НАША АРКТИКА И КОЗНИ США

Dec 11, 2020 11:17



«Интерфакс» со ссылкой на интервью командующего Северным флотом Александра Моисеева газете Минобороны РФ "Красная звезда" сообщает о росте активности стран НАТО в Арктике.

"Военно-политическим руководством США и НАТО, якобы демонстрируя вклад в обеспечение "свободы судоходства" по миру, реализуются практические меры по обеспечению регулярного присутствия в Баренцевом море и в акватории Северного морского пути, наращиванию возможностей национальных и объединенных вооруженных сил по ведению военных действий в арктическом регионе", - заявил Моисеев.

Калининградцев натовской активностью не удивишь.

Мы уже привыкли к многочисленным провокационным манёврам НАТО в районе Калининградской области.
На фоне растущей военной активности НАТО в Балтийском регионе военное руководство России предпринимает необходимые меры по усилению группировки Балтийского флота, по оснащению её современными образцами вооружения и военной техники. Например, совсем недавно нам сообщили о создании в составе 11-го армейского корпуса береговых и сухопутных войск Балтийского флота полноценной мотострелковой дивизии. Это обнадёживает.

Но вернёмся к Арктике и Северному морскому пути (СМП), на большой экономический эффект от использования которого Россия очень сильно рассчитывает.

Совсем недавно наш Президент подписал стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации.
Документ предполагает, что в 2024-2030 годах Северный морской путь станет круглогодичным. Судоходство обеспечат восемь ледоколов, один из которых (ледокол «Арктика») уже построен и включен в состав российского флота.

«Значение Северного морского пути как транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, будет возрастать в результате климатических изменений. Потепление в Арктике происходит в 2−2,5 раза быстрее, чем в целом на планете», - говорится в стратегии.

Если в прошлом году объем грузоперевозок по СМП составил 31,5 млн тонн, то в 2030 году он должен вырасти почти втрое - до 90 млн тонн, а в 2035-м - до 130 млн тонн.

Эти наши впечатляющие планы очень не нравятся американцам.

Министерство обороны США представило Конгрессу Арктическую доктрину Соединенных Штатов. Главное место в ней отведено ослаблению позиций России в арктическом регионе, в том числе и посредством конкуренции в военной сфере.

В феврале 2019 года российские СМИ растиражировали слова командующего ВМС США в Европе и Африке адмирала Джеймса Фогго о том, что «США не позволят России и Китаю господствовать в Арктике и контролировать Северный морской путь».

Россия ответила на это объявлением о разработке правил прохода по СМП иностранных военных кораблей. Год назад на встрече в Москве с военными атташе начальник российского Генштаба Валерий Герасимов заявил, что Россия против присутствия иностранных военных кораблей на Северном морском пути.

"На сегодняшний день наши Вооруженные силы способны в полной мере обеспечить безопасность судоходства в акватории Северного морского пути, в связи с чем необходимости нахождения в этом морском коридоре военных кораблей других стран нет", - сказал он. Герасимов также назвал Северный морской путь "исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией".

Северный морской путь - это самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана (Берингово море). На основании норм международного права, затрагивающих правовой режим территориального и внутреннего морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также норм национального законодательства РФ, мы видим, что для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, правила которого определяет Россия. Именно это не нравится США.



Памятник Ленину на острове Шпицберген.

В связи с тем, что СМП является транспортной магистралью, ведущей в Арктику, деятельность Арктического Совета распространяется в определенной мере и на него.
Членами данной организации являются арктические и приарктические государства: РФ, США, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия. Примечателен тот факт, что все перечисленные страны, за исключением Финляндии, являются странами НАТО, что ставит Россию в крайне сложную ситуацию. Происходит конфронтация интересов альянса и РФ.

США настаивает на том, что Россия угрожает арктическим территориям альянса и планирует постепенное вытеснение других стран с этого региона. В связи с этим происходит наращивание военных сил НАТО в Арктике, и в частности вдоль СМП.



Несмотря на открытое противодействие США арктическим планам России, число стран, желающих использовать и осваивать СМП, из года в год растет. Интерес к СМП официально проявили Япония, Китай, Сингапур, которые в мае 2013 года стали странами-наблюдателями Арктического совета.

Страны Евросоюза также активно интересуются транспортной магистралью. При доставке грузов в направлении ЕС через СМП вполне могла бы быть задействована и портовая инфраструктура Калининграда, которая в настоящее время является недозагруженной по многим объективным причинам.

Россия далеко не единственная страна, предъявляющая требования на использование СМП и освоение Арктики. Следует обратить внимание на статью 5.1 КТМ РФ, которая устанавливает акваторию СМП. Анализируя текст статьи, мы увидим, что граница представляет собой не единую неподвижную линию, а набор территорий, по которым СМП может проходить. Таким образом, СМП не имеет единой фиксированной трассы, статья дает лишь определяет координаты местностей, где трасса может проходить. Это связано с тем, что потоки СМП неустойчивы и их направление во многом зависит от внешних факторов: замерзания морей, погодных и иных гидрологических и климатических условий.

Анализируя географическое положение СМП, становится ясно, что большая часть его акватории постоянно находится либо в границах территориального моря (12 морских миль), либо в границах исключительной экономической зоны (200 морских миль) или континентального шельфа РФ.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что политика руководства России на арктическом направлении является полностью оправданной и стратегически важной, как для экономической, так и для военной безопасности нашей страны.



Большая часть СМП круглогодично простирается в территориальных водах РФ. Таким образом иностранные суда в любом случае не смогут пройти весь СМП без согласия России на их пропуск через свои суверенные территории. Этим нашим преимуществом нужно обязательно пользоваться и обеспечить его неприкосновенность от притязаний США и его сателлитов по НАТО.

Согласно действующему международному праву неарктическое государство не может осуществлять свою деятельность в регионе без согласия прибрежного арктического государства. Из этого выводится возможность для России зарабатывать на предоставлении своей территории для швартовки иностранных судов, обеспечении их средствами связи, проведении спасательных операций в случае стихийных бедствий, осуществлении в случае необходимости природоохранных мероприятий и прочих действий, необходимых для комфортного и безопасного использования СМП нашими иностранными партнёрами.

https://www.interfax.ru/russia/740485
https://t.me/ruspm39/595
инфографика отсюда

Сейчас придёт в каменты какой-нибудь "умник" и скажет, что Арктику надо отдать

Подписка на ЛисоБлог Фейсбук, ВКонтакте, Группа в ВКонтакте, Твиттер

Арктика, НАТО, ВМФ, русский север, геополитика/политика

Previous post Next post
Up