Кто следит за темой, наверняка знают, что пертицию против строительства китайского завода подписали около 900 тыс человек. Бумажуху передали выше. Медведев сообщил, что поручит тщательно разобраться с законностью и вредеостью. Также он напомнил, шоб не забывали его милосердие ( или гуманизм и природолюбие?) , что это он отдал приказ о закрытии бумазного завода несколько лет назад, несмотря на то, что бабла бы можно было нехило зарабатывать.
Ниже статья, очень неплохая в плане объятия проблемы со всех сторон. Конечно, надо не забывать, прежде всего, об очисных соорузениях как для местных, так и для туристов. И что бы я еще добавила - это закон, запрещающей во всем прибайкальском районе продавать собственнось ( под строительство, дома, или туристические точки и пр) гражданам других стран. Наше, значит наше. Посмотреть можно, а потрогать нельзя. Обязательно осенью ( или когда там) позвоню президенту, подкину идею.
#Байкалнаш.
https://arigus.tv/news/item/125705/ У Байкала есть большие угрозы, чем завод на Култуке. Российский Гринпис опубликовал большой материал о том, что сегодня действительно угрожает озеру.
«Когда задают вопрос, откуда исходит самая большая угроза Байкалу, то найти ответ почти невозможно. Невозможно выделить одну проблему, после решения которой угроза исчезнет.
В Иркутской области и Бурятии на данный момент работают несколько заводов по розливу байкальской воды. По данным контролирующих органов, они забирают воды меньше, чем объём, который может навредить. Как сообщает государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2017 году» (доклада свежее ещё нет) эти заводы откачивают примерно 60-70 тысяч тонн в год.
Специалисты Лимнологического института Сибирского отделения Российской Академии наук (СО РАН) в своё время рассчитали, что без вреда для озера можно забирать около 400 миллионов тонн воды в год.
По сообщениям СМИ, проектная мощность нового завода в Култуке по разным данным от 150 до 190 тысяч тонн в год, и в этом плане он не представляет для Байкала существенной опасности.
Однако, есть вопросы к расположению завода, и они гораздо более серьёзные. Даже несмотря на то, что завод строится на месте, где до этого располагалась нефтебаза, потенциальная угроза Байкалу от которой была гораздо выше.
Завод строится в прибрежной зоне Байкала, что не может не нанести ущерб окружающей местности.
Известный иркутский орнитолог и активист Виталий Рябцев сообщает, что строительство завода затрагивает природную территорию «Таловские болота», которая важна для сохранения популяций многих видов птиц. К сожалению, «Таловские болота» до сих пор не получили должного статуса и чётких границ, хотя придание им статуса особо охраняемой территории регионального значения запланировано много лет назад и отражено в нескольких документах. В то же время значительным участкам этого водно-болотного угодья придан статус, позволяющий их промышленное освоение. Как это произошло - задача для прокурорской проверки.
Есть основания считать, что освоение «Таловских болот» отразится на среде обитания чёрного журавля, горного гуся, сухоноса, занесённых в Красные книги Российской Федерации и Иркутской области. Это действительно серьёзный аргумент против строительства.
Если вернуться к вопросу о том, что больше угрожает Байкалу, то нужно признать: у озера есть несравненно большие угрозы, чем завод в Култуке, но говорят и пишут о них почему-то гораздо меньше.
Отсутствие канализации
Ярким свидетельством того, что с «чистейшим озером на Земле» происходит что-то не то, стало массовое распространение водоросли спирогиры. В озеро сбрасывают нечистоты практически по всему побережью, где живёт человек. Специалисты Лимнологического института СО РАН, которые занимаются изучением Байкала, отмечают, что ситуация в прибрежной зоне озера стала катастрофической. Экосистемы, сложившиеся в условиях чистейшей воды, гибнут стремительно.
Большинство сооружений изношено и фактически не работает. Дальше - больше: даже там, где есть очистные сооружения, не всегда есть канализация, которая подводит к ним стоки из кухонь и туалетов. К примеру, в посёлке Турка есть очистные сооружения, построенные для обслуживания туристической зоны, но при этом поселение почти в полторы тысячи человек к ним не подключено. В Листвянке, которая считается «воротами в Байкал» лишь около 20 % населения подключено к локальным очистным сооружениям.
Проблема заражения Байкала стоками, которые он не в состоянии нейтрализовать, усугубляется неуправляемым туризмом. В последние 15 лет практически все легкодоступные места на побережье Байкала оказались под жестоким туристическим прессом. По данным межрегиональной природоохранной прокуратуры, за год на побережье озера выезжает почти два с половиной миллиона человек. Только в границах Центральной экологической зоны Байкала работает более 1000 гостиниц, турбаз и прочих объектов. Результаты проверок свидетельствуют о том, что 90% объектов туризма осуществляют свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства. Массовая застройка, миллионы тонн мусора и стекающие в воду нечистоты: вот чем обернулся туристический бум для уникального озера.
Одноразовый пластик сегодня - серьёзная проблема, около половины морского мусора в акваториях и прибрежных территориях - это пластиковая посуда, сети и другие одноразовые вещи. Животные, в том числе птицы, принимают пластик за пищу или запутываются в пластиковых отходах, по всему миру зафиксировано множество случаев травмирования и гибели. Со временем пластик распадается на мелкие частицы - микропластик, который невозможно изъять из окружающей среды, и он из-за своих размеров способен по пищевой цепи оказаться в том числе на наших тарелках.
Наследство Байкальского ЦБК
Миллионы тонн опасных отходов в шламонакопителях, оставшиеся от Байкальского ЦБК, расположены на берегу озера в районе, где высокая сейсмическая активность и высокая опасность селевых потоков и водных паводков. По оценкам Лимнологического института СО РАН, в случае сильного землетрясения и сходе селя, которые приведут к прорыву шламонакопителей закрытого Байкальского ЦБК, сброс загрязняющих веществ в озеро будет равен сбросам комбината в течение 700 лет!
Попытки сломать законодательство
В марте 2018 года правительство изменило границы водоохранной зоны Байкала, не учитывая при том особый статус озера, равного которому нет на Земле, не принимая во внимание мнение учёных и местных жителей. После этого неоднократно высказывались опасения, что следующим шагом станет ослабление режима и изменение границ Центральной экологической зоны объекта всемирного наследия «Озеро Байкал». В частности, план мероприятий федерального проекта «Сохранение озера Байкал» национального проекта «Экология» предусматривает внесение изменений в законодательство, разрешающее проведение на территории экологической зоны сплошных санитарных рубок, а также перевод земель лесного фонда в другие категории земель.
Сейчас активно лоббируются изменения в законодательство, которое устанавливает так называемые нормы воздействия на Байкал. Предполагается, что эти нормы будут изменены так, чтобы некачественная работа существующих очистных сооружений стала допустимой. Это может стать окончательным приговором Байкалу. И очень скоро заводы по розливу байкальской воды закроются, так как не будет главного - некогда чистейшей воды.
При этом мы ещё не говорим про катастрофические пожары, ставшие практически ежегодным бедствием в байкальском регионе. Не говорим и про изменение климата, которое на Байкале отмечается давно и очень явно: быстрыми и негативными изменениями водных и прибрежных экосистем.
Российский Greenpeace надеется, что сотни тысяч людей, обеспокоенных строительством «китайского завода» в Култуке, точно так же продолжат борьбу и с основными угрозами Байкалу.
Что может спасти Байкал?
В первую очередь необходимо не допустить ослабления законодательной защиты озера Байкал. Российское отделение Greenpeace следит за такими попытками и информирует своих сторонников о них. Озеру не нужны дебаты о том, какие концентрации загрязняющих веществ безопасны для него. Байкалу нужен полный запрет на сброс стоков, которые грязнее, чем его вода. Это главная задача и главная цель, к которой надо идти.
Необходимо внести серьёзные ограничения на использование в Центральной экологической зоне Байкала фосфатсодержащей бытовой химии. А также законодательно ограничить использование и продажу одноразовых пластиковых изделий немедицинского назначения.
Необходимо остановить строительство всех незаконных туристических объектов, даже если они скрываются под статусом индивидуального жилищного строительства.
Необходимо создать в ключевых районах побережья комплексы по переработке твёрдых и жидких коммунальных отходов, включая загрязнённые воды с катеров и судов. В качестве модельного социально-экологического «полигона» для отработки технологий следует использовать остров Ольхон, где местное население давно готово к внедрению современных природоохранных и ресурсосберегающих технологий».
Мы все обязаны помнить, что второго Байкала на планете нет.