Воспитание Нового Человека. Часть 2

Jul 08, 2016 15:00

Итак, суть метода воспитания Макаренко - постановка перед коллективом больших практических задач, при выполнении которых, происходит процесс воспитания и освобождения человека от проявлений негативных сторон человеческого характера, путем возложения на каждого члена коллектива личной ответственности за результат работы коллектива.


Read more... )

воспитание, Соркин, СССР, социализм, новый человек, 2016, Макаренко, капитализм, июль

Leave a comment

nektosteen July 9 2016, 05:54:59 UTC
Блин, какое диалектическое единство, если вы собираетесь давать РАЗНОЕ базовое образование РАЗНЫМ людям? "По способностям"? Вы разрываете общество. Связи между детьми.

Во-первых, у разных групп будут разное "культурное поле", единого не будет. Одно поле будет у "математиков", грубо говоря, одни интересы, одни шутки, одни темы для разговоров. Другое будет у "гуманитариев". Это к примеру.
В результате через тридцать лет вам придётся доказывать представителям любой из этих групп, что представители другой группы - ТОЖЕ ЛЮДИ. Хотя и внутри своей "образовательной группы они тоже неизбежно поделятся на более и менее способных.

Другое дело, когда базовое образование ДЛЯ ВСЕХ одинаковое. Люди, конечно, разные. И одним легче будет даваться одно, а другим - другое. Но тогда они просто ВЫНУЖДЕНЫ будут устанавливать социальные связи с товарищами - сильные в одной дисциплине - помогать другим, и получать помощь от сильных в другой. Тогда понятие о единстве общества будет заложено "в подсознание", и его не придётся доказывать. Да, Вася плохо разбирается в литературе, зато хорошо - в химии, он нужен всем именно в этом качестве. (как минимум - списать)))) А Петя - как механик, но опять нужен ВСЕМ. А Олежек - хорошо пишет стихи.
Они будут понимать, что обществу нужны разные способности, и наличие таковых - общественное благо, а не личное! И даже - общественное богатство. Понимать, что способности нужны для того, чтобы их "отдавать" обществу - взамен на получение от других членов общества чего-то, что тебе не хватает. Кроме того, они будут ОСОЗНАВАТЬ рамки своих способностей, не впадая при этом в "профессиональный идиотизм", когда человек - гениальный физик - впадает в заблуждение, что он так же хорошо разбирается в социальных вопросах или вопросах искусства. При общем базовом они будут видеть не только свои сильные, но и свои слабые стороны.

Требование универсальности на начальных этапах развития способствует именно выявлению, проявлению и осознанию и именно индивидуальных способностей!
Вот в чём диалектическое единство противоположностей! А не в разделении единого процесса образования и воспитания на два разных! ОБРАЗОВАНИЕ-ВОСПИТАНИЕ - ОДИН процесс! Попробуйте "воспитывать" человека, не давая ему знаний об общественных отношениях - это сведётся к дрессировке. К образованию условных рефлексов. Попробуйте его "образовывать" не воспитывая - а, блин, как? Его же сначала, как минимум, отловить надо, и заставить себя выслушать, то есть, выработать тот же самый условный рефлекс на учителя, как у собачки Павлова. Без воспитания - никак! Так что разделение процесса социализации на воспитание и образование - чисто искусственное.

Разные личности возникают в рамках одного общества, где требования к человеку одинаковые, но для соответствия этим требованиям нужно быть именно обществом, а не особью со своими тараканами.

Вы возникли из одной-единственной оплодотворённой яйцеклетки, которая находилась в одной матке, где условия были не разные для разных ваших частей, а одинаковые. И это вам не помешало стать полноценным организмом, каждая клетка которого строго индивидуальна и специализирована. В вот, если бы вы попытались стать единым организмом из кучи РАЗНЫХ одноклеточных, включающих разные их классы - фиг бы у вас что получилось. Они бы друг друга сожрали и всё.

Непонятно? Я понимаю, что это несколько путанное изложение...

Reply

nektosteen July 9 2016, 06:11:34 UTC
Блин, я не знаю, как объяснить чётче...
Личность формируется только в условиях единства, общества как единого целого, имеющего задачу, общую для всех его членов. При этом каждая часть этого целого может и должна выполнять специализированную (индивидуальную) задачу, то есть, проявлять свои способности на общее благо. Вот, если у вас группа детей выполняет одну реальную задачу, и требования к ней едины - то каждый член сможет найти свою социальную роль в рамках этой задачи. В соответствии со своими способностями. А специального образования "по способностям" детям давать не надо. Способности проявятся именно в рамках универсального базового, после чего - дайте детям задачу и доступ к информации - человек сам себя будет дополнительно образовывать и именно в соответствии со своими природными способностями. И не надо эти способности специально выискивать и лелеять - все люди от рождения разные, и это биология. Надо дать возможность их проявления на благо группы.

А вы хотите детей искусственно разделить "по способностям" и давать им разное образование. Да, если это сделать в раннем возрасте, то какой-нибудь узкий специалист до конца жизни не осознает, что за пределами его специальности тоже есть жизнь, и что люди, не интересующиеся его специальностью и не разбирающиеся в ней - нормальные, а не тупые. То есть, ваш специалист даже не поймёт, что способности бывают разные, и что они должны быть направлены на общее благо, общую цель. Он так и будет считать себя элитой, а остальных - ни на что не способным быдлом. Потому что не варился в котле общих для всех требований, и не увидел своими глазами, что все к чему-то способны, но к разным - нужным обществу - вещам.

Reply

il2chewie July 9 2016, 10:55:17 UTC
Похоже вы не внимательно прочли статью. В том то и дело, что в начальной школе учатся все вместе, там и определяются наклонности и способности того или иного ребёнка. Дальше начинается дифференциация, но при этом есть обязательные предметы которые изучаются всеми группами в полном объёме. Это русский язык и русская литература, история страны, конституция страны и логика. Т.е. обеспечивается воспитание гражданина, все остальные предметы преподают тоже но в одном случае это азы, а в другом углублённое изучение предмета. При этом все постоянно трудятся в едином коллективе. Приобретая коллективистские тенденции и навыки.

Reply

nektosteen July 9 2016, 13:02:29 UTC
Я вот как раз против этой дифференциации, как вы не понимаете? И я вам пишу, что она будет работать как раз на разрыв коллектива, социума.

Взрослый человек может специализироваться, но это ЕГО осознанный выбор. А дифференциацию по способностям будут проводить другие люди, и это при том, что мозг формируется всю жизнь, и способности могут открыться в разном возрасте (даже после сорока) и самые разные! А вы УЖЕ поставили детей в неравные условия по уровню образования! У того, которого на момент "дифференциации" сочли гуманитарием, могут открыться какие-нибудь очень специфические способности, которых сейчас не хватает именно представителям точных наук, а он получил "азы" - то есть таблицу умножения, и никто, никто этих его способностей просто не заметит. И половина профессий для него на момент вступления в возраст приобретения профессии - будет закрыта. Грубо говоря, тот, которого вы углублённо учили в школе одним предметам, и поверхностно - другим, став взрослым и осознав свои интересы и способности НЕ СМОЖЕТ получить полноценное профессиональное образование в сфере, по которой получил "азы". Грубо говоря, технарь не сможет в тридцать лет решить заняться гуманитарными науками, а гуманитарий - техническими.

К тому же вы искусственным образом создаёте в коллективе, имеющем общую цель - РАЗНЫЕ группы с разными интересами.

Дайте человеку ДОСТУП к углублённому изучению заинтересовавшего его предмета, и не создавайте в обществе каст "по способностям". Это вас слишком далеко может завести, в конце концов, лидерские способности - тоже способности, что, будем касту господ искусственно выводить? А при наличии доступа к знаниям и коллектива, решающего общую задачу - люди будут использовать ВСЕ свои способности, и прекрасно на практических задачах их развивать.

В конце концов, путь к коммунизму - в СТИРАНИИ различий между разными видами труда, а не в создании новых. А вы - создаёте.

Reply

darkhon July 9 2016, 14:29:46 UTC
Да всё просто на самом деле.
Начальные и средние классы -- вообще обязательны для всех по единой программе.
В старшие классы осуществляется набор по успеваемости, но программа -- общая. Только надо нормально преподавать гуманитарные предметы.
Специализация -- это уже вуз.

Таким образом старшие классы школы не ориентируются на троечников, а специалисты имеют общее системное образование хотя бы школьного уровня. И у всех -- общая база для взаимопонимания.

Reply

nektosteen July 9 2016, 18:02:44 UTC
Вы фактически описали систему, которая была введена в позднем СССР, и была одной из первых пробуржуазных реформ образования. Но там хоть было обязательное всеобщее среднее, и образование так или иначе дети получали. )))) Хоть и сильно разного качества.
Вы действительно считаете, что таким образом вы сможете поспособствовать построению коммунистического общества? Вводя буржуазные принципы образования? Деля детей на "первый" и "второй" сорт?

Reply

darkhon July 9 2016, 18:25:40 UTC
Обязательное всеобщее среднее делилось на старшие классы школы и ПТУ, в которых остаток среднего образования давался по принципу "...и даже не смешно".
В этом аспекте всё просто: необходимо поднимать престиж рабочих профессий, но при этом надо и не страдать эльфийскостью и понимать, что к 8-му классу уже понятно, кто способен к обучению, а кто -- нет, и будет лишь тормозить других. Соотв., крайне целессобразно разделение по группам, если хотите - на "сорта", т.к. их наличие -- факт. Вы правы в том, что нельзя это делать в начальной школе, высока вероятность ошибки, но вот к старшим классам -- уже всё понятно. Соотв., на тех, кто может ямы копать или не копать, и тех, кому имеет смысл продолжать образование. Высококвалифицированных рабочих логично обучать в "средневысших" учебных заведениях -- которые будут включать, навскидку, программу старших классов школы плюс пару-тройку курсов вуза с уклоном в выбранную специальность.

И да -- я не коммунист, я социалист и против утопии коммунизма, так что здесь аппелировать к коммунизму нет смысла. Каждому -- своё, по способностям, включая образование.

Reply

nektosteen July 9 2016, 18:32:40 UTC
надо и не страдать эльфийскостью и понимать, что к 8-му классу уже понятно, кто способен к обучению, а кто -- нет, и будет лишь тормозить других. Соотв., крайне целессобразно разделение по группам, если хотите - на "сорта", т.к. их наличие -- факт.

Любому разумному человеку понятно, что Солнце вращается вокруг земли, он это наблюдает своими глазами ежедневно.

Вам не сюда надо, вам явно к сторонникам "корпоративного государства". Они ваши взгляды поймут, разделят и оценят.

Reply

darkhon July 9 2016, 18:34:11 UTC
Т.е. аргументированных возражений, помимо эльфийскости, не будет?

Reply

nektosteen July 9 2016, 18:48:41 UTC
А какой смысл мне вам возражать?
Смысл статьи - в том, как воспитывать людей будущего, именно коммунистического общества. И именно по этому смыслу у меня есть возражения. Дискутировать с человеком, который в своих взглядах смыкается с фашистами - и именно по вопросу воспитания - бессмысленно.

Мы о разном воспитании говорим. С вашей точки зрения нужно воспитывать элиту и класс, который эту элиту кормит, поит и подтирает ей жопу, причём делать это максимально экономически эффективно. Единственное, что я могу вам возразить, это то, что вы избираете слишком затратный путь. Наука может предложить вам куда более экономичный.

Конечно, не газ. Есть новые, более эффективные методы.

Reply

rbs_vader July 11 2016, 01:43:40 UTC
А какие широкие возможности откроет психокоррекция! Хаксли отдохнёт.
Воспитывать надо сознательных разумных, а не на касты делить.
Ну да, есть уже укоренившиеся вертикалы, но в коллективе горизонталов им быстро отвыкнут в обезьяньи игры играть.

Reply

steinkrauz July 10 2016, 16:24:26 UTC
> Солнце вращается вокруг земли, он это наблюдает своими глазами ежедневно.

Вы хоть понимаете, что уверждения "Земля вращается вокруг Солнца" и "Солнце вращается вокруг Земли" уже давным давно идентичны с точки зрения истинности?

Reply

rbs_vader July 11 2016, 01:44:24 UTC
Но солнце не вращается вокруг Земли. Правда, и не стоит на месте, надо же учитывать вращение самой галактики. Если в симуляторе прогнать, красивые фигуры появляются. Отнюдь не круги причём.

Reply

steinkrauz July 12 2016, 20:51:11 UTC
Хм. Положим, что начало координат находится в центре Земли. Что делает Солнце?

Reply

rbs_vader July 12 2016, 20:57:33 UTC
А всё равно эта точка будет двигаться. Не относительно солнца, так относительно галактики. Вообще проходили, Птолемей же.

Reply

wazawai_n2 July 10 2016, 11:07:08 UTC
1) Если человек не способен к образованию, нахрена ему в ПТУ? Там, вообще-то, учиться надо.

2) Социалистов не существует. Как не существует бега на одной ноге.

Reply


Leave a comment

Up