Из первой главы будущей книги:
К вопросу о теории социализмаПопытки создать новое общество - общество социальной справедливости известны с античных времен. Здесь и Солмак из Боспорского царства, и Аристоник в Пергаме, восстание рабов в Египте, в Персии, в Риме и т.д. Попыток было множество, но все оказались неудачными. Не было ни теоретических
(
Read more... )
Ведущий: Вопрос по существу. С шестнадцатого века лучшие умы человечества критиковали частную собственность и моделировали идеальное общественное устройство. Всякий, кто слышит через века их голос, не может не поразиться тому, сколь многое они предугадали совершенно точно. Но только предугадали. Их модели разумного и справедливого общества не воплощались в жизнь. Само слово «Утопия» - по-латыни «Место, которого нет» - стало означать прекрасную и нереализуемую мечту. Социалист-утопист XIX века Шарль Фурье надеялся, что найдётся спонсор, который даст ему миллион на создание уже не мысленной, а реальной модели такого общественного организма, но спонсора почему-то не нашлось. Английский фабрикант Роберт Оуэн попытался стать одновременно организатором и спонсором, но и у него ничего не вышло.
Видимо, обращения к справедливости и разуму недостаточно. Нужно ещё научное понимание исторического движения. Нужно не изобрести, а открыть в этом движении общественные условия, которые сделают новое общество возможным и необходимым, и реальные силы, которые смогут его создать.
Энгельс: Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественною строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена... Пробуждающееся понимание того, что существующие общественные установления неразумны и несправедливы. что «разумное стало бессмысленным, благо стало мучением» - является лишь симптомом того, что в методах производства и в формах обмена незаметно произошли такие изменения, которым уже не соответствует общественный строй, скроенный по старым экономическим условиям. Отсюда вытекает также и то, что средства для устранения обнаруженных зол должны быть тоже налицо - в более или менее развитом виде - в самих изменившихся производственных отношениях. Надо не изобретать эти средства из головы, а открывать их при помощи головы в наличных материальных фактах производства.
Reply
Leave a comment