БИТВА ЗА ДАМАСК

Feb 18, 2013 12:09


Сложно сказать, почему руководство РФ и близкие к нему СМИ подерживают режим Башара Асада в Сирии. Может быть дело в том, что он выступает в качестве покупателя российского оружия. Может быть, руководство РФ хочет, чтобы США и Евросоюз увязли в арабских революция и контр-революциях и меньше были озабочены положением в России (хотя ни США, ни НАТО не предприняли интервенции в Сирию). Или тут работает инерция - Россия долгое время ориентировалась на алавитскую Сирию, как на союзника. Но похоже, это ставка на проигравшего.

Представители секты алавитов, играющие выдающуюся роль в руководстве Сирии (1), и правящая партия БААС, постепенно теряют контроль над страной. Любопытно, что на это указывает репортаж проасадовской и пропутинской Комсомольской Правды. Если кратко суммировать то, о чем сообщают корреспонденты КП из Дамаска, вырисовывается следующая картина.

Бои идут уже в непосредственной близости от столицы Сирии и в ее пригородах. Все или почти все дороги, связывающие Дамаск с другими регионами страны, либо перекрыты повстанцам, либо атакуются ими и пользоваться этими дорогами небезопасно. Даже на единственной, сравнительно безопасной трассе, связывающей Дамаск и Бейрут, недавно были застрелены высокопоставленные иранские чиновники (Иран поддерживает режим Башара Асада). Основные силы повстанцев накапливаются под Дамаском. Поток боевиков "не иссякаем". Повстанцы так же контролируют часть Алеппо (экономическая столица Сирии, ее главный промышленный и финансовый центр) и отрезали этот город от сил режима. Разумеется, в интервью правительственные чиновники пытаются преуменьшить успехи своих противников; нет сомнений и в том, что на стороне Асада абсолютное превосходство в тяжелой технике.  Но карта боевых действий говорит сама за себя (2).

В 25-миллионной Сирии наиболее лояльные правительству алавиты составляют только 10% населения, а наиболее жесткие его противники, арабы-сунниты, - более 60%. Некоторые влиятельные этнические меньшинства, прежде всего курды, так же не на стороне правительства (они создали на севере Сирии независимый анклав), хотя, Асада, вероятно, поддерживает какая-то часть местных христиан. Но ставка на этнические меньшинства и превосходство в технике вряд ли приведет Асада к победе. Время работает против него, перевес его противников в конфликте становится все более очевидным.

Арабская революция в Сирии развивается по наихудшему сценарию.  Вызванная изначально не только межконфессиональными, но, как и везде в арабском мире, от Бенгази до Каира, социально-экономическими противоречиями, обнищанием низов и неолиберальными экономическими реформами, она приняла характер этно-конфессиональной розни. Сирия стала новой Югославией.

Один из крупнейших современных исследователей левых взглядов, Самир Амин, писал, что дестабилизация режима вызвана "гигантскими уступками экономическому либерализму" (3). Потенциально данное обстоятельство могло вести к социально-классовому сценарию, развитию низового многонационального революционного движения. Случилось другое - это другое ужасно по своим последствиям и может стать еще хуже. В случае поражения восстания продлится резня в суннитских районах. В случае его все более вероятной победы может произойти холокост алавитов.

События в Сирии демонстрируют колоссальное значение национального вопроса в революции. Между тем, Ближний Восток дает примеры разных возможностей решения этого вопроса. Стоит помнить о восстании рабочих советов против режима Саддама Хусейна в Северном Ираке, в 1991 г, восстании, объединившем вокруг этих органов самоуправления арабских и курдских трудящихся. "...Рабочие громили дома местной элиты и изымали из складов и магазинов необходимые товары. Во время волнений для координации действий на митингах и собраниях жители кварталов и рабочие предприятий создали советы (по-арабски - шура). В распоряжение советов перешли захваченные склады и магазины. Советы занялись распределением изъятых товаров среди населения. Шура была образована в каждом квартале, на каждом предприятии, в каждой отрасли промышленности - всего в Сулеймании действовали 42 совета. 5 марта волнения в Сулеймании переросли в вооружённое стихийное восстание. В нём участвовали 30000 человек. На их сторону перешла большая часть солдат. После ожесточённых боёв с войсками и полицией город перешёл в руки восставших. Восстание победило в Рании, Чвар-Корне, Эрбиле и других городах Севера. 20 марта одержало победу рабочее восстание в Киркуке. Были созданы органы координации действий восставших на уровне городов - советы делегатов шур кварталов, предприятий и их координационный центр - Центральный Рабочий Совет Севера". Силы советов, объединявших арабов и курдов, вступали в бои не только с  силами, верными режиму Саддама, но и с отрядами курдских националистов, терроризировавших арабское население (4).

Революция может развиваться по различным сценариям. Среди них есть и широкая многонациональная сеть самоуправления, выступающая против хозяев любой национальности, и межэтническая резня, когда трудящиеся разных национальностей воюют друг против друга вместе с хозяевами своей национальности.  Выбор за самими людьми.

1  Так как сторонники Асада часто изображают этот режим интернациональным, приводим статистику по алавитской Сирии династии Асадов
http://left-liberal-il.livejournal.com/1661782.html
http://express-orient.com/tag/siriya

2. http://www.kp.ru/daily/26033/2949766/

3. http://liva.com.ua/samir-amin.html

4. http://shraibman.livejournal.com/136123.html
Previous post Next post
Up