Как меня с позором лишили звания фотографа

Aug 07, 2024 15:12


Признаюсь, что работа со вспышкой для меня одна из самых сложных составляющих фотографии. У меня есть несколько «любимых» фамилий среди фотожурналистов, которые сделали себе имя, мастерски работая со вспышкой. Например: Joe McNally (1952), Martin Parr (1952), WeeGee (1899-1968).



Joe McNally





Фото: Joe McNally



Фото: Joe McNally



Martin Parr



Фото: Martin Parr



Фото: Martin Parr



WeeGee



Фото: WeeGee



Фото: WeeGee

Ясное дело, что студийные корифеи модной и портретной фотографии, которых мы все знаем, тоже входят в список «любимых»: Howard Schatz (1940), Richard Avedon (1923-2004), Philippe Halsman (1906-1979), Horst P. Horst (1906-1999), Yousuf Karsh (1908-2002) и многие многие другие.



Howard Schatz



Фото: Howard Schatz



Фото: Howard Schatz

Вообще-то, я хотел написать текст о съёмке с накамерными вспышками, но понял, что эта тема мне не по силам. Когда-то я снимал со вспышкой на каждом задании, но с переходом на цифру количество таких работ сократилось до минимума, а студийную съёмку есть кому описать и без меня. Поэтому история, которую я вспомнил, не о технике работы со вспышкой, а об отношениях в нашей доброжелательной фотографической среде.

Не знаю как сейчас, а в 2010 году в сети клубилось сообщество, которое было объединено единственной темой - съёмкой с искусственным освещением. Неважно какой - лампы или импульсные вспышки - главное, что присутствовал искусственный свет. Как вы понимаете, в основном там были портретисты и предметники. Подавляющее большинство снимков участников сообщества были сделаны в студиях со стационарным светом.

Это был и, вероятно, есть мир чистого искусства. Со своими авторитетами-экспертами. Каждый размещающий на форуме свои работы, давал подробное описание задачи, световых схем для решения этой задачи, название аппаратуры и оборудования. Иногда сообщалось количество затраченных часов на проект. Само собой, прилагался снимок.

Число источников света доходило до каких-то немыслимых величин. Помню один вариант, где фотограф применил 8 разных ламп и отражателей для съёмки портрета. А в другом случае мастер, фотографируя невинную девичью грудь, особым приёмом выделил соски, чтобы они выглядели как «две вишневые косточки, плывущие в белом молоке». Предметники превращали баночки для йогурта в произведения высокой моды, портретисты омолаживали своих потрёпанных подруг до совершеннолетия.

Конечно, можно было медленно и осторожно войти в сообщество с какими-то «традиционными» фотографиями, например такой:



Елена Ханга, Москва, 2000

Расписать количество ламп, софтбоксов и ассистентов, похвастаться стоимостью оборудования, намекнуть на гонорар, но я влез в этот мир возвышенного искусства в грязных кирзовых сапогах, даже не протерев их тряпочкой.

Дело в том, что я не нашёл на этом ресурсе ни одного репортажного материала и подумал, что коллегам будет интересно посмотреть, какие задачи иногда возникают у журналистов. И выбрал свою самую экстремальную съёмку со вспышкой.

А «задачи» у меня на той съёмке были весёлые. Мы с Rose Brady, шефом московского бюро Business Week, приехали в начале октября 91-го в Тобольск делать материал о крупнейшем в России нефтеперерабатывающем заводе. На всё про всё у нас было три дня. Мы должны были пообщаться с горожанами, поговорить с рабочими и взять интервью у директора завода Владимира Юдина.

Я подумал, что снимать портрет директора надо на фоне завода. Место нашлось после недолгого согласования со службой безопасности - с крыши административного здания получалась неплохая панорама завода.

Надо сказать, что в журнале (BW) очень высокая культура съёмки портретов. Как правило, там стараются не делать репортажных портретов, а большинство съёмок проходит при искусственном освещении с большим количеством света. Поэтому в Тобольск я притащил с собой штатив, две стойки, зонты, отражатели, синхронизаторы, три вспышки, тонну запасных аккумуляторов. И, конечно, из этого не понадобилось ничего.

Проблемы начались с того, что директор пришёл на интервью на два часа позже нежели мы договорились, и на улице уже стемнело. Поднялись на крышу. Пока ставил штатив, начал накрапывать дождь. Но самое поганое - вдруг поднялся сильный порывистый ветер. Поставить зонты со вспышками нет никакой возможности - не только зонт, но и просто вспышки сдувает. Планы на «красивое фото» полетели сами знаете куда.

Что мне хотелось меньше всего, так это светить вспышкой в лоб. Можно было, конечно, попытаться сделать объёмный свет ладонью, но обе руки заняты - одной нажимаю кнопку, другой я держу свой фото-зонт, закрывая камеру от дождя, который постепенно усиливается. Надо что-то придумывать нестандартное.

Поворачиваю голову своего Metz 45 CT-4 на 180 градусов себе в живот. Решаю, что моя куртка нейтрального светло-серого цвета - идеальный отражатель. Сложность в том, что без спешки определить экспозицию по заводу и согласовать её со вспышкой (с помощью флэшметра по человеку) нет времени - дождь ещё чуть-чуть и польёт в полную силу, вон, на объективе уже появились первые капли. Поэтому я ставлю вспышку на автомат 5,6 (TTL на Никоне с моим Metz не работает) и чувствительность 800 единиц (плёнка в камере 400), получается: вспышка - минус 1, синхронизация по первой шторке.

Замеряю экспозицию завода через экспонометр камеры, диафрагма на объективе 5,6 и начинаю быстро снимать меняя только выдержку, увеличивая на ступень, начиная с 1/4 секунды. Потом повторяю процедуру с диафрагмами 8 и 4. Настолько быстро насколько успевает перезаряжаться вспышка. Всего один ролик.

Спасибо директору - он не капризничал, не торопил и терпеливо позировал, несмотря на дождь и ветер.



Тобольск, 1991 для Business Week. Nikon F3; Nikkor 50/1,4; Kodak Ektachrome 400; вспышка -1

Сегодня с экранами цифровых камер можно легко проконтролировать экспозицию даже в сложных условиях, а тогда я был вынужден простым перебором перекрыть возможные экспозиции, совершенно не контролируя схему и качество освещения.

Сворачивался я уже под проливным дождём, выполнив план экстремальной съёмки, в лучшем случае, на 10% и не представляя, что там получилось.

Но, слава Богу, получилось. Не так как хотелось бы, примитивно, но главное - съедобно. Во всяком случае, этот кадр пошёл в заголовок, хотя я думал, что там будет другой.

Какого лешего я решил, что эта история будет интересна тем эстетам, которые рулили форумом, я сейчас не припомню. И вот, описав свои приключения, я дал возможность отыграться на мне «экспертам» вспышечного сообщества за все обиды понесённые ими с детского сада.

Каких только эпитетов в комментариях я не огрёб. Наверно, больше только смеялись над Bиктoрoм Шeн-depoвичем, когда он совратил несовершеннолетний матрас. Мне сообщили, что использование керосиновой лампы было бы эффектней, и собачья блевотина выглядит приятней, и так обычно снимают инвалиды по зрению или ментальные недоумки. Предлагали пустить шапку по кругу и купить мне фонарик. Самый безобидный комментарий было 20-кратное Ха-Ха-Ха... И, конечно, какой я фотограф?!

Так как на форуме я бывал нечасто, то волна позора накрыла меня не сразу и с неожиданной стороны. Узнал о «катастрофе» я от доброжелателей-коллег, которые, оказывается, тоже паслись на этом ресурсе. Удовольствие я им доставил невероятное.

Подключившись к Сети и глянув на свою страничку на форуме, я обнаружил цунами, которое грозило стереть меня с лица Земли. И хотя меня обычно не волнует отношение кого-либо к моим картинкам, но здесь я чуток расстроился: то ли я непонятно описал ситуацию, то ли они не обратили внимания, что снимал на плёнку, а не на цифру, то ли народ знает, как в таких случаях создать шедевр, а я действительно болван. Скорее всего последнее - не лезь в прекрасный мир коньяка со своим хлебным квасом!

Дня два я переживал свой конфуз, но потом работа отвлекла меня от этой истории. А когда вспомнил о ней снова, то подумал: - А что мне с этого балагана? Один из самых известных журналов мира ставит твой снимок в заголовок статьи, платит неплохой гонорар, много лет продлевает контракт... Ребята, живите в своём изысканном мирке, а мы, рабочие лошадки, в любую погоду будем решать любые проблемы, а уж в студии-то поснимать - это для нас, фотожурналистов, как в отпуске побывать.

Но я с тех пор в фото-форумах и фото-тусовках ни снимком, ни буквой...



1_Фотография, чтобы не забыть, photos

Previous post Next post
Up