Итак, суть метода воспитания Макаренко - постановка перед коллективом больших практических задач, при выполнении которых, происходит процесс воспитания и освобождения человека от проявлений негативных сторон человеческого характера, путем возложения на каждого члена коллектива личной ответственности за результат работы коллектива.
(
Read more... )
Во-первых, у разных групп будут разное "культурное поле", единого не будет. Одно поле будет у "математиков", грубо говоря, одни интересы, одни шутки, одни темы для разговоров. Другое будет у "гуманитариев". Это к примеру.
В результате через тридцать лет вам придётся доказывать представителям любой из этих групп, что представители другой группы - ТОЖЕ ЛЮДИ. Хотя и внутри своей "образовательной группы они тоже неизбежно поделятся на более и менее способных.
Другое дело, когда базовое образование ДЛЯ ВСЕХ одинаковое. Люди, конечно, разные. И одним легче будет даваться одно, а другим - другое. Но тогда они просто ВЫНУЖДЕНЫ будут устанавливать социальные связи с товарищами - сильные в одной дисциплине - помогать другим, и получать помощь от сильных в другой. Тогда понятие о единстве общества будет заложено "в подсознание", и его не придётся доказывать. Да, Вася плохо разбирается в литературе, зато хорошо - в химии, он нужен всем именно в этом качестве. (как минимум - списать)))) А Петя - как механик, но опять нужен ВСЕМ. А Олежек - хорошо пишет стихи.
Они будут понимать, что обществу нужны разные способности, и наличие таковых - общественное благо, а не личное! И даже - общественное богатство. Понимать, что способности нужны для того, чтобы их "отдавать" обществу - взамен на получение от других членов общества чего-то, что тебе не хватает. Кроме того, они будут ОСОЗНАВАТЬ рамки своих способностей, не впадая при этом в "профессиональный идиотизм", когда человек - гениальный физик - впадает в заблуждение, что он так же хорошо разбирается в социальных вопросах или вопросах искусства. При общем базовом они будут видеть не только свои сильные, но и свои слабые стороны.
Требование универсальности на начальных этапах развития способствует именно выявлению, проявлению и осознанию и именно индивидуальных способностей!
Вот в чём диалектическое единство противоположностей! А не в разделении единого процесса образования и воспитания на два разных! ОБРАЗОВАНИЕ-ВОСПИТАНИЕ - ОДИН процесс! Попробуйте "воспитывать" человека, не давая ему знаний об общественных отношениях - это сведётся к дрессировке. К образованию условных рефлексов. Попробуйте его "образовывать" не воспитывая - а, блин, как? Его же сначала, как минимум, отловить надо, и заставить себя выслушать, то есть, выработать тот же самый условный рефлекс на учителя, как у собачки Павлова. Без воспитания - никак! Так что разделение процесса социализации на воспитание и образование - чисто искусственное.
Разные личности возникают в рамках одного общества, где требования к человеку одинаковые, но для соответствия этим требованиям нужно быть именно обществом, а не особью со своими тараканами.
Вы возникли из одной-единственной оплодотворённой яйцеклетки, которая находилась в одной матке, где условия были не разные для разных ваших частей, а одинаковые. И это вам не помешало стать полноценным организмом, каждая клетка которого строго индивидуальна и специализирована. В вот, если бы вы попытались стать единым организмом из кучи РАЗНЫХ одноклеточных, включающих разные их классы - фиг бы у вас что получилось. Они бы друг друга сожрали и всё.
Непонятно? Я понимаю, что это несколько путанное изложение...
Reply
Личность формируется только в условиях единства, общества как единого целого, имеющего задачу, общую для всех его членов. При этом каждая часть этого целого может и должна выполнять специализированную (индивидуальную) задачу, то есть, проявлять свои способности на общее благо. Вот, если у вас группа детей выполняет одну реальную задачу, и требования к ней едины - то каждый член сможет найти свою социальную роль в рамках этой задачи. В соответствии со своими способностями. А специального образования "по способностям" детям давать не надо. Способности проявятся именно в рамках универсального базового, после чего - дайте детям задачу и доступ к информации - человек сам себя будет дополнительно образовывать и именно в соответствии со своими природными способностями. И не надо эти способности специально выискивать и лелеять - все люди от рождения разные, и это биология. Надо дать возможность их проявления на благо группы.
А вы хотите детей искусственно разделить "по способностям" и давать им разное образование. Да, если это сделать в раннем возрасте, то какой-нибудь узкий специалист до конца жизни не осознает, что за пределами его специальности тоже есть жизнь, и что люди, не интересующиеся его специальностью и не разбирающиеся в ней - нормальные, а не тупые. То есть, ваш специалист даже не поймёт, что способности бывают разные, и что они должны быть направлены на общее благо, общую цель. Он так и будет считать себя элитой, а остальных - ни на что не способным быдлом. Потому что не варился в котле общих для всех требований, и не увидел своими глазами, что все к чему-то способны, но к разным - нужным обществу - вещам.
Reply
Reply
Взрослый человек может специализироваться, но это ЕГО осознанный выбор. А дифференциацию по способностям будут проводить другие люди, и это при том, что мозг формируется всю жизнь, и способности могут открыться в разном возрасте (даже после сорока) и самые разные! А вы УЖЕ поставили детей в неравные условия по уровню образования! У того, которого на момент "дифференциации" сочли гуманитарием, могут открыться какие-нибудь очень специфические способности, которых сейчас не хватает именно представителям точных наук, а он получил "азы" - то есть таблицу умножения, и никто, никто этих его способностей просто не заметит. И половина профессий для него на момент вступления в возраст приобретения профессии - будет закрыта. Грубо говоря, тот, которого вы углублённо учили в школе одним предметам, и поверхностно - другим, став взрослым и осознав свои интересы и способности НЕ СМОЖЕТ получить полноценное профессиональное образование в сфере, по которой получил "азы". Грубо говоря, технарь не сможет в тридцать лет решить заняться гуманитарными науками, а гуманитарий - техническими.
К тому же вы искусственным образом создаёте в коллективе, имеющем общую цель - РАЗНЫЕ группы с разными интересами.
Дайте человеку ДОСТУП к углублённому изучению заинтересовавшего его предмета, и не создавайте в обществе каст "по способностям". Это вас слишком далеко может завести, в конце концов, лидерские способности - тоже способности, что, будем касту господ искусственно выводить? А при наличии доступа к знаниям и коллектива, решающего общую задачу - люди будут использовать ВСЕ свои способности, и прекрасно на практических задачах их развивать.
В конце концов, путь к коммунизму - в СТИРАНИИ различий между разными видами труда, а не в создании новых. А вы - создаёте.
Reply
Начальные и средние классы -- вообще обязательны для всех по единой программе.
В старшие классы осуществляется набор по успеваемости, но программа -- общая. Только надо нормально преподавать гуманитарные предметы.
Специализация -- это уже вуз.
Таким образом старшие классы школы не ориентируются на троечников, а специалисты имеют общее системное образование хотя бы школьного уровня. И у всех -- общая база для взаимопонимания.
Reply
Вы действительно считаете, что таким образом вы сможете поспособствовать построению коммунистического общества? Вводя буржуазные принципы образования? Деля детей на "первый" и "второй" сорт?
Reply
В этом аспекте всё просто: необходимо поднимать престиж рабочих профессий, но при этом надо и не страдать эльфийскостью и понимать, что к 8-му классу уже понятно, кто способен к обучению, а кто -- нет, и будет лишь тормозить других. Соотв., крайне целессобразно разделение по группам, если хотите - на "сорта", т.к. их наличие -- факт. Вы правы в том, что нельзя это делать в начальной школе, высока вероятность ошибки, но вот к старшим классам -- уже всё понятно. Соотв., на тех, кто может ямы копать или не копать, и тех, кому имеет смысл продолжать образование. Высококвалифицированных рабочих логично обучать в "средневысших" учебных заведениях -- которые будут включать, навскидку, программу старших классов школы плюс пару-тройку курсов вуза с уклоном в выбранную специальность.
И да -- я не коммунист, я социалист и против утопии коммунизма, так что здесь аппелировать к коммунизму нет смысла. Каждому -- своё, по способностям, включая образование.
Reply
Любому разумному человеку понятно, что Солнце вращается вокруг земли, он это наблюдает своими глазами ежедневно.
Вам не сюда надо, вам явно к сторонникам "корпоративного государства". Они ваши взгляды поймут, разделят и оценят.
Reply
Reply
Смысл статьи - в том, как воспитывать людей будущего, именно коммунистического общества. И именно по этому смыслу у меня есть возражения. Дискутировать с человеком, который в своих взглядах смыкается с фашистами - и именно по вопросу воспитания - бессмысленно.
Мы о разном воспитании говорим. С вашей точки зрения нужно воспитывать элиту и класс, который эту элиту кормит, поит и подтирает ей жопу, причём делать это максимально экономически эффективно. Единственное, что я могу вам возразить, это то, что вы избираете слишком затратный путь. Наука может предложить вам куда более экономичный.
Конечно, не газ. Есть новые, более эффективные методы.
Reply
Воспитывать надо сознательных разумных, а не на касты делить.
Ну да, есть уже укоренившиеся вертикалы, но в коллективе горизонталов им быстро отвыкнут в обезьяньи игры играть.
Reply
Вы хоть понимаете, что уверждения "Земля вращается вокруг Солнца" и "Солнце вращается вокруг Земли" уже давным давно идентичны с точки зрения истинности?
Reply
Reply
Reply
Reply
2) Социалистов не существует. Как не существует бега на одной ноге.
Reply
Leave a comment