Очень давно засматривался на один крайне интересный железнодорожный маршрут в Европе, ночной поезд из Милана в город Сиракуза, что на Сицилии. Точнее говоря, поезд представляет собой две группы вагонов, до Сиракуз и до Палермо, идущие одним составом до станции Вилла-Сан-Джованни, что на самом кончике Аппенинского "сапога". Затем состав по частям накатывают на железнодорожный паром, следующий до Мессины, что уже на Сицилии, через самое узкое место Мессинского пролива (5 км), и уже после паромной переправы одна группа вагонов отрправляется в Сиракузу, а другая соответсвенно в Палермо. С точки зрения логистики дальнейших моих перемещений мне было удобнее доехать до Сиракузы.
Hекоторое время назад на сайте Trenitalia был куплен билет в 2-х местное купе, которое впрочем могло быть и на одного, и на трёх человек. Это уже в зависимости от ваших желаний и возможностей. Отмечу, что итальянские ночные поезда предлагают места типа купе (4 полки) и СВ, назову их так. СВ можно зарезервировать для одного (Single), двух (Double) или трех (Triple) пассажиров. Однако ехать втроем в купе европейского поезда крайне неудобно, тем более с незнакомыми тебе попутчиками. Поэтому выбор был сделан в пользу 2-х местного купе и нижней полки, при покупке билета есть возможность выбора места. День моей поездки выпадал на пасхальное воскресенье в Европе, и я закономерно предполагал, что наверняка в поезде будет немного пассажиров. Пасха для итальянцев один из любимых праздников, в этот день собираются в кругу семьи как правило, и лишь редкий путешественник выберет ночную поездку в такое время. Так и получилось. Поехали?
Станция Сиракуза. Прибывает поезд из Милана.
После прилета в Милан у меня было ровно 5 часов до поезда и можно сказать, транзитное время было проведено максимально полезно и качественно. По-первых, я съездил в пинакотеку Брера, это крупнейшая и самая известная картинная галерея в Милане. Шедевры Рафаэля, Караваджио, Тинторетто и других мастеров не могут могут оставить равнодушным даже такого далекого от искусства человека, как ваш покорный слуга) Ходил натурально открыв рот, восхищяясь совершенной красотой. Во-вторых, после пищи духовной направился за пищей телесной. Ресторан Al Vezuvio по-прежнему предлагает большие, сытые и честные порции макарон разных подвидов за 5-7 евро и отличное местное вино по 3 евро за поллитру. Спасибо
periskop, который открыл это замечательное место много лет назад.
После упомянутых выше употреблённых с превиликим удовольствием продуктов в крайне бодром расположении духа я направился в сторону Milane Centrale, красивейший вокзал поистинне циклопических размеров. Заскочил в супермаркет по пути купить воды и каких-то мелочей в дорогу и пришел на Centrale минут за 30 до отправления. Как раз объявили платформу.
Посадка на Intercity Notte Милан - Сиракуза/ Палермо
Было время прогуляться по платформе
Диспетчерская вышка управления движением, уже давно не функционирует.
За последние 15 лет произошло значительное сокращение количества вагонов в ночных поездах в связи с появлением дешевых авиарейсов, конкуренцией со стороны автобусов и запуском высокоскоростной сети. Тем не менее в Италии по-прежнему в ходу 10 пар ночных поездов, связывающий север с югом.
К примеру, согласно данным Европейского Комитета по Транспорту (TRAN Commitee) ночными поездами в Италии за 2014 год воспользовались 2 миллиона человек. Совершенно мизерная, конечно, по российским меркам цифра, тем не менее и по сей день Intercitty Notte перевозят наибольшее число ночных железнодорожных пассажиров в Европе. Один из факторов этого география Италии и необходимость обеспечить связность севера с югом. Раз в несколько лет Министерство Инфраструктуры и Транспорта и Министерство Экономики Италии обсуждают маршруты, расписания, предполагаемую вместимость поездов и по результатам переговоров с Trenitalia назначают размер субсидий.
Купе итальянского ночного поезда. Отмечу достаточно широкие и удобные полки.
Лестница на вторую полку
Дорожный набор (фото смазалось, увы)
4-местное купе (может быть и 6-местным). Ехать комфортно тут невозможно. Сильно ощутимая разница в удобствах, качестве предлагаемых услуг и эргономике пространства по сравнению с привычными нам купейными вагонами, например, в России. В евровагонах относительно удобно можно ехать только в СВ.
Туалет в поезде с дыркой, по олдскульному. Санитарные зоны также имеются, на станциях нельзя пользоваться (остановки, правда, минутные везде)
Умывальник. Вода подаётся в кран нажатием педали внизу. Кстати, горячей воды не было на всём пути следования.
Персональная "панель управления" в купе: розетка и регуляторы освещения.
Умывальник, тоже в купе.
Тем временем в двенадцатом часу вечера поезд прибыл в Геную и у меня появился сосед, молодой парень. Как выяснилось утром, парнишка оказался достаточно дружелюбным и неплохо говорящим на английском языке. Звали его Симоне и ехал он к друзьям и родственникам на пару дней в городок Паола, что на юге в Калабрии. Симоне пояснил, что ночным поездом он едет впервые, однако его знакомые регулярно передвигаются таким образом. Очень удобно, переночевал в поезде и утром в месте назначения.
Утром проводник принёс завтрак: экспрессо, карамельку и мягкое печенье с джемом. Так себе завтрак, скажу я вам честно. А желающих попить чай в поезде вынуждеть и вовсе огорчить. В итальянских ночных поездах отсутсвует титан и как следствие нет ни горячей воды, ни возможности попить чай , ни заварить доширак. Ультимативная бездуховность для русского народного человека. Вагона-ресторан или буфета в поезде нет, поэтому рекомендуется провизией, хотя бы лёгким перекусом, заранее.
Завтраки в поезде: итальянский и домашний. Порция доширака куплена для фотосессии в поезде)
Касательно визуальной составляющей поездки на поезде с высокой долей уверенности могу сказать, что маршрут поезда Милан - Сиракуза вполне может претендовать на звание самого красивого маршрута в Европе в номинации картинки за окном вагона. Начиная где-то с 7 часов утра и до 16:00 (время прибытия на конечную станцию) почти всегда видно море, сначала Тирренское, а потом Ионическое. Зелёные живописные холмы, поезд постоянно ныряет в тоннели, сельская Италия вокруг, обшарпанные городки юга, вот это всё - также присутствуют в изобилии. Правда, было сильно облачнои серо. В ясную солнечную погоду картинка за окном на порядок ярче. Конечно, можно вспомнить железнодорожную линию Белград - Бар, однако поезд проезжает исключительно красивый балканский маршрут в основном ночью.
Железная дорога на берегу Тирренского моря.
Море Ионическое, между Мессиной и Таорминой.
Поезд подходит к станции Вилла-Сан-Джованни, в перспективе уже Сицилия.
Вишенка на торте, кульминационный момент поездки - Мессинский пролив и переправа на пароме. Здесь действует один из немногих сохранившихся в Европе, да и в мире, железнодорожных пассажирских паромов, функционирующих на регулярной основе. Если я не ошибаюсь, на данный момент пассажирских железнодорожных паромов в Европе всего два: первый между Германией и Швецией с поездом Стокгольм - Берлин раз в неделю, и второй здесь, в Италии, каждодневный и обслуживающий как минимум 4 пары пассажирских поездов ежедневно.
Станция Villa San Giovanni. В ожидании манёвров .
Путевое развитие паромной станции.
Подача вагонов на паром по группам и раcформирование состава.
Часть конструкции погрузочного моста между берегом и палубой парома, на котором находятся стрелочные переводы.
Паром четырёхпутный. Кстати, для равномерной загрузки судна во избежание крена накатывают и грузовые вагоны.
После закрепления вагонов в чреве судна пассажиры могут выйти и подняться на верхнюю палубу.
Шквальный ветер буквально сносит с ног.
Пассажирам было предложено находиться в салоне ввиду погоных условий.
Паром подходит к благословенной сицилийской земле, богатой на культурно-исторические достопримечательности.
Старая легенда гласит, что 2 тысячи лет тому назад апостол Павел прибыл в Мессину , чтобы обратить сицилийцев в христианство. Как водится, местные жители не слишком стремились отказаться от своих старых божеств, но постепенно их убедили. Надеюсь, используя цивилизованные методы переговоров. В результате сицилийцы сопровождали Павла в поездке в Палестину. Здесь они встретились с Девой Марией и убедили ее отправить письмо гражданам Мессины. Письмо, написанное на иврите, было завито в прядь волос. В письме к народу Мессины Святая Мать сказала, что она ценит их преданность и предоставит им постоянную защиту. Письмо заканчивалось словами «Vos et ipsam civitatem benedicimus», что значит "Мы благословляем Вас и Ваш город".
Дальше была станция Мессина с остановкой в 30 минут, где две части поезда (в Палермо и Сиракузу) окончательно расстались и укатили на восток и юг острова соответсвенно.
Поезд на Палермо.
Короткая остановка в Таормине
Прибыли на станцию Сиракуза.
Вокзал.
Если вкратце, то ночные поезда в Италии - это хороший, удобный вариант для тех, кто не сильно спешит и не хочет тратить светлое время суток на переезды, экономия на ночёвке опять же. Цены на билеты, если брать заранее, достаточно демократичные.