«Советские времена. На бульвар привезли бочку кваса. Продавец отцепляет ее, готовится торговать.
Подходит мужик:
- Сколько стоит вся бочка?
- Ну считай: двести литров, по тридцать копеек кружка. Сто двадцать рублей.
- Вот тебе деньги, иди отдыхай, развлекайся. Вечером придешь за пустой бочкой.
- Хорошо!
Продавец уходит. Мужик разворачивает плакат "Квас бесплатно".
Народ сначала удивился. Потом стали подходить. Потом очередь образовалась. Потом длинная очередь. Потом толпа. Мат, крики. Кто без очереди лезет, кому-то не досталось. Драка началась. Поножовщина.
Милиция приехала. Толпу разогнали. Зачинщиков - в кутузку. Мужика туда же.
Начинают его прессовать:
- С какой целью спровоцировал драку?
- В мыслях не имел!
- Незаконной торговлей занимался?
- Бесплатно людей квасом угощал. Есть свидетели.
- Значит квас ворованный!
- На свои кровные купил. Имею право.
- Может ты псих?
- Нормальный. У меня и справка есть.
- Ладно, мужик, мы тебя отпустим. Только скажи, зачем ты это сделал? Зачем свои деньги тратил? В чем фишка?
- Ладно, так и быть, скажу. Человек я уже не молодой. До коммунизма точно не доживу. А так хотелось посмотреть, как оно будет... При коммунизме...»
Утопия ли коммунистическое общество?
Люди живут окутанные капиталистическими ценностями и иллюзиями, и их сознание отражает капитализм вокруг и как следствие отрицание чего-то другого, других общественных отношений, как им кажется нереальных, утопичных. И в этом смысле они ходят по замкнутому кругу, очерченному капиталистическими иллюзиями и установками на меркантильность, эгоистичность, узость интересов и ценностей и т.д. Таким образом, людям дают мир капитализма и человек просто принимает этот мир, таким как он есть. Конечно, многие задумываются о социальной справедливости, но мысли эти так, же очерчены границами буржуазного сознания. И конечно тут не место коммунистической идее!
Но мир не стоит на месте, научно-техническое развитие идет поступательно, производительные силы общества растут. И никто не будет отрицать факта, что человечество прошло долгий путь от первобытнообщинного строя до современного общества, и путь этот длился тысячелетиями! Само собой разуметься каждой эпохи характерно свое сознание. Если быть точнее и обратиться к классикам, то совокупность «производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс, Предисловие к «К критике политической экономии», К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, 1948, стр. 322.) Появившись на свет, надстройка в свою очередь оказывает обратное активное воздействие на базис, ускоряя или задерживая его развитие, и важное место в развитии имеет изменение сознания человека, приведение его в соответствие с производственными отношениями и производительными силами общества.
При первобытнообщинном коммунизме люди и подумать не могли, что возможно рабство, люди жили общиной, труд был совместной деятельностью, так же как и его результаты. Но развитие производительных сил не стоит на месте. И вот возникает понятие частной собственности, признаваемое обществом, и как следствие разделение людей, появление и становления рабовладельческой общественно-экономической формации и, следовательно, становления у людей сознания отражающего эту самую формацию, убежденность в ее вечности и единственно возможном существовании человеческого общества. О чем говорят нам мыслители того периода.
В глазах величайшего мыслителя древности Аристотеля (IV век до нашего летосчисления) рабство также являлось вечной и неизбежной необходимостью для общества. Аристотель оказал огромное влияние на развитие умственной культуры в древнем мире и в средневековье. Поднявшись высоко над уровнем современного ему общества в своих научных догадках и предвидениях, Аристотель в вопросе о рабстве остался в плену представлений своей эпохи. Его взгляды на рабство сводились к следующему: для кормчего руль - инструмент неодушевлённый, а раб - инструмент одушевлённый. Если бы орудия работали по приказанию сами, если бы, например, челноки сами ткали, тогда не было бы необходимости в рабах. Но так как в хозяйстве существует много занятий, требующих простого, грубого труда, то природа мудро распорядилась, создав рабов. По мнению Аристотеля, самой природой одни люди предназначены быть рабами, а другие - управлять ими. Рабский труд доставляет свободным досуг для совершенствования. Отсюда он делал вывод, что всё искусство хозяина заключается в умении пользоваться своими рабами.
Похожие мысли отражал древнегреческий философ Платон, идя немного дальше. Он имел уже известное представление о разделении труда и той роли, которую оно играет в жизни общества. Так, Платон предусматривал разделение труда в качестве основного принципа государственного строя в своей идеальной республике, но рабы оставались рабами.
Римские писатели и общественные деятели, выражающие идеологию рабовладельцев, считали рабов простыми орудиями производства. Именно римскому писателю-энциклопедисту Варрону (I век до нашего летосчисления), со ставившему среди ряда других книг своего рода руководство для рабовладельцев по ведению сельского хозяйства, принадлежит известное разделение орудий на: 1) немые (повозки), 2) издающие нечленораздельные звуки (скот) и 3) одарённые голосом (рабы). Давая это определение, он выражал общераспространённые среди рабовладельцев взгляды.
Но развитие не стоит на месте, рабовладение стало изживать себя. Класс рабовладельцев стал тормозить развитие просто паразитировать, и как оказалось понятия о вечности и незыблемости рабовладельческого сознания людей обрушилось. На смену пришел феодальный способ производства.
Общественно экономическая формация - феодализм, так же в сознании людей была незыблема и вечна, все вопросы о социальной справедливости сводились к границам общественных отношений этой формации. Религия выступает при феодализме в качестве «...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции...» социального порядка (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 361).
Развитие не стоит на месте, производительные силы растут! Цепляясь за возможность своего существования, класс феодалов так же становиться паразитирующим классом и изживает себя, как когда то класс рабовладельцев, феодализм сменяется капитализмом! В сознание людей врастает капитализм!
Итак, мы видим смену формаций, характеризующихся борьбой классов, а также новых нарождающихся производственных отношений со старыми и как следствие смену мышления, сознания людей! Все это занимало тысячи и сотни лет!
Итак, сегодня у нас за окном капитализм, и как следствие сознание людей пропитано идеями этой формации. Исторический опыт СССР погружен в пучину лжи и ненависти, хрущевщина, положившая этому начало, постепенно разъела первое в мире социалистическое государство. Идеи коммунистического общества, подменены идеями безудержного потребления якобы при коммунизме, будет все бесплатно, и люди будут только потреблять. А общество потребления характерно как раз таки, для капиталистического сознания которое муссируется в СМИ, на уровне государственных лидеров, историков, философов, публицистов, культуры и т.д. Таким образом, мы видим подмену смыслов и откровенную фальшь! Которая в принципе вполне укладывается в мировоззрение людей воспитывающихся в капиталистическом духе, и как следствие не вызывает сомнений утопичность коммунистической идеи, которые отвергаются в силу даже того факта что они просто не изучаются. А как мы видим выше даже сознание древних философов, было пропитано тем, что их формация незыблема и вечна! А вечна ли капиталистическая формация?
Именно по этому, статья начинается с анекдота, высмеивающего коммунизм, как некое общество безграничного потребления, что к коммунизму не имеет никакого отношения. Этот анекдот и такие мысли об утопичности коммунизма скорее показывает изуродованное капитализмом сознание людей стремлением к безудержному потреблению и жажде наживы!
Коммунизм будет строиться, после провозглашения и перехода к его низшей фазе социализму, где будет решаться триединая задача,
создание материальной базы коммунизма, то есть коммунистической экономики и направлений научно-технического прогресса;
создание коммунистических отношений, то есть коммунистического общества;
создание, воспитание нового человека, то есть человека коммунистического общества.
Например, Сталин, написал:
«…раньше, чем перейти к формуле «каждому по потребностям», нужно пройти ряд этапов экономического и культурного перевоспитания общества, в течение которых труд из средства только лишь поддержания жизни будет превращён в глазах общества в первую жизненную потребность, а общественная собственность - в незыблемую и неприкосновенную основу существования общества.
Для того, чтобы подготовить действительный, а не декларативный переход к коммунизму, нужно осуществить по крайней мере три основных предварительных условия.
Необходимо, во-первых, прочно обеспечить… непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства…
Необходимо во-вторых, путём постепенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня общенародной, а товарное обращение также путём постепенных переходов заменить системой продуктообмена…
Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии».
Маркс, Энгельс, Ленин утверждали, что коммунизм, общество в котором всеобщее благополучие и равенство,
свободное развитие личности будут достигнуты на основе высочайшего развития материального производства, преодоления частной и утверждения общественной собственности. Коммунизм позволит преодолеть отчуждение человека от созданных им материальных и духовных ценностей, существенные различия между классами и социальными группами, между городом и деревней, умственным и физическим трудом, добиться полного удовлетворения разумных потребностей людей.
Уже сейчас производительные силы общества в принципе готовы к тому чтобы перейти к социализму, первой фазе коммунизма и продолжать свой исторический путь к его высшей фазе полному коммунизму! Но, как и давным-давно, тысячи лет назад, отживающий класс хватается за власть, выдумывает новые законы, теории обоснования своего существования, хотя фактически производство носит общественный характер и средствами производства владеют люди, фактически работающие на предприятиях (капиталист порой даже не посещал ни одного предприятия), капиталист превратился в паразитирующий класс. Пока общество признает господство капиталистов, которое носит сакральные воззрения о незыблемости частной собственности. Пока общество не осознает, что только оно создает материальные блага и фактически владеет средствами производства, мы будем блуждать в капиталистическом сознании и рассказывать глупые анекдоты и суждения про утопичность коммунизма.
Но наука беспощадна, так же, как и исторический процесс, переход к социализму как низшей стадии коммунизма неминуем! Коммунистическое учение сформировано. борьба классов продолжается, массам остается лишь осознать свое место в мире, осознать свои цели и задачи, осознать постоянную ложь капиталистической системы в стремлении запутать людей и увести от классовой борьбы, осознать, что капиталист сейчас перед массами ничто, а только паразит!
Сергей Исполин.