своему шестидесятилетию.
Бесхистростный мужик из Красноярского края за порогом этого возраста смог проникнуться идеями интернационализма, изменить свои взгляды, остаться верным врожденному чувству справедливости. А Дина Рубина предпочла обратную дорогу.
Интервью с Диной Рубиной:
Палестинские пальцы в израильской розетке Повторю эпиграф поста:
Нет предела подлости той интеллигенции, которая не только не способствует смягчению нравов, развитию народной самоиронии, а нагло зарабатывает дешевую популярность, разжигая националистические страсти.