Общественное мнение и фокус-группы | ИА Ледокол

Oct 30, 2017 08:23

С 40-х годов 20-го века существует метод социологических исследований под названием фокус-группа. Однако как я выяснил, очень немногие знают об этом методе. Мне довелось несколько раз побывать на таких опросах.



Опрос проходит, как правило, в специальном прямоугольном кабинете, где напротив стены ближней к входу в кабинет сидит социолог, над ним расположена видеокамера, а за спиной специальное стекло прозрачное с обратной стороны, чтобы люди находящиеся не в самом кабинете могли наблюдать за ходом исследования. Весь разговор обязательно записывается на диктофон.
Теперь давайте ненадолго отскочим в сторону и вспомним, какое медийное освещение получает любая предвыборная кампания в нашей стране (потому что это пример нагляден и понятен всем). Яркие предвыборные плакаты, на которых, непременно с напускной серьезностью и деловитостью, изображены кандидаты. Когда по ТВ показывают эту агитационную рекламу, то своей странностью она даже несколько конфузит. Ну и конечно всегда есть разные сборища и передачи с максимально популистскими выкриками (типа каждой женщине по мужчине, МРОТ 25 000 руб. …), демагогическими программами и тд.

Казалось бы, сколько можно во все это верить и кто вообще на это откликнется, но это мнение человека не владеющего реальной статистикой, так как если бы эти методы совсем не работали, то их бы не осуществляли и денег бы не выделяли.

Так вот, на вышеупомянутых фокус-группах, как правило перед выборами, собирают людей определенного половозрастного состава и опрашивают - вопросы вроде:
- за кого бы вы проголосовали если бы завтра были выборы (любого уровня, по очереди).
- кого из названных кандидатов вы знаете и как относитесь.

Обязательно вопросы про президента Путина, про его образ, сильные и слабые стороны, ассоциации с президентом Путиным и т.д. Отдельно стоит отметить вопросы про лозунги, людям дают на выбор список лозунгов и они должны их оценить и высказать свое мнение о них. (вт.ч. оценить десяток другой лозунгов про Путина). Одним словом буржуазные политтехнологи очень плотно работают с основной массой населения, наемными работниками и мелкобуржуазным элементом, и последние сами дают максимально эффективное оружие против себя в классовой борьбе.

И вот, приходя как то раз на одну из таких фокус групп (в этом 2017ом году), спинным мозгом я догадывался, что власти наверняка захотят бороться с сильной тенденцией снижения явки на выборах, так как даже многими “предполагаемое” систематическое завышение явки не решает вопрос снижения легитимности буржуазной власти. В начале разговора, я как обычно озвучил позицию марксистов-ленинцев о буржуазных выборах и большинство, вроде как, склонилось на мою сторону. Далее, как оказалось, классовое чутьё меня не подвело, и социолог разделил присутствующих на две команды, одна из которых должна была придумать и убедительно высказать аргументы за явку на выборы, а другая команда против.
Присутствующим было немного смешно, потому что бессмысленность выборов, казалось бы, стала всем очевидна, поэтому перекидывание аргументами было по существу односторонним. Оказавшись среди тех, кто придумывает аргументы за явку, я с чувством решил пропеть мантры Старикова о внешней угрозе, раскачивающейся лодке и конечно добавил Зюгановское - “ Россия исчерпала лимит на революции!”. По выражению лиц окружающих стало понятно что они вновь засомневались…

Выводов из всего этого можно сделать два:
1) Буржуазная пропаганда оказывает огромное тотальное влияние на общественное мнение и стремится удержать и укрепить позиции, используя эффективнейший опыт и продолжая развивать политтехнологии, поэтому должно быть приложено немало усилий и потрачено много времени для того чтобы человек окреп в коммунистических взглядах в окружении массовой буржуазной пропаганды.
2) Вероятно левое движение неизбежно будет все более и более перенимать подобные методы политтехнологий.

Давид Сергеев, Ярославль

Оригинал

Previous post Next post
Up