Полностью согласен с ним. Старик снова во всем прав. Он прав в том, что будучи убежденным атеистом, выступает против наездов на ортодоксальную общину со стороны "светских" национал-патриотов, напоминающих в своих крайних проявлениях банальную антисемитскую кампанию. Дожили, как говорится, в еврейском государстве.
Любая сложившаяся община, включая ортодоксальную, имеет полное право на свой нарратив, свою систему ценностей, сохранение своей особости. Разумеется, не имея права навязывать свои ценности остальным. Надо уважать "другого" во всем, но не позволять ему диктовать тебе свой образ жизни. У нас все происходит с точностью до наоборот.
Равенство в несении бремени, катастрофа для ЦАХАЛа
Ури Авнери, 14.02.2013 г.
Я принял присягу в ЦАХАЛе в день, когда он был создан, в разгаре войны 1948 года. Я служил в роте «Лисы Самсона», прародительнице всех армейских спецназов. Мы были элитным подразделением и так сами себя воспринимали. Мы ненавидели отлынивающих от службы и особенно «джобников», ходивших в начищенной форме и отсиживавшихся в тылу.
Я заранее сказал об этом, чтобы моя следующая фраза была понята правильно. Я против «равенства в несении бремени». Я возражаю против службы ортодоксов в ЦАХАЛе как по практическим, так и по этическим соображениям.
По этическим соображениям мы должны признать уникальность ортодоксальной общины. Она отличается от всех остальных секторов нашего народа. Некоторые говорят, что это другой народ, как и наши сограждане-арабы. Возможно, даже в большей степени. Ни один офицер не мечтает о призыве арабов - граждан Израиля в ЦАХАЛ. Мысль о том, чтобы вооружить арабскую молодежь и дать ей военную подготовку, вызывает в армии трепет. Идея призыва ортодоксов не менее абсурдна, хотя и по другим причинам.
Ортодоксальная община выступала против сионизма со времени Герцля, исходя из принципиальных соображений, порожденных религиозной верой. Эта община живет в Израиле как в диаспоре, она замкнута и отгорожена от других. Требование, чтобы она отправила своих молодых людей и продолжателей в общество израильских гоев, выходцев из лучших пабов Тель-Авива, привыкших к вседозволенности, хуже требования питаться свининой. Раввины правы, утверждая, что после военной службы эти молодые люди будут потеряны и уже не смогут вернуться в ортодоксальную общину.
Требование заменить военную службу на «гражданскую» следует отвергнуть в принципе. Если это будет сделано, расходы окажутся огромными, будет нанесен сильнейший удар по обычным работникам, а польза окажется минимальной. И главное - это не «равенство в несении бремени». Надо просто признать, что есть особая община, отличающаяся от остальных во всем, имеющая право жить своей жизнью без вмешательства в нее государства. В то же время государство не должно финансировать эту общину.
Я убежденный атеист. Я за полное отделение религии от государства. Я презираю религиозные партии независимо от того, какую религию они представляют. Но это не мешает мне испытывать эмпатию к людям с разными религиозными убеждениями. Я точно так же презираю политиков, пытающихся прорваться к власти на волне ненависти к религиозным евреям.
С практической точки зрения это станет катастрофой для ЦАХАЛа. После призыва ортодоксов в армии появятся десятки тысяч солдат, ненавидящих ЦАХАЛ и все, что он символизирует. Эти солдаты будут подчиняться только приказам раввинов, откажутся выполнять приказы командиров, когда раввины велят им так поступать. Многие отбудут весь срок службы в военной тюрьме номер шесть. Попытки навязать массам ортодоксов службу в армии на действительно равных для всех условиях приведут к беспорядкам, результат которых трудно предсказать.
ЦАХАЛу эти солдаты не нужны. Я знаком с офицерами, с ужасом ожидающими их призыва. Если такие люди будут призваны, они полностью изменят характер нашей армии. Идея создания специальных лагерей для ортодоксальных подразделений с раввинами и йешивами нелепа. Понятно, что ни одна солдатка не сможет зайти в такой лагерь. «Равенство в несении бремени» раздует еще больше и без того раздутый военный бюджет.
Есть простое решение проблемы «равенства в несении бремени». Надо положить конец устаревшей всеобщей воинской обязанности. Лучшие армии мира уже давно отказались от нее, перейдя к профессиональной армии, состоящей из волонтеров. В наше время бой перестал быть столкновением двух людских масс, как это было в битвах при Ватерлоо и Бородино. Современная армия - это маленькая профессиональная организация, пользующаяся высокотехнологичным оборудованием, с которым должны работать опытные профессионалы. Чем больше армия, тем меньше ее эффективность.
Были времена, когда всеобщая воинская обязанность являлась прогрессивным идеалом. Левые идеологи поддерживали этот принцип, чтобы воспрепятствовать авторитарным правителям использовать армию против народа. У нас всеобщая воинская обязанность была частью киббуцной идеологии и социалистического сионизма. Те времена давно прошли. Раньше или позже Израилю тоже придется перейти к добровольной и профессиональной армии, и лучше будет, если это произойдет раньше, а не позже.
Многие удивятся моему беспокойству о судьбе ЦАХАЛа. Я любил ЦАХАЛ, пока его не превратили в оккупационную полицию. Я уверен, что оккупация прекратится, и Государство Израиль будет жить в мире и добрососедстве с Государством Палестина, расположенным рядом с ним. Но и в будущем как европейским странам, живущим после сотен лет войн в идеальном мирном общежитии, так и Государству Израиль будет нужна маленькая, хорошо подготовленная, эффективная и профессиональная армия.
http://www.haaretz.co.il/opinions/1.1929690