Художник ЖАН ЭТЬЕН ЛИОТАР (1702-1789) (ШВЕЦИЯ)

Jan 12, 2017 00:10






Легенда о создании знаменитой картины "Шоколадница" такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия - настоящая история Золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).



Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме - это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery».

Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы - Meissen.



Первоначально эту работу купил венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи. В одном из своих писем он сообщал:

"Я купил знаменитого Лиотара пастель. Она исполнена в незаметных детрадациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев... Заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада."



LIOTARD JEAN-ETIENNE PORTRAIT OF A LADY AT THE COURT SUN



LIOTARD JEAN-ETIENNE PORTRAIT OF A LADY SUN



LIOTARD JEAN-ETIENNE RICHARD POCOCKE SUN



LIOTARD1



LIOTARD3



ПОРТРЕТ МАРИИ АДЕЛАИДЫ В ТУРЕЦКОМ КОСТЮМЕ



Жан-Этьенн Лиотар. «Автопортрет (Лиотар смеющийся)», 1770, 84*74 см.

Немного картинной географии. Лиотар покидал Рим далеко не безвестным. Портреты папы Климента XII и нескольких кардиналов уже были в его послужном списке. В Вене последовали портреты членов императорской семьи и самой Марии Терезии. А еще именно здесь создает он и свою «Шоколадницу» - портрет красавицы Анны Бальдауф (в каталоге нынешней шотландской выставки он не значится, и хранится в Дрезденской галерее).

Париж был благосклонен к работам пастелью, и блистательная маркиза де Помпадур пожелала позировать художнику. Лиотар получает титул «королевского живописца» и члена академии - поймав волну успеха, мастер работает без устали, показывая множество работ на парижских выставках 1751-1753 годов. И путешествия продолжаются: Англия, Голландия, наконец, Швейцария.



Жан-Этьенн Лиотар. Портрет Георга, Принца Уэльского (позже - Георга III)

На афишах выставки в Эдинбурге - портрет принцессы Луизы Анны, и также в экспозиции (большая удача!) - портрет Георга, Принца Уэльского (позже - Георга III). Королевских детей Лиотар нарисовал во время его второго визита в Англию. Они очень похожи, эти дети - фамильные черты аристократичны и… анемичны.



Жан-Этьенн Лиотар. «Принцесса Луиза Анна», 1754, 40*30 см.



Жан-Этьенн Лиотар. «Греческая леди».

«Греческая леди» - картина демонстрирует любовь Лиотара к экзотическим нарядам. Любая красавица в таком становится еще ярче!

Принцесса Луиза прожила всего 19 лет, а Георг Третий, во времена 60-летнего правления которого Англия потеряла американские колонии, и англо-французское противостояние привело к Наполеоновским войнам, - страдал от психического заболевания. Пришлось даже назначить регента… Но пока это просто дети и прелестные портреты работы Лиотара.
Обратите внимание и на моду: именно этот портрет принцессы Луизы чаще всего служит иллюстрацией в исследованиях пикантной темы «Декольте на старинных детских портретах».



Однако не портретами знати единой известен Жан-Этьен Лиотар: семейный круг - еще одна излюбленная тема его работ. Супруга и пятеро детей - было кому вдохновлять! «Портрет Марии-Анны с куклой» (дочери художника) - заглавная иллюстрация этой новости

Жан-Этьенн Лиотар. «Мадам Лиотард с дочерью»

После выставки в Шотландии работами Лиотара сможет полюбоваться и публика в Лондоне - на выставке в Королевской Академии (Royal Academy of Arts) с 24 октября по 31 января 2016 года. А потом многие из 50 картин будут опять скрыты в запасниках музеев и личных коллекциях - подальше от разрушительного влияния времени и света.

Здесь много картин -http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post390906913/#

Биография Лиотара и особенности творчества
В Дрезденской галерее есть произведение, вызывающее неизменный восторг зрителей. Это «Шоколадница» - небольшая картина, написанная пастелью на пергаменте, где изображена служанка, несущая поднос с чашкой шоколада и стаканом воды. В этой простой сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством. Здесь все ласкает глаз - миловидная девушка с открытым, ясным лицом и легкой, словно скользящей по паркету, походкой, спокойные, гармо­ничные сочетания светлых цветов - белого, розового, золотисто-коричневого, серого. Разглядывая эту картину, восхи­щаешься и тем, как виртуозно и точно переданы здесь тонкость фарфоровой чашки, прозрачность воды в стакане, фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упру­гими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру. Не­смотря на естественность изображенной сцены, она тщательно продумана и построена. Художник располагает фигуру не в центре картины, а ближе к левому краю, как бы давая ей возможность двигаться. Направление ее движения подчеркивает­ся линиями пола, жестом вытянутых вперед рук, несущих поднос, взглядом, обращенным к тому, что находится вдали, уже за пределами картины.

«Шоколадница» - одно из самых прославленных произ­ведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара, родившегося в Женеве в семье французов протестантов, кото­рым пришлось из-за религиозных убеждений покинуть роди­ну и эмигрировать в Швейцарию. Отец Лиотара был ювели­ром. О детстве художника сохранилось немного сведений. И­вестно, что он рано увлекся рисованием. Его ученические тет­ради были заполнены рисунками, изображавшими различ­ные сцены из римской истории. Особенно же любил мальчик делать портреты своих товарищей, одиночные и групповые, поражавшие большим сходством. Видя способности сына, отец отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Лиотар научился здесь точно копировать рисунки, которые учитель предлагал своим ученикам, видя в этом главный смысл преподавания. Его копии отличались такой точностью, что нередко вызывали гнев Гарделя, уверенного, что они сделаны с помощью кальки. Через несколько месяцев юноше уже нечего было делать у Гарделя, и он решил искать себе другого учителя.

Так в 1725 году Лиотар оказался в Париже, в мастерской гравера и миниатюриста Ж.-Б.Массе. Однако и пребывание у Массе, затянувшееся на три года, не принесло ему большой пользы. Лиотар стал работать самостоятельно, изучал разные техники - масляную живопись, пастель, миниатюру на кости, эмаль. В Париже Лиотар попробовал свои силы в истори­ческом жанре. Результат превзошел все ожидания. Его картина «Давид в храме» была удостоена приза парижской Акаде­мии. Ценители искусства особенно отмечали мастерство мо­лодого художника в исполнении лиц. Это окончательно убе­дило Лиотара в том, что его призвание - писать портреты.

В 1736 году он получил предложение сопровождать в Ита­лию французского посланника при неаполитанском дворе, маркиза де Пюизье. Репутация Лиотара как блестящего портретиста в это время была уже так велика, что ему согласился позировать сам папа Климент XII. Перед художником откры­лись блестящие перспективы. Вскоре благодаря случайному знакомству с одним знатным англичанином, кавалером Понсомби, Лиотар был приглашен в путешествие по Востоку. Он побывал в Мессине, Сиракузах, на Мальте, греческих остро­вах Делос и Парос, в Смирне. Путешествие закончилось в Константинополе. Очарованный этим городом, Лиотар про­жил там пять лет.

Путешествие по Востоку оставило глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве его рисунков, исполненных карандашом и сангиной (нахо­дятся в Лувре). Блестящее качество этих рисунков с их слож­ной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебрис­того карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобо­да владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного. Современники Лиотара счи­тали, что по его рисункам можно шить костюмы - так точно переданы в них фактура тканей, фасон и даже крой одежды. Так же точно изображал художник и убранство восточных комнат с обилием ковров, тканей, подушек, благодаря чему изображенные люди органично вписывались в их окружение.

Незадолго до путешествия Лиотара во Франции были переведены и изданы арабские сказки «1001 ночь», и с этих пор Восток завладел воображением французов. Он представлялся сказочным, волшебным и очень далеким от реальности. Лио- тар одним из первых показал истинный Восток. Его турки, жители Смирны и греческих островов были вполне реальны­ми людьми, а не теми экзотическими персонажами, напоми­нающими актеров, переодетых в фантастические костюмы, как их представляли при французском дворе. Конечно, Лиотар не мог полностью преодолеть предрассудков своего времени. Его восточные красавицы иногда напоминают изысканных парижанок. Да и сам он, увлеченный всеобщей игрой в экзотику, стал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что по­лучил прозвище «художника-турка». Но тем не менее оче­видно, что Лиотар с его интересом к Востоку, стремлением к правдивости и точности предвосхитил искания художников XIX столетия.

Вернувшись в Европу, Лиотар постоянно переезжал из од­ной страны в другую, жил в Вене, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме, Венеции, наезжал ненадолго в свою родную Же­неву и снова отправлялся в путь. Трудно сказать, чем объяс­няется эта «охота к перемене мест». Одни исследователи видят причину в авантюрном характере художника, другие объяс­няют это материальными соображениями. Может быть и еще одно объяснение: Лиотару было интересно общаться с разны­ми людьми, изучать их, писать их портреты. Ведь он был портретистом по призванию, тонким психологом и знатоком человеческой души.

За свою долгую творческую жизнь Лиотар создал множе­ство портретов. К числу лучших относится портрет австрий­ской императрицы Марии Терезии, написанный в 1744 году в Вене и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости. Императрица хотела, чтобы художник изобразил ее так. как того требовал ее высокий сан - на лошади или в рабо­чем кабинете. Однако Лиотар отказался, сославшись на то, что это ему не по силам. Он написал портрет по-своему, без идеализации, свойственной рокайльным портретам. В Марии Терезии нет ни царственности, ни величия. Она похожа на мать семейства с приятным, но простоватым лицом и больши­ми руками. В 1745 году тоже в Вене была написана знамени­тая «Шоколадница», а несколькими годами позже, в 1749 го­ду «Автопортрет» (находится в Женеве) - лучший из серии автопортретов в костюме «а ля турк». Лиотар изобразил себя в момент творческого вдохновения. Его глаза внимательно изучают невидимую нам модель, а рука с карандашом уже го­това запечатлеть ее черты. С большой убедительностью пере­дано напряжение человека, поглощенного работой: полу­открытый рот, горящие глаза. Замечательно, как всегда, ма­стерство в передаче разных тканей, волос, кожи.

Портреты Лиотара отличаются большим разнообразием. В одних ощутима связь со стилем рококо, с присущей ему лю­бовью к нарядным и сложным костюмам, к обилию мягких струящихся тканей, изяществу грациозных поз и движений. Таковы портреты «Мадам Эпине», «Читающая девушка», «Мадам Боэр», «Шоколадница». В других, более многочисленных портретах преобладает стремление к объективной и точной характеристике. Это видно в портретах Марии Терезии, маршала Морица Саксонского, жены художника, мадам Конь- яр («Дама в кружевах»). Люди в этих портретах даны, как правило, крупным планом и приближены к зрителю, ничто не отвлекает в них внимания от главного - от лица. Худож­нику явно импонируют такие черты характера, как энергич­ность, активность, уверенность в себе.

Своеобразие Лиотара-портретиста раскрывается при его сравнении с другими французскими художниками XVIII ве­ка. Так, знаменитого в то время героя - маршала Саксонского - написали и Лиотар, и М.К.Латур. Мориц Саксонский у Латура - блестящий светский человек, умный и ироничный, истинный аристократ духа, уверенный в себе и непринужден­ный. У Лиотара он прежде всего солдат, поэтому изображен на поле боя во всей амуниции. Художник не скрывает недо­статков своего героя - невысокий рост, излишнюю полноту. Он кажется прозаичным и дегероизированным, даже маршальский жезл не придает ему значительности. За эту подчеркнутую правдивость портретов Лиотара его порицали по­борники «изящного стиля». Это шло вразрез с эстетическими воззрениями рококо, где все должно было быть приукраше­но, где правда принималась за грубость и ей предпочитали лесть. Показательно, что даже Ж.-Ж.Руссо не понравился его портрет работы Лиотара за то, что «...он меня уродует».

Лиотара оценило следующее столетие, увидев в нем своего предтечу. Благодаря умению говорить правду Лиотар оста­вил нам достоверные документы о своем времени, передал точ­ный «...внешний облик давно исчезнувших с лица земли людей».

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up