Originally posted by
stomaster at
Необычный наземный транспорт Шнекоходы.
Шнекоход это вездеход, движение которою осуществляется посреством шнекороторного движителя. Конструкция такого транспортного средства представляет собой два винта или две пары винтов Архимеда, выполненных из особо прочного материала и установленных на жёсткой раме. Шнекоход очень хорошо зарекомендовал себя при езде по сыпучим и обводнённым грунтам, по песку, снегу. Он обладает способностью преодолевать крутые подъёмы, водные преграды. Однако шнек - движитель медлительный, расходующий энергию не только на перемещение транспортного средства, но и, увы, на повреждение грунта, по которому он движется, поэтому он непригоден для езды по асфальту или бетону. Для транспортировки шнекохода обычно используется специальная платфрорма.
Первый патент на шнекоход был выдан в 1900 г. русскому изобретателю Ф. Дергинту.
С той поры за создание шнекоходов брались конструкторы разных стран: Германии. Японии.
Германия 1944 год.
Крайслер 1964 год.
В СССР в семидесятых годах было выпущено несколько крупных машин такого типа, предназначенных для эвакуации космонавтов, приземлившихся в труднодоступных местах.
ЗиЛ-4904
Возимый малый шнекоход 2906 (август 1975 г.)
ЗиЛ-29061
Из-за недостатков, присущих шнекоходам, идея их массового производства была заброшена на долгое время.
На фото шнекоход из трактора "Fordson", выпускавшийся в Америке в 1920-х годах. Особенностью конструкции было то, что летом его можно было без проблем переставить на колесное шасси.
Шнекоход DAF Amfirol, построенный в 1966 году, мог плавать, а на суше развивал до 35 км/ч. При этом шнекоход был оснащен... клиноременным вариатором!
Необычные колесные вездеходы.
Одна из самых известных "грузовых" фирм Европы, ДАФ, была основана как механическая мастерская в голландском Эйндховене братьями Хубертом Йозефом и Виллемом Антонием Винсентом ван Доорнами, более известными как Хуб и Вим (и правильно, кому понравится произносить такие многоэтажные готические имена…). С 1932 года фирма получила название "Фабрика прицепов братьев ван Доорн" (Van Doorne’s Aanhangwagenfabriek), сокращенно - ДАФ. DAF интересна еще и тем, что выпускала экзотические автомобили, появлявшихся под этой маркой в разные годы.
Вездеходная испытательная платформа DAF.
В 1938 году в рамках перевооружения армии, фирма ДАФ получила заказ на партию трехосных броневиков, получивших обозначение М-39, и имевших вместо обычной пары задних осей тележку TraDo. Небольшой (база 2500 мм, база тележки 1120 мм, размеры 4750 х 2080 х 2160 мм), довольно легкий (масса 5800 кг), хорошо вооруженный (37-мм пушка во вращающейся башне и 3 пулемета) и весьма вместительный (экипаж - 5 человек). Расположенный сзади 95-сильный 4-литровый двигатель "Форд" V-8 с четырехступенчатой КПП (с реверсом) позволяли машине развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. DAF М-39 имел гидравлический привод тормозов, рессорную подвеску, шины 9.00х16.
Для повышения проходимости на передней грани корпуса устанавливались два маленьких колеса, облегчавшие преодоление препятствий. Водитель сидел слева, а справа от него размещался лобовой пулемет в своеобразном трубчатом бронекожухе. Такой же кожух стоял в задней стенке корпуса.
Неудивительно, что столь удачные машины приглянулись немцам - после оккупации Нидерландов все машины (по одним источникам 12, по другим - 24 единицы) были включены в состав бронечастей вермахта. Летом 1941 года голландские броневики оказались на подступах к Ленинграду и приняли участие в боях с Красной Армией.
Уникальный вездеход "Тяни-толкай" DAF-139.
Мотор автомобиля был расположен по середине. Водители и пассажиры сидели спиной друг к другу. В автомобиле было место для двух пассажиров и двух (!) водителей.
Голландская армия тестировала автомобиль в марте 1940 года. Результаты тестирования были положительными.
Машина была уничтожена в мае 1940 года после вторжения германских войск.
Лапидарно-аскетичный внешне МС-139 являлся, по сути, настоящим "тянитолкаем": абсолютно симметричная форма передней и задней части, центральное расположение двигателя, все четыре колеса были ведущими и управляемыми.
Двигатель, разумеется, был "со стороны" - 48-сильный четырехцилиндровый "Ситроен". Тормоза - гидравлические, на все колеса. Управление машины было дублированным, экипаж в числе четырех человек - 2 водителей и 2 пассажиров размещался попарно, сидя спиной друг к другу. "Задний" руль с соответствующими передачами автоматически блокировался в случае использования "переднего" - и наоборот. Максимальная скорость на суше составляла 70 км/ч, и 8 км/ч - на воде. Занятная особенность - для преодоления крутых склонов (30 градусов и выше) имелась дополнительная понижающая передача. Движение на воде осуществлялось за счет винта в кольцеобразной рамке (но на этот раз, лишь с одной стороны), а роль руля исполняли все те же колеса.
Эксперты голландской армии тестировали этот автомобиль в марте 1940 года на частично замерзшей реке Изель, и остались вполне довольны результатами испытаний. Увы - принять на вооружение МС-139 так и не удалось: в мае того же года вермахт вторгся в Западную Европу, и чтобы уникум не достался в руки противника, он был уничтожен своими создателями.
Мотор: Четырехцилиндровый Citroen 48 cv
4х4
Автомобиль - амфибия
Тормоза: гидравлические на 4 колесах
Колеса: 600х16
Максимальная скорость на земле: 70 км/ч
Минимальная скорость на земле: 4 км/ч
Максимальная скорость на воде: 8 км/ч
Непотопляемая "ванька-встанька".
Машина под названием Rhino в 1954. была построена фирмой из Индианаполиса "Marmon-Herrington Company" как непотопляемая и не опрокидывающаяся.
Пятитонная алюминиевая машина была оснащена дизелем мощностью в 110 лошадок, который мог разогнать машину до 72км/ч, но по соображениям безопасности скорость была ограничено 40 км/ч. На плаву машина, оснащенная двумя поворотными водометами, развивала скорость до 8 км/ч.
Необычные колеса машины и компоновка "большие передние, + маленькие задние" решали сразу три задачи:
* Во-первых, машина получилась не опрокидываемой. Угол опрокидывания составлял практически недостижимые 75 градусов.
* Во-вторых, маленькие задние колеса никогда не вылезали из колеи, проложенной передними, и следовательно - не застревали.
* В-третьих, наполненные воздухом полости обеспечивали дополнительную плавучесть, а ребра на поверхности подрабатывали грунтозацепами и лопастями гребного колеса (при движении по воде)
Машина серийно не строилась, использовалась для обкатки некоторых технологических идей.
Мощность мотора 110 лошадиных сил
Расход топлива - 20 л дизеля на 100км
Вес 5 тонн
Длина 5.7м, ширина 2.85 м, высота 2.95м.
Корпус алюминиевый.
Быстроходная вездеходная санитарная машина (БВСМ).
Полугусеничный санитарный автомобиль конструкции Р.Н. Уланова назывался БВСМ-80 (Быстроходная вездеходная санитарная машина образца 1980 года), и представлял собой симбиоз грузовика ГАЗ-53 и сельскохозяйственного трактора ДТ-75.
Быстроходная вездеходная санитарная машина (БВСМ).
Кандидат технических наук Рем Николаевич Уланов был изобретатель, конструктор и идейный вдохновитель всего проекта. По долгу службы занимаясь разработкой автомобилей высокой проходимости, он в инициативном порядке задумал такую санитарную машину, которая могла бы на шоссе развивать большую скорость и, в тоже время, обладать проходимостью гусеничного трактора по размытым и непроезжим просёлкам. Выбор был именно за санитарным автомобилем из-за того, что во время Великой Отечественной войны Уланов служил в санитарном автобате.
Сначала автомобиль задумывался оригинальным, без привязки к серийным узлам и предназначался для военных. Однако, военное ведомство проектом не заинтересовалось. Тогда целенаправленно обходя различные инстанции, Уланов в конце концов нашёл поддержку у заместителя министра здравоохранения РСФСР Н.И. Сидорова. Но требования у медиков оказались более прозаическими: они потребовали строить опытный образец из распространённых в то время агрегатов ГАЗ-53 и ДТ-75.
Так в 1983 году на Куриловском механическом заводе Мособлздрава родился БВСМ-80. Испытания машины проходили в Москве(!) в Битцевском парке, так как Уланов жил в Чертаново (видимо, там и сделан снимок), и Московской области, в том числе в Шатурском районе. В процессе испытаний машина подверглась крупным изменениям.
Так, была укорочена база машины с 5540 до 4840 мм и уменьшено количество катков на гусеничном движителе с 6 до 4. На машине хоть и были нанесены медицинские опознавательные знаки, но по сути это был лишь ходовой макет, никогда не выполнявший медицинских обязанностей. Впоследствии предполагалось установить кузов-кунг санитарного назначения.
К сожалению, всё закончилось ничем - в стране началась перестройка, благодетели данного проекта были сняты со своих должностей, а сам Уланов, получив инфаркт, слег в больницу. Машина долгое время стояла на стоянке в районе Шелепихинской набережной, пока не была разворована и, в конце концов, сдана в металлолом.
В США идею "скорой-вездехода" недавно реализовали в серийном производстве.
ЗиЛ-114Г "Чебурашка".
Автомобиль построен на шасси ЗиЛ-114, кабина от ЗиЛ-131, задний борт деревянный. Использовался в качестве технички на испытаниях лимузинов, так как обычные грузовики не успевали двигаться за ними в том же скоростном режиме.
До начала 90-х было построено несколько (сколько точно - неизвестно) подобных машин на других легковых шасси.
ГАЗ М-73. Этот необычный проект автомобиля-вездехода для сельской местности был разработан в 1955 году. Легкий двухместный кузов с вместительным багажником водрузили на шасси от полноприводного армейского внедорожника ГАЗ-69 и снабдили москвичевскими мотором и трехступенчатой коробкой передач (все от модели Москвич 402).
Предыдущая полноприводная модель горьковского автозавода - ГАЗ М-72 между тем выпускалась серийно (кузов от ГАЗ М-20 на шасси ГАЗ-69).
УаЗ 452К.
"Сельскохозяйственный" ЗИЛ-132Р и ЗИЛ-131 на сравнительных испытаниях, 1974г.
ЗИЛ-132 РС с самосвальным кузовом.
Пневмогусеничный вездеход ЗиЛ ПКУ-1 (1965г.). Грузоподъемность 2,5 тонны, скорость по снегу 18 км/ч.
Пневмогусеничный вездеход XM-759. США 1965 год.
Источник:
http://www.aerodriving.ru/shnekohod,
http://avto24.ucoz.ru/publ/31,
http://niva-club.net/viewtopic.php?f=29&t=794