Ростовские оппозиционеры поплатились за то яйцо, что было брошено в министра образования РФ Андрея Фурсенко, но не долетело. «Яйцеметатель» Евгений Мельников быстро получил свои 15 суток, правда, этим власти не ограничились.
Ведь после Фурсенко на Дон, посмотреть индюшачью ферму, засобирался премьер-министр.
В день приезда Владимира Путина оппозиционеры начали исчезать с самого утра.
В 10:30 утра, по традиции, первым исчез координатор ростовского отделения Левого Фронта Владислав Рязанцев. Взяли его на выходе из дома, даже не спросив, какое такое преступление он задумал совершить, и даже не обыскав на предмет наличия куриных яиц в карманах. «Я уже привык, и, кажется, сотрудники Центра противодействия экстремизму, куда меня традиционно доставляют люди в штатском, ко мне тоже уже привыкли, - с улыбкой рассказывает Владислав Рязанцев. - Привезли, даже кофе предложили. Попросили побыть тут «до особого распоряжения начальства». По словам Владислава, как обычно, никто не стал оформлять никаких протоколов и объяснять причину задержания, хотя и продержали оппозиционера в ЦПЭ больше 9 часов, что уже является нарушением. «Со мной вежливо беседовали, спрашивали о планах Левого фронта на ближайшее время, никаких насильственных мер не предпринимали, хотя я знаю, что другим моими единомышленникам порой приходилось несладко», - говорит активист.
Насколько несладко, Владислав знает и сам. Это сейчас, как он говорит, к нему «попривыкли». Но в те летние дни, когда он организовывал акции в знак протеста против принятия закона о привилегиях бывшему губернатору Ростовской области, с ним не очень-то церемонились. Приходилось и угрозы выслушивать. Хорошо, до рукоприкладства дело не дошло.
Видимо, перед приездом Путина город решили зачистить основательно. И тут жандармская Фортуна улыбнулась служителям закона - как раз на 22 число в суде Кировского района рассматривалось дело «яйцеметателя». Ничего не подозревающие соратники «героя» пришли поддержать своего друга. Там их уже поджидали. В полдень активист Левого Фронта Олег Прудников и активистка «Другой России» Валерия Украинская были задержаны сотрудниками ЦПЭ и доставлены в здание Центра на ул. Сарьяна, где «в беседах» провели 10 часов.
Еще одного активиста Объединенного гражданского фронта Олега Грекова, по данным его коллег, несколько часов продержали в отделении милиции Ленинского района, а утром в субботу доставили в мировой суд, где он тут же получил трое суток ареста. «Из постановления об аресте: "... возле обстановки транспорта приставал к гражданам, хватал их за одежду в грубой форме, используя нецензурную брань, выкрикивал неразборчивые фразы, на замечания не реагировал"», - цитирует документ пресс-служба Левого фронта. Олег Греков вечером 25 октября вышел на свободу, но рассказать о причинах своего заточения редакции 161.ru отказался, сославшись на то, что под одним из материалов, где упоминалось его имя, были размещены и по его просьбе не удалены нелицеприятные комментарии в его адрес.
После отбытия премьер-министра из города инакомыслящим жителям Ростова легче не стало. На 24 октября возле памятника Ленину у парка Горького они запланировали «Маяковские чтения», но молодым поэтам и слушателям не дали нормально провести мероприятие. «Мы ждали, когда начнутся чтения, сидели на лавочке с организаторами, - рассказал 161.ru один из поэтов Максим Слипченко. - Вдруг к нам подъехал милицейский «бобик», из него вышли несколько милиционеров и направились к нам. Организаторов акции из «Другой России» тут же забрали».
По словам участников «чтений», им не дали провести культурное мероприятие. «Люди в штатском» начали подтягиваться к собравшимся, опасаясь новых задержаний, поэты и почитатели покинули площадку.
Студент 4 курса Новочеркасского политехнического института Максим Слипченко успел прочитать лишь вот это:
Великий Ленин дал нам веру.
Великий Сталин воплотил мечту.
Он был народу старшим братом, принял Русь он как сестру,
Определивший совесть чистоту - как истинную меру.
И доказал нам большевик, что жить инстинктами - не значит жить.
И воплотился человек в твореньи искушенный.
Но как смогли мы позабыть - урок единожды свершенный.
Врагам поверив, возжелавшим мир убить.
То преступление задумано Хрущевым.
Горбачевым символично завершив.
И пьяным Ельциным продолжив.
И подлым Путиным успех свой завершив.
Но верю я в правду - ее не задушишь.
Она снег кристальный на вершине горы.
Она ждет только крика, чтоб лавиной обрушить.
И ждут часа явить свою мощь топоры.
Несмотря на то, что дорожному движению гражданские активисты не мешают, на прохожих не кидаются, а просто собираются почитать стихи возле памятника вождю мирового пролетариата, налицо чрезвычайно высокий интерес правоохранителей к их скромным персонам.
«ГУВД по Ростовской области рекомендует всем без исключения - правым, левым и каким угодно фронтам - жить в соответствии с законом», - кратко пояснил такое поведение милиционеров начальник пресс-службы ведомства Алексей Полянский.
А вот известный ростовский журналист-правозащитник Сергей Резник считает, что жандармское поведение донской милиции не делает ей чести. «Караулят возле подъездов, в операции по «захвату» этих оппозиционеров участвует не пять и не десять сотрудников милиции, а Центр противодействия экстремизму вообще стал им просто как дом родной. Очевидно, что метать яйца в высокопоставленных чиновников - это не дело, но если именно такие «теракты» предотвращают милиционеры, а потом включают их в свои отчеты о борьбе с экстремизмом, то мне как-то не по себе становится. А кто тогда ловит террористов, которые взрывают поезда? И почему нашлись «пэпээсники», которые с утра караулили Рязанцева, чтобы отвезти его в отдел, но в центре города не нашлось ни одного патруля, чтобы остановить пьяных отморозков, которые ночь напролет грабили людей и изнасиловали женщину? Ночью в милицию не дозвониться - всегда отвечает автоответчик. Очевидно, что система работает исключительно на самосохранение. Любое проявление оппозиционной деятельности подавляется. При этом власти известны настроения в обществе, которое, видимо, и ждет, чтобы "где-то что-то началось"».
Елена РОМАНОВА, специально для 161.ru