Орден Иуды был учреждён и изготовлен в единственном экземпляре в 1709 году по приказу царя Петра І. Наградить им русский царь собирался украинского гетмана Ивана Степановича Мазепу. За что - понятно: имя Мазепы вошло в историю как символ вероломного предательства и национальной измены. Как бы ни возносили его сейчас некоторые национал-патриоты на западе Украины, Мазепа изменил украинскому народу, а не только русскому царю. Католик-иезуит и опытный заговорщик, он легко вступал в сделку с совестью, виртуозно лавируя, служил и Польше, и Швеции, и Москве. [Spoiler (click to open)] Ну а Пётр Первый настолько ему доверял, что «за веру и верность» наградил его первым, а в феврале 1700 года - лично! - вторым орденом Андрея Первозванного. Вскоре, в 1703 году, дождался гетман награды и от польского короля Августа II - орден Белого Орла…
В общем-то тратить газетную площадь на предателя нет смысла хотя бы потому, что классики уже всё сказали до нас. 5 ноября 1708 года состоялась гражданская казнь и отрешение Мазепы от гетманства. 6 ноября в Глухове собралась казацкая Рада, которая избрала нового гетмана - стародубского полковника Ивана Скоропадского. Через несколько дней в Троицкой церкви Глухова и в Успенском соборе Московского Кремля была провозглашена анафема и вечное проклятие «вору и изменнику» Мазепе.
В отчаянии Мазепа через своего посланника сделал царю невероятное предложение - он сдаёт в руки русских Карла XII и главных шведских генералов, а за это Пётр возвращает ему гетманскую булаву, свою милость и былое расположение.
В ответ 11 июля 1709 года «из обозу от Полтавы», где 27 июня русская армия одержала блистательную Полтавскую викторию, князь А. Д. Меншиков, выполняя поручение Петра, приказал отлить из серебра круг весом 5 кг, на котором будет изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине, внизу - 30 сребреников и надпись: «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». Причём «вручить» его предателю Пётр Великий намеревался якобы через глотку - залив туда расплавленную медаль.
Но вручение так и не состоялось. Боясь расправы, «второй Иуда» 22 августа 1709 года принял яд.
Впоследствии этот орден на Всепьянейшем, Всешутейшем и Сумасброднейшем соборе Петра І носил князь Юрий Фёдорович Шаховской. Человек из рода Шаховских, чьё прошлое не отличалось чистотой. В Смутное время его предок, Григорий Фёдорович, «крови заводчик», как назвал того летописец, служил Лжедмитрию I и Лжедмитрию II, был причастен к восстанию Ивана Болотникова. Да и позднее князья Шаховские не отличались лояльностью и верностью царскому дому Романовых. Но Юрий Фёдорович уже «исправился» - служил царю осведомителем и наушником. Возможно, князь и получил орден Иуды, чтобы доносительством искупить вину своего рода перед Романовыми. С этой наградой Шаховской, как свидетельствуют очевидцы, никогда не расставался и требовал к себе особого почтения. Ну а так как шуты при Петре зачастую выполняли и роль знаменитой карающей царёвой дубинки, в 1711 году Шаховской был назначен на только что созданный пост главного гевальдигера, то есть начальника всей военной полиции России.
Последнее известие об «ордене» относят ко времени императрицы Анны Иоанновны. Его сделали неким атрибутом придворных шутов.