http://ledokol-ledokol.livejournal.com/47701.html - Часть 1
http://ledokol-ledokol.livejournal.com/48078.html - Часть 2
Теперь переходим к следующему вопросу, кто же составлял основной контингент белых армий?
Когда об этом спрашиваешь у нового поколения российских граждан коммунистической и социалистической ориентации (да и подавляющего большинства поколения позднесоветского периода), то слышишь невразумительный ответ: помещики, капиталисты, офицеры и т.п.
Безусловно, этот контингент присутствовал в белых армиях, но не он составлял большинство. Либеральная интеллигенция так «искренне» страдающая за русский народ во времена Российской Империи, конечно, переметнулась на сторону белых. Для того, чтобы это увидеть, достаточно посмотреть по фамильный состав деникинского агитпропа - осведомительного агентства.
С ОСВАГом сотрудничали:
писатель
Иван Бунин;
писатель
Евгений Чириков;
философ, князь
Евгений Трубецкой;
художник
Иван Билибин;
художник
Евгений Лансере;
поэт
Сергей Соколови другие представители российской интеллигенции.
Но воевать, по извечной интеллигентской привычке, они не пошли. Офицерство Российской Империи тоже разделилось между собой. Из ста тысяч офицеров Российской Императорской армии в белой армии было около 25 тысяч человек (из них генштабистов, окончивших три курса академии Генерального штаба, было только 6 человек из 148) остальные были либо в Красной Армии (Брусилов, Поливанов, Зайончковский, Альтфатер) или не воевали вообще.
Ранее мы уже отмечали, что незначительная часть крестьянства (кулаки) добровольно вступила в белую арию. Имелось так же некоторое количество полков из мобилизованных крестьян, но число их было незначительным и в них царило повальное дезертирство.
Так кто же воевал массово против Советской власти, и воевал отчаянно? Ответ на этот вопрос прост - казаки.
Бескровный, «Российская армия и флот в XIX веке».
К моменту ликвидации Российской Империи на ее территории насчитывалось одиннадцать казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Амурское, Сибирское, Забайкальское, Уссурийское. Это не просто войска, это громадные территории сельскохозяйственных угодий, которыми могли пользоваться только казаки. Казачьи войска были самыми богатыми владельцами земли в Российской Империи, им принадлежало больше сельскохозяйственных угодий, чем царю и духовенству.
Как мы видим из приведенной таблицы, списочный состав казачьих формирований, выставляемых в случае войны, был в пределах 200 000 человек. В случае войны Российская Империя призывала на воинскую службу людей пяти возрастов (от 19 до 24 лет). Общая же численность боеспособных мужчин, как несложно посчитать, составляла около миллиона человек (от 19 до 24, 24-29, 29-34, 34-39, 39-44 лет). Всего же численность казачьего население на территории России составляло до 10 000 000 человек.
Казаки всех казачьих войск активно участвовали в I Мировой войне, были этой войной страшно недовольны (по тем же причинам, что и весь рядовой состав русской армии). Поэтому объявление Советской власти «Декрета о мире» и массовой демобилизации, рядовой состав казачьих войск принял с радостью. А всеобщая мобилизация атамана Каледина и «ледовый» поход Корнилова из области Донского казачества на территорию казачества Кубанского провалились.
Но отмена Советской властью сословного деления и уничтожение сословных привилегий привело к тому, что казаки, ранее монопольно пользующиеся землей на территории своих казачьих войск, вынуждены были поделиться с, так называемыми, «иногородними». Например, на территории Великого Войска Донского на 1,5 млн. казачьего населения насчитывалось 1,6 млн. “иногородних” - безземельных мужиков, батрачивших на богатых казаков. Именно с этими «иногородними» богатое казачество делиться не захотело.
Используя для своих замыслов отмену казачьих привилегий, как ширму, зажиточная часть казачества сумела настроить рядовых казаков на восстание против Советской власти. Эти моменты были массово отражены в художественной литературе того времени. Особенно ярко выделяется роман Шолохова «Тихий дон», где Григорий Мелехов, вернувшийся с фронта как бы большевиком, командовал повстанческой дивизией. Стоит отметить и «Железный поток» Серафимовича, где Таманской группе красных войск пришлось выходить из окружения по побережью Черного моря на Армавир, а затем через горные перевалы на Ставрополь, где сражалась 11 армия (командарм Сорокин), поскольку прямой путь был отрезан восставшими казачьими станицами.
Казачьи войска под руководством атамана Краснова дважды предпринимало наступление на Царицин для соединения с войсками Колчака. Ей навстречу, со стороны Колчака, двигались отряды Оренбургского и Уральского казачества под руководством Дутова. Казачьи войска под командованием Семенова, Анненкова и Колмыкова свирепствовали в Сибири, Средней Азии и Ставрополье. Казачий генерал Мамонтов, а также Шкуро, Улогай, Покровский в составе деникинских армий наступали на Москву.
Войска под командованием Фрунзе начисто разгромили войска атамана Дутова, Первая конная армия под командованием Буденного разгромила в сражении под Касторным объединенные корпуса Мамонтова и Шкуро. В Сибири и Семиречье были разбиты войска Анненкова и Семенова, в астраханских и ставропольских степях бесславно погибли войска атамана Колмыкова. Только после этого началось наступление Красной армии и победоносное завершение гражданской войны.
Надо отметить, что конная армия Буденного состояла, в подавляющем большинстве, так же из казаков - донских, а казачьи подразделения Кочубея, Думенко и Миронова - из терских, кубанских и донских. Здесь мы видим торжество классового подхода, описанного Марксом и блестяще примененным Лениным и Сталиным в период гражданской войны. Красные казачьи части были сформированы из беднейшей части казачества, т.е. и казачество разделилось между собой по классовому признаку.
Подводя итог, можно смело сказать, что если бы не восстание казаков в тылу Красной армии и участие большинства казаков в борьбе против Советской России в составе белых армий, гражданская война не только не была бы такой длительной и кровопролитной, но ее не было бы вообще.
Заключение. Возможность гражданской войны в России сегодня
Мы видим, что гражданская война в России, разгоревшаяся после Великой Октябрьской Социалистической революции, произошла из-за двух факторов:
1) желание стран Антанты и их союзников вначале заставить Советскую Россию продолжать войну с немцами, а после окончания этой войны Россию ограбить;
2) наличие в Российской Империи военного сословия, имеющего привилегии и не желавшего с этими привилегиями расставаться.
Второй фактор, как мы уже показали, имел определяющее значение по сравнению с первым.
Когда мы рассматриваем вопрос о ликвидации буржуазного строя в России, мы должны рассмотреть все факторы риска, которые встанут в этом случае перед пролетариатом. Первый фактор (желание капиталистических стран пограбить Россию) есть, и будет оставаться. Но наличие оружия массового поражения резко снижает значение этого фактора. Поэтому при свержении буржуазного строя пролетариат должен мгновенно взять под контроль управление ракетно-ядерным щитом России.
Что же касается второго фактора, то сегодня он отсутствует. Нет в России столь крупного военного сословия, которое в массе своей могло бы выступить против пролетариата. Армия России сегодня - это армия рабоче-крестьянская. Буржуазные слои общества не желают, чтобы их дети служили в армии, поэтому в армии служит только тот, кто не сумел «откосить». Тоже положение относится к внутренним войскам. Наличие достаточно большего числа наемников (ЧОПы) решающей роли не играет. Наемники согласны за деньги убивать, но умирать за деньги они не будут. Поэтому, увидев военную силу вооруженного пролетариата, они увильнут.
Можно с уверенностью сказать, если вооруженный пролетариат своевременно возьмет под свой контроль средства массового поражения, то после Социалистической революции гражданской войны в России не будет.
Марк Соркин