Россия - двигатель демократии

Oct 30, 2014 20:10

Долго добивался от противников референдумов в Крыму и ДНР с ЛНР (далее КДЛНР) ссылочки на документацию, регулирующую процесс проведения подобных волеизъявлений. Но, даже граждане любящие ссылаться на конвенции ООН и прочих организаций как то отмалчивались, предпочитая рассуждать о прецедентах. Например, "вот в Шотландии был настоящий референдум, всё по правилам, а в КДЛНР всё неправильно, всё по-чуровски". Вопрос - а где правила можно почитать повисал в воздухе.

Но, наводочку всё-таки дали (спасибо sch-haifisch) и по цепочке нашёл более-менее по делу документ. Хоть и не совсем про референдумы о независимости, но хотя бы нормативы проведения выборов.
Документик большой (http://www.osce.org/ru/odihr/elections/13957?download=true) и, как и положено юридическим бумагам по несколько одно и то же повторяет. Пробежав по диагонали нашёл некоторые интересные вещи.

Оказывается, до 1990 года демократические выборы вообще никак не регулировались. В документе так и написано - в Западной Европе сплошные джентльмены с давними традициями, поэтому все выборы проходят сугубо демократически правильно. Но, в 90-м, то ли в предчувствии будущих шевелений в Восточной Европе, то ли по причине осознания некоторой некорректности подхода, приняли "Копенгагенский документ", который был за всё хорошее против всего плохого свободные, справедливые и прозрачные выборы. Общие фразы заложенные в документ позволяли вертеть им как угодно, и в результате, в 2002 году по инициативе ЦИК РФ, ОБСЕ таки сподобилась формализовать на международном уровне процедуру выборов во власть.

Теперь о процедурах. Одно из обвинений референдумам КДЛНР заключается в сроках подготовки. Примером опять же служит Шотландия. "Вот там готовились два года, а тут два месяца, значит там всё правильно, а здесь несчитово". Как я уже написал, по референдумам правил никаких не найдено, а выборный международный документ чётких сроков не даёт (что в какой-то степени логично), оговаривается только необходимость информирования всех потенциальных избирателей о дате проведения выборов, о существующих кандидатах, а также о месте голосования. Также оговариваривается необходимость обеспечения избирательными участками шаговой доступности.
Так вот, на мой взгляд, для информирования всех граждан о том, что такого-то числа будет референдум, и на нём будет два вопроса, двух месяцев более чем достаточно. Здесь готовиться два года не нужно.
Что касается доступности избирательных участков: один из аргументов нелегитимности референдумов в ДНР заключался в свидетельстве об участках под открытым небом. Так вот, документ ОБСЕ даёт достаточно чёткие критерии - прежде всего доступность, затем приватность и безопасность для голосующих. Таким образом, участок расположенный где попало, ради удобства граждан, вполне проходит по критериям.

И, пожалуй едиснтвенный серьёзный минус референдумов это международные наблюдатели. Это важное требование, и надо было любыми способами обеспечивать их присутствие.

закон, выборы, Украина, государство

Previous post Next post
Up