Из первой главы будущей книги:
К вопросу о теории социализмаПопытки создать новое общество - общество социальной справедливости известны с античных времен. Здесь и Солмак из Боспорского царства, и Аристоник в Пергаме, восстание рабов в Египте, в Персии, в Риме и т.д. Попыток было множество, но все оказались неудачными. Не было ни теоретических
(
Read more... )
Они утверждают, что крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и т. д., а богатство - надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, черствыми, обидчиками и т. д. Тогда как община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми - потому что у них есть всё, бедными - потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им.
Философский образ жизни общиной принят на том основании, что у них всё общее. Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить.
Тот, кто знает большее число искусств и ремёсел, пользуется и большим почётом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы.
Они утверждают, что весь мир придёт к тому, что будет жить согласно их обычаям, и поэтому постоянно допытываются, нет ли где-нибудь другого народа, который бы вёл жизнь ещё более похвальную и достойную.
Обыватель: Однако, человеку от природы присуще чувство собственности. Как же вы выступите против этого чувства, этого священного права?
Буонарроти: Частная собственность отнюдь не имеет своим происхождением естественный закон, а изобретена гражданским законом и, следовательно, так же как и гражданский закон, может быть видоизменена либо отменена... Вся собственность, сосредоточенная на национальной территории, неизменно принадлежит народу, который один только вправе распределять пользование ею и её плодами.
Из признания того, что в общих интересах право регулировать распределение собственности и создающий её труд принадлежит обществу и что из неравномерности этого распределения, словно из неиссякаемого источника, проистекают все бедствия, тяготеющие над нациями, следует, что общество должно принять меры к безвозвратному уничтожению этого неравенства.
В условиях этого социального строя исчезнут частные богатства, и право собственности будет заменено правом каждого индивида на такое же счастливое существование, каким пользуются все другие члены общественного организма. Гарантией этого священного права, которое стало бы принципом для всех учреждений, явилась бы вменяемая каждому члену общества обязанность взять на себя часть труда, необходимого для того, чтобы обеспечить содержание, процветание и сохранение общества, - обязанность, которая в силу естественного закона, давшего всем одинаковое право на счастье, является одинаковой для всех.
Reply
Leave a comment