Нашли время сходить на семинар по пению к
Ярославу Краснову. В программе среди прочего заявлялась работа с движением, вниманием, голосом, звуком, ритмом, а также песни и пляски. В целом Ярослав дал много интересного.
Что понравилось.
На работу с ритмом играли в такую игрушку. Все участники поделились на четыре команды, в каждой получилось по три человека. Первая команда задавала какой-либо ритм хлопками. Вторая команда встраивалась со своим рисунком, потом встраивалась третья, потом четвертая. Подстроиться надо было так, чтобы общее звучание было гармоничным. Потом первая команда умолкала, подбирала новый ритм и снова встраивалась, затем умолкала вторая и так далее. Получалось, что на каждом этапе ритм, который мы отхлопывали, менялся и это было удивительно интересно и азартно: удерживать свой ритм во время изменения общей мелодии, находить новое звучание. Мы так прошли круга три. Успели восхититься, утомиться и остыть и вновь испытать интерес к игре.
Еще понравилась долгая подготовка тела, после которой звучание стало ощущаться по-настоящему объемным. Опускать звук в ноги и распределять по всему телу у меня так и не получилось, но торс был совершенно точно словно полый и весь наполненный звуком.
Пели мы много, несколько часов подряд. Пели русские народные. Медленно, протяжно. Разными способами. Например, на зевке. Занятный опыт. Ярослав много расказывал о песнях, раскрывал их смысл. Говорил про образы, воспоминания и переживания, которые эти образы рождают, про "терапевтический эффект" народных песен. Относительно переживаний довелось убедиться в первый же день, когда запели песню про то, как служил солдат 25 лет. На середине песни голос задрожал, а из глаз полелись слезы. И до конца песни я уже ничего не могла поделать. Тихо плакала. Крепко за душу взяло. Соглашусь с теми, кто говорит, что песня - это особое пространство или даже отдельная жизнь, которую проживают все, кто в это пространство попадает.
На второй день были плясы. Вот уж где я душу отвела. Минут двадцать, а то и тридцать нон-стоп народ отплясывал под балалайку. Музыка вела, набирала обороты, стихала и потом снова взрывалась. Движение ложилось на звуки струн. Одновременное оущущение свободы и ведения.
А еще были хороводы. И вот тут приключился казус. Начинаю подбираться к критике. Первый хоровод был задорным и веселым. После него Ярослав предложил сводить Сизсоколика. И то как он предложил это сделать я сочла стебом и личным оскорблением, что по простоте своей и озвучила вслух. Дело в том, что у меня есть очень четкий образ того, как следует этот хоровод водить. У Ярослава же был другой, отличный от моего образ. Хоровод не получился. По состоянию не получился. И ведущего это похоже не волновало.
О других минусах. Не было озвучено ни одного договора либо согласия на работу. Говорилось про переживания, но не говорилось о технике безопасности и о том, что с этими переживаниями делать, точнее как делать. Даже знакомство группы толком не было организовано.
Было ощущение, что человек этот (Ярослав) о многом молчит. Умышленно. Как-бы понятно (нам было), что он с "Тропы". И все понятия культурно-исторического подхода знает. Только предпочитает говорить об этих вещах другими словами, используя в качестве примеров другие образы. И делает, надо сказать, это весьма искусно. Видать, на то у него имеются свои веские причины. Кстати, внешность, этот человек имеет довольно колоритную. Возраст его определить сложно, где-то за сорк. Невысокий. Крепкий. Стрижка, близкая к панковской. Футболка с черепом. В руках балалайка... которой он владеет виртуозно.
В любом случае, семинар был полезен. Я с удовольствием продолжаю звучать третий день. На следующей московской встрече Ярослав обещал путешествие в нижний мир. Будут "танцы с бубном". Посмотрим...