Почему я вышел из КПРФ

Jul 27, 2017 06:00

КПРФ долгое время мне представлялась хорошим инструментом для устройства социалистического общества. Но сомнения в ее эффективности накапливались и я стал задавать себе вопросы: является ли КПРФ коммунистической партией и обязательно ли ей быть таковой, чтобы снова сделать Россию социалистической? Выводы и ход моих размышлений на этот счет я постарался изложить в данной статье.



Коммунистическая партия - организация марксистов-ленинцев, ведущая работу по внесению в класс наемных работников пролетарского сознания. Последнее обязательно должно включать в себя положения о захвате власти, установлении диктатуры пролетариата и провозглашении социализма с последующим строительством коммунизма. И если в пропаганде данные положения не отражены, то это не коммунистическая пропаганда. А партия не занимающаяся политическим образованием людей, не помогающая им увидеть связь деятельности отдельных людей, групп, слоев с интересами того или иного класса, не коммунистическая партия.

Таким образом о «коммунистичности» речи или статьи следует судить не по отдельным словам, а рассматривать текст в комплексе. Если хотя-бы доля процента наводит простого человека на мысль о возможности классового мира и подкрепляет мнение о государстве, как о надклассовой структуре, то это уже не коммунистическая пропаганда, а буржуазная, прикрытая марксистской риторикой. Все это, конечно, не относится к КПРФ т.к. в ее агитационно-пропагандистских материалах даже марксистскую фразу и то не всегда встретишь. Вместо того, чтобы четко обозначить врага, в КПРФ размазываю власть капитала на составляющие и потом определяют, какая из этих частей лучше. Также обстоит дело и с главным инструментом извлечения прибыли для капиталиста, а именно с государственным аппаратом. В многочисленных выступлениях руководства партии, госвласть также представляется совокупностью достаточно самостоятельных элементов, среди которых имеет смысл искать те, на которые трудовому народу можно возлагать надежду на улучшение жизни. О политическом образовании масс, о том чтобы вдохновить трудящихся на борьбу за свою свободу в такой ситуации не может быть и речи, ведь даже члены партии, искренне желающих установления социализма оказываются дезорганизованными и только прикрывают свою растерянность рассуждениями о том, что народ у нас какой-то неправильный. Что говорить, если в основном программном документе партии нет положений ни о диктатуре пролетариата, ни об отмене частной собственности на средства производства. А к социализму по программе КПРФ мы идем в несколько этапов постепенного преобразования многоукладной экономики под руководством правительства «народного доверия», сформированного некими «народно-патриотическими силами». Т.е. предполагается произвести метаморфозу капитализма в социализм (немыслимую для классиков марксизма-ленинизма) под управлением самих же капиталистов, пусть и умеренных.

Если бы без всех вышеперечисленных требований можно было-бы обойтись для установления социализма, то определение коммунистической партии и ее пропаганды было бы другим. Но в КПРФ считают по-другому. Аргументы, которые приводят ее члены в этом отношении, мне видятся неубедительными, но давайте все-таки в них разберемся.

Для социальной революции нужны революционные массы и организация, которая поведет эти массы на слом существующих порядков и установление более прогрессивных общественных порядков. КПРФ по всем внешним признакам не является революционной. В партии это оправдывается существующим общественным мнением, не готовностью населения воспринимать коммунистическую пропаганду. При этом предполагается, что по мере созревания революционной ситуации, которую готовит власть, будет революционизироваться и КПРФ. Но такое возможно, только в том случае, если члены КПРФ и прежде всего ее руководство являются коммунистами, но в силу обстоятельств вынуждены играть роль системной оппозиции. Такая тактика является фактически заговорщицкой и подходи скорее для дворцового переворота, но никак не для резкого разворота миллионов людей с социал-демократических лозунгов на коммунистические. Не случайно в «Манифесте Коммунистической партии» есть такие строки: «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои цели и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией».

В КПРФ, кроме отсутствия готовности населения к радикальным переменам, акцентируют внимание на более высоком образовательном уровне населения в сравнении с 1917 годом и росте в народе ностальгических настроений по отношению к СССР, популярность Ленина и Сталина, как величайших государственных деятелей. Все это партия выдает за культурную базу, которая делает граждан РФ более самостоятельными субъектами в деле поворота страны на социалистические рельсы, чем это было во времена Ленина. Это, по мнению кпрфовцев, позволяет коммунистам вести умеренную политику по отношению к действующей власти. Видимо, ожидается, что народ, в конце концов, сам все поймет, и тогда партия по приглашению восставшего народа просто встанет у руля государства.

Да, социальный протест будет расти, но остается вопрос: как будет реагировать на возникновение революционной ситуации буржуазная власть? Да и вопрос об изменении в этой ситуации отношения людей к КПРФ и к организациям, ведущим по-настоящему коммунистическую пропаганду, я бы не стал опускать. Не удивлюсь, если с ростом революционных настроений будет расти влияние и консолидация коммунистических организаций, а КПРФ, напротив, как меньшевики в 1917-ом все сильнее станет уходить вправо, стремительно теряя поддержку масс. И если коммунисты не смогут направить народный бунт на свержение власти капитала, то в стране установится откровенная диктатура буржуазии, т.е. фашизм. От некоторых же членов КПРФ звучат расслабляющие слова о тупиковости капитализма, дескать, а куда еще народу, с теми же самыми капиталистам деваться, - только идти к социализму, а тут мы - КПРФ, наиболее умеренная сила, ориентированная на это дело. Нет, капитализм не загонит человечество в тупик после которого все одумаются и встанут на верный путь, инстинкт самосохранения у буржуев не сработает. Если народ не готовить к социалистической революции, не вносить в него пролетарское сознание, то Россия, а вместе с ней и все человечество сначала войдет в эпоху неорабовладения, а затем самоуничтожится.

Что касается всеобщей грамотности, наличия широкого доступа к всевозможной информации и светлой память о социалистическом прошлом, то, как бы ни значительны были эти факторы, они не снижают роль коммунистической партии, как субъекта революции. Если наемные работники не осознают своих классовых интересов, то значит, что они остаются подвержены буржуазной пропаганде, которая легко форматирует любые разрозненные знания в интересах сохранения власти капитала. Революционное брожение без революционной теории неизбежно закончится выхлопом народного гнева, после которого наступит период реакции. А разработка теории, ее усвоение и пропаганда - дело исключительно коммунистов и их организаций.

КПРФ выказывает стремление не ликвидировать капитализм, а лишь минимизировать его людоедский характер и дальше с повышением уровня жизни народа, его сознательности свести на нет власть капитала. Но из марксистского учения никак нельзя вывести мысль о том, что культурные преобразования в стране способны повлиять на буржуев в такой степени, что они добровольно расстанутся со своей собственностью. Откуда же такая вера в мирное и постепенное перетекание капитализма в социализм?

Ответ на этот вопрос лежит, как мне кажется, в философской плоскости. Степень материалистичности мировоззрения влияет на склонность людей левых взглядов придавать решающее значение в социальных преобразованиях или просветительству, пропаганде гуманизма или материальным условиям жизни человека, характером производственных отношений. Человек, прочно стоящий на позициях диалектического и исторического материализма, не станет уповать на силу слова, некие святыни, на природную доброту и т.п. Поэтому идеализм Зюганова, проявляющийся в его отношениях к религии, в постоянных попытках дать моральную оценку политическим событиям, апелляция к традициям, явная претензия на нравственный авторитет, являются еще одним подтверждением того, что КПРФ в лице его руководства (Геннадия Андреевича и его доверенных лиц) действительно не собирается менять базис общества. Так что в отсутствии программных положений партии о диктатуре пролетариата и ликвидации частной собственности на средства производства нет никакого лукавства.

В КПРФ действительно не понимают, опасности для дела социализма сохранения в руках человека средств эксплуатации других людей. Но капиталист всегда будет стремиться к извлечению максимальной прибыли за максимально короткий срок, а значит, он неизбежно будет расширять свое влияние на политику государства. В СССР не было капиталистов, но были люди с буржуазным сознанием, и этого хватило для реставрации капитализма. КПРФ же считает, что наличие полноценной буржуазии не помешает продвижению к коммунизму.

Тактические приемы, активно применяемые КПРФ, еще более наглядно демонстрируют отпечаток идеалистической философии и отхода от исторического материализма в частности. И здесь мы не можем не вспомнить Антонио Грамши с его учением о гегемонии. Содержание агитационно-пропагандистского материала КПРФ, значение, которое партия придает своим СМИ, хорошо согласуется с тем, что предлагал этот в бытность видный деятель коммунистического движения Италии, почитаемый сейчас у еврокоммунистов. Его идея о возможности перехода от капитализма к коммунизму не через слом базиса, а через воздействие на надстройку общества в СССР сразу же была признана оппортунистической и ревизионистской. И то, что после смерти Сталина о Грамши стали отзываться исключительно положительно не должно нас смутить, наша страна на тот период уже сбилась с верного курса.

Коммунистическая пропаганда всегда является трудоемким делом, требующим значительных интеллектуальных усилий, а в период политического затишья от коммуниста требуется и особое терпение, упорство и вера в рабочий класс, в то, что он неизбежно подхватит всепобеждающее революционное знамя марксизма-ленинизма, нужно только держать его как можно выше. Куда легче сказать, что народ у нас к революции не готов, но есть история СССР, есть в народе ностальгия по советскому прошлому, и давайте просто расширять эту культурную базу, распространяя в народе ценности, взгляды социалистического государства, делая их фактически предметом веры. А уж как приятно ощущать себя светочами высших идеалов, интеллигенцией, которой за место пролетариата Грамши отводил решающую роль в социалистической революции. Вот на эту иглу самодовольного ничегонеделания Зюганов подсел сам и подсадил всех членов его партии. Стараясь соединить силу религиозного чувства и силу научного знания, КПРФ рассчитывает подточить капитализм, внося в массы не классовое сознание, а морально-нравственные ценности, пригодные больше для строительства коммунизма, но никак не для борьбы за социализм. Поэтому все разговоры членов партии, что роль системной оппозиции дает КПРФ возможность сосредотачивать значительные материальные ресурсы для якобы коммунистической пропаганды, под которой имеется в виду информирование людей об отдельных элементах социализма, исходят из непонимания законов исторического развития. Сколько бы ресурсов КПРФ не затрачивала на формирование социалистического сознания в капиталистическом государстве, что уже выглядит абсурдным, на культивирование буржуазного сознания всегда буде выделяться больше средств и расходоваться они будут с большей эффективностью. Кроме этого, капитал способен переработать в своих интересах любую идеологию, любые народные представления, лишь бы люди не ставили под сомнение целесообразность сохранение частной собственности на средства производства. Более того, если иметь в виду, что из острого экономического и политического кризиса капиталисты, скорее всего, найдут выход в установлении фашизма, то пропаганда КПРФ идей коллективизма, державности, патриотизма, святой Руси, преклонение перед РПЦ, будет хорошим подспорьем для буржуазии в их деле по формированию корпоративного государства.

Так что нет никаких оснований полагать, что та пропаганда, которую ведет КПРФ, готовит людей к социалистическим преобразованиям. Ползучего натиска на капитализм не может быть. История нам ясно показывает, что только революционные массы могут решить вопрос о смене социально-экономической формации.

Но партия настойчиво всеми своими словами и действиями одним внушает мысль, что с помощью мягкой силы можно вытравить капитализм, подточить его изнутри, распропагандировав и окультурив буржуев, другим, что с той же пропагандой можно подвести восставший народ к сознательному выбору пути развития страны. И те, кто считают эти варианты реалистичными, конечно будут не только оправдывать участие партии во всевозможных выборах, но и считать это обязательным. Тут и доступ к официальным СМИ, наличие собственных мощных информационных ресурсов и возможность с помощью вхождения в различные ветви власти позиционировать партию, как партию грамотных управленцев, искренних защитников прав трудящихся.

При этом не берется во внимание обязательное сращивание власти и капитала, которое неизбежно превращает депутатское место или должность в системе госвласти в источник дополнительного дохода. Так что на ведущих позициях особенно в парламентских партиях всегда будет высокая доля карьеристов. Это не значит, что депутаты не думают о народе, не помогают простым гражданам. Нужно быть на редкость корыстным человеком, чтобы спокойно относиться к мнению о себе как подлом человеке. Да и сами себе мы хотим казаться хорошим, но человек, большой мастер оправдывать свои поступки, а уж депутат точно найдет не только слова, но и предъявит вещественные доказательства своего праведного служения народу. Поэтому нужно быть очень наивным, чтобы считать, что при такой активной нацеленности на попадание в представительные органы, первые лица КПРФ, которые все сплошь депутаты, оказываются не подвержены влиянию политических и этических представлений буржуазии.

Большая ставка на выборы снижает до минимума революционность не только верхушки партии, но и ее рядового состава. Для проведения избирательной компании, пропаганды реформистских программ КПРФ хорошее владение марксизмом-ленинизмом и преданность делу революции ни к чему. Задачи, которые ставятся перед членами партии таковы, что без всего этого можно обойтись. Членские взносы, подписка на газету и участие в агитационно-пропагандистских акциях в качестве массовки - вот требования активного кпрфовца, которому дадут грамоту, а то и орден. Логика борьба за электорат отражается и на характере приема в партию. Зачастую, человек получает членский билет без всякого рассмотрения его политической грамотности и желания участвовать в партийной работе. При такой постановке дела партия всегда будет аморфным образованием, неспособным вести работу по повышению теоретического образования ее членов, без которого встать в авангарде рабочего класса нельзя. Фактически вопрос членства в партии решается КПРФ также, как предлагали его решить на II Съезде РСДРП те, кого в последствии стали называть меньшевиками. Споря с ними, Ленин тогда говорил, что «Параграф первый Устава партии в моей формулировке предупреждает от вторжения оппортунистических элементов в партию. Формулировка Мартова - это открытые двери для заполнения партий именно такими элементами». Ленину нужна была партия способная повести людей на революцию и поэтому в ней не должно быть болтающихся. Меньшевики же считали, что нужно дорабатывать капитализм и «дожидаться пока стихийное движение рабочего класса само выработает социалистическое сознание» [История ВКП(б). Краткий курс], чем КПРФ, по существу, и пытается заниматься, называя себя при этом почему-то ленинцами.

Таким образом, КПРФ не имеет и не будет иметь в достаточном количестве людей, способных подхватить стихийно возникший подъем революционных масс и направить его на захват власти у капиталистов.

Более того, участие партии в выборах является основным инструментом канализации протеста. Можно продолжать говорить, что участие в выборных компаниях дает партии материальную базу для пропаганды, что выборы мобилизуют партию и закаляют ее членов, можно продолжать верить, в то, что в буржуазном государстве возможно осуществлять значительное финансирование по-настоящему революционной пропаганды и что печатная, и видеопродукция КПРФ является именно такой, но как можно не замечать мнения, которые возникают у людей, наблюдающих за стараниями партии пробиться во власть легальным путем. Участие партии в буржуазном парламенте, активная предвыборная агитация людей, распространение в народе мнения о партии, как организации эффективно отстаивающей права трудящихся в системе буржуазного государства, несомненно, уводит людей от осознания необходимости организовываться самим, полагаться только на свои силы в борьбе за народную власть.

Человеку решиться на слом привычных порядков нелегко. Все понимают, что революции без, пусть и временного, но регресса не бывает, и если народ верит, что можно добиться желаемого без радикальных изменений, то он на улицу с политическим лозунгами не выйдет. Но мы видим, что революционная ситуация все таки зреет. Эту тенденцию частично отражает падение явки на выборы, и низкий авторитет Государственной Думы у населения. И вместо того, чтобы помогать народу расставаться с буржуазно-демократическими и парламентарными предрассудками, как учит нас Ленин, КПРФ призывает людей идти на выборы, рассказывает им о программах реформирования капитализма. Тем самым она укрепляет в массах мысль, что через институты буржуазного государства можно решить проблемы страны. Но при этом не происходит укрепление авторитета этих самых институтов (люди, в большинстве своем, понимают, что все эти ветви власти управляются денежными мешками), а укрепляется вера в то, что капиталистам или их пахану Путину можно дать сигнал и те сделают государство социально-ориентированным. Т.е. КПРФ, будучи фактически в свите короля и поддерживая ему штаны, нисколько не отводит от себя угрозу оказаться перед народом в голом виде. И это было бы ничего, если бы КПРФ не ассоциировалась для многих людей с коммунистической идеей, и социалистической альтернативой развития страны. Разделяя ответственность за промахи и преступления власти, КПРФ приносит в жертву звание коммуниста.

Поэтому для капиталистов КПРФ больше помощник, чем помеха, ведь эта партия фактически играет роль вечной оппозиции, громоотвода и инструмента для завлечения людей на выборы с целью легитимации буржуазной власти.

Но в КПРФ есть люди, которые считают, что с помощью демократических лозунгов, объявляя каждый раз выборы грязными, партия готовит народ к такому протесту, который вынудит власть уступить место КПРФ. Рассмотрим и эту последнюю зацепку верного кпрфовца.

Допустим, что ухудшение ситуации в стране приведет к высокой явке на выборы и большинство поддержат программу КПРФ. Выборы фальсифицируются и КПРФ вместе с народно-патриотическими силами выводят народ на улицу с ультимативными требованиями к власти. И что дальше? На социалистическую революцию КПРФ протестующих не направит. Люди выйдут с требованиями реформ, что и будет отражением желаний тех, кто ставил галочки в бюллетенях, а внезапно выбросить лозунг установления диктатуры пролетариата не получится, т.к. для должного его восприятия нужно предварительно готовить массы, чем, как я уже показал, КПРФ не занимается и заниматься не собирается. В этой ситуации, у олигархов будет два сценария дальнейшего развития событий и оба для них выигрышных.

В первом случае, на политическую сцену выпускают диктатора, который после заявления, что им будут учтены чаяния народа, разгоняет протестующих, устраивает террор. Так как КПРФ не занималась политическим образованием масс, то многие не смогут распознать в новых лицах на троне представителей все тех же классовых врагов. Напротив, сторонники КПРФ могут усмотреть в действиях диктатора реализацию тех положений, о которых они узнают из газеты «Правды» телеканала «Красная линия» и прочих дорогостоящих информационных ресурсов партии. Для буржуазии будет не смертельно и не так трудно осуществить национализацию ряда отраслей экономики, сурово наказать нескольких нуворишей, оказать материальную помощь некоторым группам населения и даже ввести прогрессивный налог. А уж какой простор для диктаторского режима будет культурная поляна, обильно удобряемая КПРФ. Так вот же она, Святая Русь державная, - скажут тогда поклонники Геннадия Андреевича. Затем капитал вернет уступленное им с лихвой и очень быстро, но уже всякие выступления наемных работников с протестами будут уже вне закона.

По второму варианту, все требования протестующих удовлетворяются. Здесь буржуазия жертвует своими интересами гораздо сильнее, чем по первому варианту, но в будущем это отступление сулит ей более прочные позиции. Отсутствие крупного и откровенно компрадорского капитала нисколько не обеспечивает поступательное движение к социализму. Классовая борьба ведется и при социализме, чему ярким свидетельством является история Советского Союза. КПРФ, сохраняя частную собственность средства производства и не устанавливая диктатуру пролетариата, дает более широкий простор для отката назад. Из средней буржуазии родится крупная, а компрадорство расцветет как никогда. Народ снова окажется обманут в своих ожиданиях и вере в свои силы. Использовав неудачу такой народной инициативы для дискредитации социалистических идей и деморализовав общество, мировой капитал сможет позволить себе то, что ему не удалось в 90-х - полностью распродать Россию и покончить с ее государственностью.
Таким образом, КПРФ даже при самых до невероятности удачных для нее обстоятельствах не способна направить РФ на устойчивый путь социалистического развития. Для капитализма смертельно только одно - повышение сознательности масс до уровня пролетарского сознания, а КПРФ, не работая на это, сохраняет людей «… глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, ...».

24.07.2017
Феликс Колчев
Previous post Next post
Up