Живая вода.V. Источники песенного творчества Владимира Высоцкого.

Jan 27, 2013 08:38

Оригинал взят у luiza7 в Живая вода.V. Источники песенного творчества Владимира Высоцкого.

V. Источники песенного творчества Владимира Высоцкого.       Новые жанры никогда не появляются "на пустом месте". У них всегда множество источников. Песенное творчество Владимира Высоцкого не является в данном случае исключением.




1.    Самым первым и самым мощным источником, бесспорно, является авторская песня, которая в шестидесятые-семидесятые годы имела огромное значение и  распространение. Сегодня мы вспоминаем такие имена, как Окуджава, Галич, Матвеева, Якушева, Визбор и  с десяток других имён. Но тогда авторов было великое множество. В некоторых институтах, например, в МЭИ, выпускались свои сборники песен.  Авторская песня продолжала традиции "городского романса", которые были прерваны в сталинское время. Она оперативно отражала изменения, происходящие в обществе, что официальное, подцензурное искусство сделать не могло.
Авторская песня была таким же видом самодеятельности, каким в то время был КВН, и средний уровень её был соответствующим. Поэтому власти и не обратили особого внимания на первые песни В. Высоцкого.
 С другой стороны, этот факт был  одной из причин, по которым В. Высоцкого многие члены Союза Писателей не считали серьёзным поэтом. Хотя первыми стали считать Владимира Семёновича большим поэтом поэты-фронтовики, потрясённые его "военными " песнями. Слуцкий, Мартынов и другие.
Да и сам бард, в начале, относился к своему песенному творчеству несерьёзно - он писал песни только для своих ближайших друзей. Истинное значение авторской песни, он осознал не сразу.
Вот что говорил Владимир Высоцкий об этом виде творчества, когда прочувствовал и понял всё его значение: "Низший сорт песенного творчества - авторская песня? Это неправда. Потому что во всём мире ею занимаются уже лет 30-40, это считается высшим сортом", "Мои ранние песни можно, как угодно называть … но я считаю, что это - традиция городского романса, который существовал у нас, а потом почему-то куда-то ушёл, был забыт. Ну вот, а когда я начал писать, я писал вот в этих традициях -  городского романса. То есть это почти всегда - одна точная мысль, песня в очень-очень упрощённой форме, вернее, не в упрощённой - "простота хуже воровства" - а в доверительной такой форме разговора, беседы, в форме разговорной речи. Хотя это довольно сложно..."

2.    Вторым мощным источником, без сомнения, была атмосфера творчества, взаимопонимания, новаторства и торжества гражданственности, характерная для "Театра на Таганке" того времени.


До сих пор полностью не изучена и не понята роль выдающегося режиссёра, главного режиссёра "Театра на Таганке", Юрия Петровича Любимов, в становлении и развитии Владимира Высоцкого, как личности, поэта и актёра.
Давайте вспомним, что говорил бард об этом: "Меня спрашивают…."Володя, ну почему ты не уходишь из театра? Ведь лучше всего тебя воспринимают, когда ты читаешь свои стихи и поёшь свои песни на публику" . « Я подумал, что, если уйду из театра, - может быть, я даже перестану петь. Потому что это - единственный театр, пожалуй, у нас в стране, где поощряется - то, что мы сами сочиняем. Вот я стал сочинять песни. Может быть, они так бы и остались - для моих друзей, для кого они были предназначены, - но вдруг главный режиссёр услышал один раз, как я пою, и говорит: давай сделаем - чтобы они звучали в спектаклях нашего театра. Так и случилось: я начал писать для нашего театра, стали меня приглашать в другие места. И получилось, что из-за того, что я работаю в этом театре, - я продолжаю писать песни".

3.    Третьим мощным источником, конечно, было искусство, вообще. И занятия в драмкружке.



Высоцкий, с детства, очень много читал и, до конца жизни был "истинным читателем", который интересовался всем значимым, выходившим в его время. Высказывание Марины Влади в "Прерванном полёте" иначе, как курьёзом, не назовёшь; достаточно бегло просмотреть изданные стихи и песни барда . Тут влияние и русской классики, и поэтов Серебрянного века, и цыганские мотивы  и, много чего ещё. Хотя, конечно,  к Шекспиру и Пушкину у поэта было особенное отношение. Но это отдельная тема.
Владимир Высоцкий, всегда любил театр и кино. Будучи школьником, он занимался в драмкружке «Дома учителя», которым, в то время, руководил артист МХАТа, Владимир Николаевич Богомолов. Занимался Высоцкий с увлечением и очень успешно. Настолько успешно, что руководитель кружка считал, что этот его ученик должен посвятить театру всю свою жизнь.
Так оно и вышло, хотя, после окончания школы, Владимир Высоцкий и поступил в строительный институт. По совету дедушки, своего полного тёзки. Хватило будущего барда на один семестр. В следующем, 1956 году, Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ им.Немировича-Данченко.

4.    Четвёртым мощным источником, а может быть, по значимости и  первым, были люди и страны, в которых поэт побывал.


Для народного барда было истинным счастьем встретить интересного человека, узнать те черты человека, те нравы и обычаи, которые он ещё не знал.
Вот как Владимир Высоцкий ответил на вопрос о том, что такое счастье: "Счастье - это путешествие, необязательно из мира в мир… Это путешествие может быть в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта…"
А интересных людей, в своей жизни, Владимир Высоцкий встречал великое множество. И, не только широко известных людей, которые полюбили и оценили Высоцкого. Но и, мало кому известных, скромных тружеников, которых Володя искренне любил. И, которые отвечали ему любовью и преданностью.

перепост, великие, работы друзей

Previous post Next post
Up