Продолжаем читать и анализировать произведение Н.Васильева «Америка с черного хода».
Как известно, незыблемость капиталистического строя базируется не только на частной собственности на средства производства, но и на постоянном промывании мозгов трудящихся и отвлечении их от классовой борьбы.
«Боевик «Такова Америка» также был целиком посвящен оправданию и подкрашиванию «американского образа жизни». Но в данном случае пропаганда была обращена не к власть имущим, как на проповеди преподобного Бабсона, а к простому народу. Зрителю упорно навязывалась мысль, что одной инициативы и настойчивости совершенно достаточно для того, чтобы любой американец мог превратиться в сильного мира сего. Герой боевика, приехавший из Европы без гроша в кармане, стал конструктором новой марки автомобиля, затем владельцем небольшой автомобильной мастерской и, наконец, хозяином крупнейших в стране заводов. Это был новый вариант старой американской басни о том, что в Соединенных Штатах каждый чистильщик сапог может стать миллиардером.
В то же время боевик назойливо внушал зрителю, что если он еще не стал миллиардером, то винить ему в этом некого, кроме самого себя. В этой откровенной пропаганде «американизма» явственно ощущалось влияние мистеров бабсонов, добросовестно выполнявших «социальный заказ» Уолл-стрита.»
«Американская мечта» - это тот наркотик, который постоянно должен подпитывать сознание простого народа, чтобы самокопательство и ощущение своей личной неполноценности никогда его не покидали. Оказывается в любой период истории успешно манипулировать можно не только инстинктами животных, но и сознанием, казалось бы, образованных людей.
«Радиовещательный бизнес монополизирован в Америке четырьмя крупными радиовещательными корпорациями, сосредоточившими в своих руках свыше девятисот станций. Подавляющее большинство радиопередач откупается коммерческими предприятиями для беззастенчивой рекламы. Джордж Хилл, президент Американской табачной компании, без всякого стеснения заявил, что 90% откупленного им времени радиовещания уходит на коммерческую рекламу. «Я не имею права тратить деньги акционеров на то, чтобы развлекать слушателей», - добавил он даже с некоторым пафосом».
Радио было аналогом телевидения того времени. Обратите внимания, сколько рекламы сегодня по телевизору (а теперь еще и в интернете). Телевидение старается полностью поглотить наше сознание, указывая нам что делать, куда идти, что покупать, кому доверять и т.д. Реклама сквозит из всех щелей в новомодных передачах, фильмах, сериалах и уж, само собой, в перерывах между ними.
«Самым распространенным видом реакционной пропаганды по радио являются краткие обзоры на международные и внутренние темы, передаваемые американскими станциями по нескольку раз в день. В соответствии с послевоенным внешнеполитическим курсом США основное содержание этих обзоров составляют нападки на Советский Союз и страны народной демократии, подготовка общественного мнения к новой войне, возвеличение американских монополий и оправдание их претензий на мировое господство».
Телевидение и, вообще, СМИ активно используется в формировании общественного мнения и активно способствует некритичности мышления у обывателей. Причем, это делается так ловко, что люди даже сами не понимают, в какой момент, их собственные мысли стали заменяться посылами с голубого экрана. Здесь уместно вспомнить слова «гения» пропаганды И. Геббельса: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой».
Религия тоже не остается в стороне от борьбы за место под капиталистическим солнцем.
«Дело в том, что католическая церковь в Соединенных Штатах до последнего времени недопустимо отставала от европейской. В ее активе не было ни одного, даже самого захудалого «святого», ни одного «чуда», если не считать скандального провала с Джо Витоло. Такое положение было нетерпимо. Америке давно следовало внести свой собственный - и не только денежный - вклад в общее дело процветания католической церкви. Надо было во что бы то ни стало найти кандидата в «святые», мало-мальски пригодного для канонизирования. Тут-то и пригодилась незадачливая «мать Кабрини».
В России церковь тоже активно занимается бизнесом, вспоминая и возобновляя древние традиции, это отлично видно
по часам и
пиршествам нашего дорогого (в прямом смысле) патриарха. А о ценниках на услуги православных храмов в народе уже
ходят легенды.
А вот как к этому вопросу относился Ленин:
«Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.д. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду…»
Не менее ярко о религии высказался А. Гайдар в своем произведении «Школа»:
«Город (Арзамас, кол-во жителей даже в настоящее время составляет всего ок. 100 тыс. чел - прим. авт.) был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители. Много у нас в городе было чудотворных святых икон. Пожалуй, даже чудотворных больше, чем простых. Но чудес в самом Арзамасе происходило почему-то мало. Вероятно, потому, что в шестидесяти километрах находилась знаменитая Саровская пустынь с преподобными угодниками, и эти угодники переманивали все чудеса к своему месту.
Только и было слышно: то в Сарове слепой прозрел, то хромой заходил, то горбатый выпрямился, а возле наших икон - ничего похожего».
За весь период своего существования религия не раз давала убеждаться в своей полной несостоятельности со всех точек зрения: моральной, духовной, научной, нравственной. Однако в условиях капитализма она продолжает активно насаждаться в народные массы.
Бороться с этим можно только с помощью научного подхода, методами убеждения и разъяснения. Такая борьба должна вестись на государственном уровне, но возможна она только в условиях более прогрессивного строя (социализма), освобожденного от предрассудков и дурной наследственности прошлого.
Продолжение следует…
Часть
1 |
2 Оригинал Артур Тагиров