Лучше всего в Эдинбурге мне запомнились три вещи.
Во-первых - машины, которые как ни в чем не бывало ездят по пешеходным зонам.
В большинстве европейских городов знак "пешеходная зона" означает, что данная зона предназначена исключительно для пешеходов. Но в Эдинбурге под знаком есть куча мелких приписок, по которым автомобили получают право там ездить. Некоторые ездят, некоторые - паркуются, причем, судя по времени и отсутствию водителя, явно не для погрузки-загрузки.
Во-вторых - огромное количество объявлений об аренде и продаже квартир и офисов в центре города.
В окнах почти каждого дома можно обнаружить объявление "To let" или "For sale".
В-третьих, в одном из центральных районов Эдинбурга мне вспомнились строчки из моих детских учебников по английскому о бесконечной любви британцев к частной собственности: "Британия - страна кирпичных заборов и каменных стен".
Например, в некоторые вполне безобидные скверы (даже не во дворы) заходить нельзя, потому что они - частные.
А во дворы не возникает желания заходить, даже если открыты ворота. Табличка на правой колонне заботливо предупреждает о том, что кругом камеры.
Но справедливости ради следует признать, что третий случай - скорее исключение из общего правила. По большей части Эдинбурга можно спокойно гулять (без малейших намеков на какие-либо заграждения или заборы) и спокойно любоваться на британскую инфраструктуру, представленную красными телефонными будками, барами и тавернами, а также плохо настроенными светофорами: пешеходы в Эдинбурге массово нарушают правила перехода дороги, потому что зеленый сигнал загорается крайне редко и ненадолго.
Продолжим наблюдения за инфраструктурой. Телефонные будки часто встречаются в парах (как и на предыдущей фотографии). Парковка у обочин дорог во многих местах центра разрешена только для обладателей пропусков.
На фоне скал нельзя загружаться и разгружаться. Стиль таблички напоминает американский, но исполнение - гораздо более изящное.
Запрет на левый поворот дублируется трижды: запрещающим знаком на светофоре, надписью на дороге и предписывающей стрелкой прямо. В России, вероятно, водителей считают более сообразительными.
На некоторых перекрестках встречаются вафельницы, но не с такой частотой, как в Дублине. Еще одна транспортная деталь: велосипедистам и мотоциклистам, как и в большинстве городов Европы, на перекрестках разрешено останавливаться впереди остального потока.
Эдинбургская парковка гармонирует с окружающими ее холмами.
Перейдем к бытовым мелочам. Эдинбург, как можно было заметить из предыдущих частей отчета, довольно мрачный город. Поэтому тут интереснее всего искать яркие детали.
В роли ярких деталей могут выступить красные лестницы и синие двери.
Снова красные двери, красный автомобиль, красная шапка.
Свой вклад в разнообразие городских цветов вносят таксисты.
Создалось впечатление, что стандартизированного цвета такси в Эдинбурге нет. Главное - чтобы был кэб.
На фоне эдинбургских домов даже красные конусы безопасности вполне могут быть записаны в "яркие детали".
Еще один из "ярких" примеров - красно-желтое обозначение автобусной остановки. Хотя Эдинбургу в распространении желтого цвета явно далеко до Женевы.
На этой остановке желтая полоса уже заметно потускнела.
Кстати, многие остановки, как и в Лондоне, выполнены по защитному принципу: если спрячешься в остановочный павильон, не страшны никакие брызги с дороги.
На втором этаже автобуса. Сиденья - ярко-синие, а их поверхности выполнены под всемирно известную шотландскую клетку.
Зонт с таким же клетчатым рисунком охраняет открытки от эдинбургской промозглой погоды.
Еще одна важная особенность Эдинбурга, которая поначалу не бросается в глаза - озеленение.
Яркие растения можно найти везде, если приглядеться.
Чем дальше в спальные районы, тем более прочное положение у растительности.
Хотя и в центре, между старым и новым городом, нашлось место для живописнейшего парка.
Самое удивительное при типично "питерской" погоде и при таком количестве газонов (а значит, и земли, на которой растет трава) в Эдинбурге - стерильная чистота на улицах. Ботинки за день успевают промокнуть, но совершенно не загрязняются.
Пару слов о туристической навигации. Обычно она представлена либо в виде навигационных стендов (см. первую фотографию с двумя телефонными будками), либо в виже коричневых табличек с указанием пути.
Но встречаются и более интересные варианты. Смотришь в холма вдаль и по схеме определяешь, какой остров виднеется на горизонте.
Еще одна шотландская особенность - килты.
Я был на сто процентов уверен, что встречу людей в килтах только в туристических кварталах центра, и только зарабатывающих деньги игрой на волынке.
И был сильно удивлен, когда встретил человека в национальной одежде в самом заурядном спальном районе.
Подводя итог поездки, отмечу, что Эдинбург - один из самых удивительных городов, которые встречались на пути.
Он разнообразен. Может выглядеть так, как на предыдущей фотографии, а через пять минут картинка сменится, и взгляду откроются дома на воде.
Еще через пять минут через дырку в заборе будет видно кладбище.
Но если сфокусировать взгляд, в том же самом месте можно будет обнаружить совсем другие детали.
Скорее всего, путешественник либо без памяти влюбится в Эдинбург, либо отнесется к этому городу с прохладным уважением и небольшой настороженностью. С Эдинбургом вряд ли можно просто "подружиться", как с Дублином.
Хотя попытаться, возможно, и стоит.