Мама моя вновь решила повспоминать и задать мне работу по перепечатке её рукописного текста (это помимо темы про студенчество в Ленинграде в 50х годах).
Для нас, калининградцев, научно-исследовательское судно "Витязь" имеет очень большое значение, интерес к нему не утихает, мы с милым были на "Витязе" в Музейную ночь в прошлом году, в течение всего вечера до глубокой ночи изучали его устройство с верхней палубы вплоть до машинного отделения, это уникальнейший экспонат, другого такого нет в нашей стране.
Уже одно то, что с него впервые в мире была измерена глубина Марианской впадины - 11 023 метра, говорит о многом.
Ниже текст относительно небольшой, не пугайтесь ))
***
"Ещё на первом курсе Ленинградского Гидрометерологического института я, будущий инженер-океанолог, писала реферат об исследовании глубоководных впадин Тихого океана и обнаружении жизни на их дне.
В те, 50е, годы у СССР для масштабных исследований в Мировом океане было только н/с "Витязь".
Все студенты-океанологи страны мечтали попасть на "Витязь" на практику, больше всего везло владивостокским студентам гидрометтехникума, потому что судно было в тот период приписано к Владивостоку.
По окончании института меня направили работать в этот город, в гидрометобсерваторию и однажды пригласили на конференцию на сияющий белизной "Витязь".
Запомнилось как праздник.
Мечталось и об экспедиции на "Витязе", но не сбылось.
Прошло лет 30.
Уже давно живя в Калининграде, узнала что к нам прибыл списанный по итогам последней экспедиции из состава исследовательского флота научник (по старости), и стоит где-то у причала, заброшенный на умирание.
На душе было тягостно.
Я помнила судьбу дедушки русского ледокольного флота "Ермака", который был построен по чертежам нашего знаменитого адмирала Степана Осиповича Макарова, не только военного моряка, но и родоначальника отечественной океанологии (тогда она называлась океанографией).
Надо сказать, что у всех моряков принято передавать по наследству имена знаменитых кораблей.
"Витязь", на котором плавал С.О.Макаров в конце 19го века, был уже вторым, а первым был "Витязь", на котором Н.Н.Миклухо-Маклай отправился исследовать Новую Гвинею.
Наш "Витязь" уже №3.
В 1970 г объявили, что старичок "Ермак" отработал своё и подлежит списанию.
Он был спущен на воду в 1895 году на одной из английских верфей по заказу России.
Для нас, студентов 50х, он был уже легендой.
Таким он был и для многих моряков и учёных, работавших в Арктике.
Его предлагали поставить в Мурманске на вечную стоянку и сделать музеем.
Но не нашлось в тех краях таких настоящих энтузиастов, как наша калининградка Светлана Геннадьевна Сивкова, генеральный директор музея Мирового океана с 1990 года, давшая "Витязю" вторую жизнь в качестве Музея Мирового океана.
Корабль-легенда "Ермак" был сдан на металлолом, "порезан на иголки" по приказу чьей-то недрогнувшей руки, по приказу человека, абсолютно лишённого понимания, что значит в истории страны наш первый ледокол.
Большая история всегда складывается из отдельных национальных реликвий.
Вернёмся к "Витязю" №3.
Нам, калининградцам, повезло.
В старом кирпичном доме и в части кают восстановленного из руины "Витязя" открылся Музей Мирового океана и с первых дней его открытия я была там множество раз с экскурсиями и по работе.
Постепенно "Витязь", возвращённый из небытия стараниями С.Г.Сивковой, наполнялся интересными экспонатами во всех каютах и лабораториях.
Потом рядом на причале появился НИС "Космонавт Пацаев", единственный из серии судов космического флота первозданно сохранённый благодаря Светлане Геннадьевне.
Набережная так же заполнялась интересными экспонатами.
Появились - подводная лодка, СРТ (траулер), плавучий маяк из Ирбенского пролива.
Фото Ирбенского маяка моё
, все остальные - из интернета.
Очистили от хлама и восстановили Фридрихбургские ворота, теперь Музей имеет свои отделы и там.
В 2002 году довелось побывать на борту легендарного ледокола "Красин".
Он был ошвартован в конце набережной Крузенштерна на Васильевском острове в Петербурге, а я приехала в город моей юности в отпуск.
Узнав, что "Красин" приглашает всех желающих, помчалась туда с радостью.
Желающих оказалось немного.
Трап на борт был очень неудобным, чувствовалась заброшенность на ледоколе несмотря на экспонаты и фото ..
Экскурсию вела бывшая радистка судна, так она представилась.
Немного её послушав, я сама стала тихо рассказывать паре человек в стороне всё что знаю о "Красине", его истории, исследованиях Арктики с его помощью, ко мне стали прислушиваться остальные посетители, и бывшая радистка сказала : "Говорите громче, я не обижусь, вы знаете больше".
В заключение я рассказала про наш калининградский Музей Мирового океана и "Витязь", что это гордость нашего города и что "Красин" может стать жемчужиной Петербурга, если за него взяться.
Бог услышал мои пожелания, ледокол "Красин" стал филиалом нашего музея в Петербурге.
======================================================
День открытого борта - как я побывала на барке "Крузенштерн" (ФОТО) Жена скандального хорватского футболиста - настоящая секс-бомба Писатель из Латвии заявил, что русские - это существа низшего интеллектуального уровняРусские - элита мира Ленинград с петербургскими традициями (студенческая юность моей мамы), часть 9 (про Одессу 1954 год) Подписка на ЛисоБлог Фейсбук, ВКонтакте,
Группа в ВКонтакте,
Твиттер