Партия "Даам" говорит об обществе, в основе которого будет солидарность

Jan 21, 2013 03:17




"Если рассуждать в соответствии с секторальным образом мыслей, всем нам знакомым, то есть правые и левые. Есть евреи и арабы. Есть добро и зло. Цена, которую мы заплатили за это мышление - игнорирование деталей. Перерасчет этой цены на политическую реальность здесь и сейчас - это игнорирование русского голоса. Незначительная деталь? Вовсе нет! Партия Даам понимает это и действует соответственно.

Израильская партия Даам привлекает в последние недели всё больше внимания, в немалой степени благодаря Асме Агбария-Захалка, её лидеру. В большой степени из-за нее, но не только из-за нее. Голос этой партии, ее высказывания предлагают новый образ политического сознания, и люди слышат его.
Партия Даам говорит об обществе, в основе которого солидарность, которое признает разнообразие секторов и тот вклад, который они вносят в общество в целом, и призывает включить их в единый равноправный социум, обращающийся к каждому из них одними и теми же словами. Таков предвыборный лозунг «Справедливость - одна для всех», такова деятельность партии на местах, и таковы активисты, вступающие в ее ряды с головокружительной скоростью: евреи, арабы и русские тоже.

Говорит Нир Надер, кандидат номер два в списке: «Наше знакомство с русскоговорящей публикой началось через нашу рабочую организацию Маан. Мы работаем с различными секторами трудящихся, и почти в каждой области, с которой мы соприкасались, была и русскоговорящая публика, будь то фрилансеры на образовательном телевидении, работники субподрядчика в Управлении археологии Израиля, водители грузовиков или заводские рабочие - везде мы налаживали связи с русскоговорящей публикой. Согласно нашему пониманию, необходимо знать, обращать внимание и относиться с уважением к каждой группе населения, и вести себя в соответствии с ее культурными кодами. Мы обратили внимание, что не только есть много рабочих, которые не говорят на иврите, но и что многие из тех в этой общине, кто говорят на иврите, по-прежнему хотят продолжать и поддерживать свои культурные традиции и жить в среде родного языка. Так мы начали переводить наши материалы на русский язык, и сейчас на нашем веб-сайте есть русская страница.

Русский голос и правый лагерь - разъяснение связи

Зоя Черкасская, 36 лет, художница, говорит, что социальный протест пробудил в ней политическое сознание и понимание необходимости действия. Оттуда путь к Даам был коротким. «Я увидела Даам в Фейсбуке», - говорит Зоя. «У меня сложилось впечатление, что это люди, которым в самом деле не все равно. Я обратилась к ним и предложила содействие. Началось с рисунков, потом я переводила материалы на русский язык, и скоро моя деятельность вышла далеко за рамки этого. В Даам есть дискуссионные группы, обращающиеся к русскоязычной публике, Даам обращается к русскоговорящим израильтянам на русском языке и, главное, есть реальная забота о русских трудящихся во всех профессиональных секторах. Это то, что произвело на меня самое большое впечатление в Даам - они действительно приходят на рабочие места, это для них действительно важно, не только в контексте выборов. Они много работали на местах задолго до выборов, и я уверена, что они будут продолжать работать и после выборов.»

«Я думаю, что русская публика во многом обращается к правому лагерю просто по причине отсутствия информации», говорит Зоя. «Люди, как правило, не сидят весь день, раздумывая о том, за кого голосовать. Они голосуют за тех, кто присутствует в их жизни, и правые прекрасно работают с ними. Они приходят, они интересуются, они помогают. А в это время, левые продолжают сидеть в своей башне из слоновой кости, игнорируя более чем миллион голосов, попросту ускользающих из зоны их радаров».

«Кроме того, существует мощный стереотип о русских как о «не евреях», и, по их мнению, присоединение к националистическому лагерю помогает им обрести легитимацию, представляя их, как, вроде бы, «нормальных», как «часть». Это их способ продемонстрировать, что они являются частью общего, и это непростое высказывание о социуме. Кроме того, существует опасение в отношении этого понятия «коммунизм», которое отождествляется с левым лагерем. Люди считают, что это они уже проходили, и они не хотят повторения. Для них, коммунизм - это когда в магазинах пусто, когда нельзя говорить, нельзя выехать за границу, и ваши карманы проверяют когда вы приходите на работу и когда вы идете домой с работы. Но это не имеет отношения к коммунизму и не обязательно, чтобы был коммунизм, чтобы это произошло. Это скорее имеет отношение к национализму, и вот, сейчас это происходит именно с другой стороны. Левые должны объяснить это людям»

Шломо Крол, 42 года, работник хайтека, переводчик поэзии и активист Даам, впервые познакомился с Даам тоже через Фейсбук. Он приехал на мероприятие, посвященное открытию предвыборной кампании. Tо, что говорилось там, произвело на него впечатление и убедило присоединиться к их деятельности. Ему тоже известно, что левые партии не смогли найти подход к русским избирателям, но он отмечает, что в нынешней предвыборной кампании в этом отношении происходят изменения. «Я думаю, что этот стереотип, мол, русский значит правый - препятствие для левого лагеря, и этот стереотип несправедлив», говорит он. «Стоит только проверить опросы общественного мнения, и мы убедимся, что среди русских такое же распределение голосов между партиями и такие же политические и общественные взгляды, как и среди остальных светских израильтян.

«Протестное движение изменило и обновило общественный дискурс. Протест и тяжелое экономическое положение среднего класса. Дискурс в Израиле изменился. Молодые люди, которые прежде не желали говорить о политике, вдруг начали интересоваться и поняли силу и значение политики в их жизни. И я думаю, что Даам представляет этот дискурс, это естественное продолжение голоса протестного движения.»

Русский голос и Даам - часть целого

В статье, которую опубликовал в Мегафоне неделю назад Роман Бронфман, он пишет: «В книге «Миллион, изменивший Ближний Восток, советская иммиграция в Израиль» (Лили Галили, Роман Бронфман, издательство Матар) приведен рассказ об интересном эксперименте, проведенном в Мидрешет Адам в первой половине девяностых: группе иммигрантов из бывшего СССР предложили прочитать программы всех израильских партий в русском переводе, причем, названия партий были стерты. Большинство иммигрантов выбрали Мерец.»

«Для меня, то, что привлекло меня к Даам более всего, было то, что Даам оставляет позади весь этот дискурс «хорошо для евреев», «хорошо для русских», «хорошо для арабов», объясняет Зоя. «Эта партия меняет группу принадлежности. Не существует общего интереса у всех русских. Это же логично. Группа, к которой я принадлежу, с которой у меня общие интересы - это мой социально-экономический класс или моя культурная сфера. Я должна заботиться об этом, отсюда я должна черпать силы.
Я жила в Берлине пять лет, и там есть явное неприятие всяческих проявлений национализма. Видно, как люди там до сих пор страдают от чувства вины. Так вот, я думаю, что пора бы нам уже выйти из этой штуки, мол, «нам угрожают». Есть государство, есть язык, есть идентификация, так пора уже прекратить это постоянное запугивание. Оно не делает нас сильнее. Наоборот, оно ослабляет нас, не позволяет нам расти. Пора выбираться из комплекса жертвы.»

«И даже если правые усилятся, это не продержится долго. Протестное движение - это больше не действия одиночек. Общественный дискурс изменился и это необратимо. Мы живем в маленькой стране, и в этом преимущество, потому что все здесь гибко и может легко измениться. И это изменится, потому что нынешняя ситуация бьет по слишком многим. В России все время говорили о жертвах коммунизма, но жертвы капитализма и счесть невозможно.»

Асма Агбария-Захалка, стоящая во главе списка, подчеркнула в интервью Девятому каналу в прошлую среду тесную связь между Даам и русскоговорящей публикой: «Мы в Даам работаем с русскоязычной публикой ежедневно, мы объединяем в профсоюзы работников субподрядчика, чтобы они не были жертвой жестокой эксплуатации, без пенсии, за минимальную заработную плату. Мы приходим, чтобы изменить эту ситуацию, с помощью рабочего объединения, альтернативного Гистадруту, которое называется Маан. Мы приходим для того, чтобы и для них быть как политическим адресом, так и адресом альтернативного профсоюзного объединения.»

«В Советском Союзе была серьезная проблема, потому что там была диктатура наряду с социализмом. Это не может работать. Социализм должен быть демократическим, и это та весть, которую мы несем здесь. Новый социализм, уважающий честь и достоинство человека и свободу личности.»

Шломо Крол добавляет: «Стереотип, что русские - правые, подобен накликанной беде. Левые считают, что русские правые и нет смысла прикладывать усилия ради русских голосов. Однако на деле среди русской публики существует широкий спектр взглядов и стоит прикладывать усилия для привлечения голосов русскоязычных избирателей. Даам это делает.

«Лично я пришел в Даам не в качестве русского, но просто как гражданин. Я поддерживаю платформу Даам, то, что это еврейско-арабская партия, общегражданская, не секторальная, защищающая права трудящихся. Всех трудящихся. То, что Даам делает на рабочих местах, ее работа с водителями грузовиков и заводскими рабочими, среди которых немало русских - это оказывает большое влияние. Вдруг, весь этот дискурс «мы против них» теряет значение. Появляется дискурс «мы», и если Даам смогли достичь этого в своей деятельности, то и общество в целом может превратиться в эгалитарное и солидарное. Мне очень нравится то, что речь идет о партии, которая в принципе против национализма, в отличии от других левых партий, в которых присутствует еврейский или арабский национализм. Я считаю, что современное общество не может быть националистическим. Все эти националистические лозунги могут иметь смысл для национально-освободительных движений, но когда национально-освободительное движение становится государством, это должна быть демократия, а не этно-демократия. Мне очень близки партнерство и солидарность, которые предлагает Даам.»

Нир Надер подводит итог: «Наиболее требовательная публика - это были русские дальнобойщики, за права которых мы боролись. Это продолжительный проект с огромным количеством людей, тысячами. Тогда мы и начали переводить наши материалы на русский. Это стало возможным благодаря тому, что к нам стали приходить русские: интеллектуалы, художники, редакторы и авторы, которые узнали о Даам и поддержали ее программу. Эти водители грузовиков сильно поддержали нас, они сломили стереотип, что русские голосуют за Либермана. Сейчас мы действительно предлагаем альтернативу для русских избирателей, ищущих политический «дом», и таких немало.

Почему Даам и почему нет

Так же, как Зоя и Шломо, многие другие узнали о Даам из социальных сетей. А сеть бурлит. Чем ближе выборы, тем больше и больше людей пишут статусы об этой партии, говорят о ней с похвалой или с неодобрением, но не игнорируют - это невозможно. Шахар Котани пишет: «Попытки отговорить людей голосовать за Даам показывают, что Даам получит не 5000 голосов, но десятки тысяч. Преодолеет ли она электоральный барьер или нет, зависит в основном от всех тех любителей статистик и подсчетов, которые приходят на избирательный участок с калькулятором, а не с надеждой на перемены».

Основной довод против Даам - это не что-то, что имеет отношение к их программе или к их образу действий, но к общей картине, и концентрируется вокруг двух главных вопросов: «преодолеет ли Даам электоральный барьер» и «почему Даам, а не Хадаш».

Айя Бертенштейн, активистка Даам со стажем, говорит: «Даам предлагает альтернативу, которой нет у других партий. В идеологическом вакууме, который образовался в левом лагере, ответственная партия должна предложить народу альтернативу. Разница между Даам и Хадаш начинается с того, что Даам была образована в результате раскола основателей Хадаш на почве отношения к договорам Осло: в Даам поняли еще тогда, что речь идет не о настоящем и долговременном разрешении конфликта.»

«Кроме того, партия Хадаш совершенно оставила без внимания классовую борьбу, которая, как мы видим, происходит повсюду в мире, и в частности в соседних странах, которая породила третий путь, на котором находится Даам - ясное выражение интересов большинства населения, альтернативный путь классовой революции и социализма вместо национализма.»

«Да и на местном уровне, партия Даам создала рабочую организацию Маан, тогда как Хадаш продолжает действовать в рамках Гистадрута, оставившего без защиты две трети неорганизованных трудящихся в израильской экономике, поддержавшего приватизацию и образование прослойки рабочих с меньшими правами внутри организованных коллективов (явление «работников второго поколения» и работников субподрядчика). В результате протестного движения, к Даам присоединились многие рабочие и соратники из разных сфер, поэтому положение партии на этих выборах не похоже на ее положение на прошлых выборах. Преодолеет ли Даам электоральный барьер или только приблизится к нему - в любом случае, это строительство альтернативы для следующих выборов. Потому что всякий путь начинается с первого шага и нужно начать эти изменения, и присоединиться к построению политической альтернативы, поддержать ее, и чем раньше, тем лучше.»"

Аяла Шалев, источник
(перевод - Михаил Урицкий)

Дополнительно:
Партия "Даам" и Организация помощи рабочим "Маан": подкрепление практической работы на местах парламентской деятельностью
Ш. Крол. Новая "звезда" израильских левых
О русском репатрианте, разочаровавшемся в НДИ и перешедшем в "Даам"

Социальная справедливость, Израиль, Левые

Previous post Next post
Up