Фра Анжелико (Fra Angelico)

Nov 13, 2015 18:13

Оригинал взят у das_gift в Фра Анжелико (Fra Angelico)
Работ у Фра Беато Анжелико более чем достаточно - не на короткий информейшн-срез с картинками - их больше, много больше! - и в этом "больше" пресловутая трудность - что же выбрать? - отведенный объем невелик - пришлось многое убирать и даже сокращать сноски, что я очень не люблю, но есть надежда и даже уверенность, что персоналии и понятия встретятся и у других мастеров - а постинг все-таки ограничен. Так что же выбрать? Программные вещи - те самые, которые всегда в поп-энциклопедиях по искусству? - обычно, это, действительно, сливки, вершина или столбы-вехи - все правильно - но уж очень хорошо известны эти вехи и сливки. Или выбрать что-то не столь каноничное? Возможно ли миновать знаменитые Благовещения? Но прежде всего, совершенно невозможно миновать фигуру Фра Беато Анжелико - это все равно что на пляже интересоваться исключительно песком и игнорировать море. И игнорировать солнце. - das_gift

Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico) (около 1400-1455) - итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Настоящее имя художника - Гвидо ди Пьетро (Guido di Pietro) и, по мнению вездесущего Вазари - "Брат Джованни Анджелико из Фьезоле, которого в миру звали Гвидо, был столь же отличным живописцем и миниатюристом, как и отменным иноком, а потому заслуживает и в том, и в другом отношении наидостойнейшего упоминания."

"Фра Джованни, - еще пишет Вазари - был человеком большой простоты и святости в своем обхождении... Он был очень тихим и уравновешенным, живя целомудренно, вдали от всех мирских треволнений. Он часто повторял, что всякий, кто посвятил себя искусству, нуждается в покое и отсутствии забот, и что творящий дела Христовы, должен всегда пребывать со Христом... Все похвалы мои не могут воздать должного этому святому отцу, который был столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных. Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисть, прежде не помолившись. И если он писал Распятие, слезы всякий раз струились по его щекам, доброта его искренней и великой души видна в облике и положении его фигур."
Нельзя отрицать, что вера золотой нитью проходит через все творчество Анжелико. Нет иного художника, чьи образы в большей мере обращали бы к созерцанию и поддерживали те моральные ценности, на которых зиждется духовная жизнь.

Фра Анжелико был уроженцем Муджело близ Виккио. Все тот же Вазари сообщает, что он родился в 1387 году и в возрасте девятнадцати лет, в 1407 году, принял обет послушания в доминиканском ордене. Однако можно считать доказанным, что в миру он оставался еще 31 октября 1417 года, когда собрат по ремеслу, миниатюрист Баттиста ди Бьяджо Сангвиньи (Battista Di Biagio Sanguigni*), рекомендовал его, в то время еще «Гвидо ди Пьетро, художника прихода Санто Микеле Бисдомини», для вступления в общину Сан Пикколо в церкви Кармине во Флоренции. Таким образом, более вероятно, что Анджелико родился между 1395 и 1400 годом, едва ли не на десять лет позднее, чем указывает Вазари.

В январе и феврале 1418 года, все еще под именем Гвидо ди Пьетро, художник получил оплату за исполнение алтаря для капеллы Герардини в Санто Стефано аль Понте во Флоренции. Декорирование этой капеллы, как и ранее двух других капелл в Санто Стефано, было поручено Амброджо ди Бальдезе*; ввиду отсутствия каких-либо иных данных, напрашивается предположение, что Анджелико проходил обучение живописи в мастерской этого художника, а в искусстве миниатюры его наставлял вышеупомянутый Сангвиньи. Только в июне 1423 года, в связи с исполнением Распятия для госпиталя Санта Мария Нуова, имя мастера появляется в привычной для нас форме «frater Giovanni di San Domenico di Fiesole» (брат Джованни из монастыря Caн-Доменико во Фьезоле). По-видимому, в первые годы послушничества ему не позволялось заниматься живописью и, следовательно, в монастырь он вступил несколько ранее, между 1418 и 1421 годом.

Многие произведения, приписывавшиеся раннему периоду творчества Фра Анджелико, теперь считаются работами его учеников, вариациями на темы его композиций. Одна из первых крупных работ художника - табернакль Линайоли (Мадонна Линайоли, Мадонна льнопрядильщиков) из монастыря Сан-Марко во Флоренции (1433-1435). Табернакль Линайоли исполнен для одного из наиболее могущественных и богатых цехов Флоренции - льнопрядильщиков - для наброска рамы обратились к прославленному Гиберти! В центральной части представлена Богоматерь с Младенцем на троне, а на боковых створках двое святых - Косьма и Дамиан*, покровители семьи Медичи. Фигура Богоматери показана традиционно, а в изображении стоящих святых заметно влияние живописи Мазаччо с ее тяжелой и жесткой моделировкой лиц. Головы Мадонны и младенца образуют правильные пластические объемы, перекликающиеся с формой прозрачного шара, который младенец держит в руке. Шар - наиболее совершенная геометрическая форма, которую способен представить человеческий разум. Изображение драпировок еще несколько абстрактно и условно и выполнено в соответствии с канонами готического искусства, однако под ними уже различимы формы тела, что является чертой живописи новой эпохи. Сцены в нижней части алтаря построены без учета законов перспективы с единой точкой схода.



Табернакль Линайоли. Открытые створки. 1433 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.



Табернакль Линайоли. Закрытые створки. 1433 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.

В 1430-1440-е годы Фра Анджелико одним из первых обратился к использованию нового типа алтарного образа, ставшего очень популярным в эпоху Возрождения - так называемое Sacra Conversazione (Святое Собеседование* ) Первый пример подобной иконографии находят как раз у Фра Анжелико, это «Алтарь Анналена». Ранее алтарные образы обычно состояли из центральной части с изображением Мадонны с Младенцем и боковых створок с образами святых, и все фигуры были отделены друг от друга деталями резного архитектурного обрамления. Отличие композиции Святого Собеседования состоит в том, что какое-либо разделение полностью отсутствует: все персонажи помещены в единое пространство, словно святые собрались вокруг Мадонны с Младенцем для беседы (собеседования) и молитвы. У Фра Анжелико Мадонна с Младенцем восседает на троне, стоящем на богато инкрустированном полу на фоне стены, за которой видна роща. Ряды ангелов и святых веерообразно расположены по обе стороны трона. Ближайшие к зрителю святые - Косьма и Дамиан, покровители семейства Медичи - своими позами и жестами как будто приглашают зрителя поклониться представшему их очам видению. Возникает ощущение физически реального пребывания фигур персонажей внутри иллюзорного пространства.



Алтарь Анналена. 1435г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.

Сочетание новых реалистических живописных методов и традиционного решения композиции религиозного образа нашло отражение в работе Коронование Марии (Флоренция, Уффици), написанной ок. 1434-1435, возможно, вместе с Доменико Венециано. Мастер в полной мере владеет правилами передачи освещения и перспективного построения. Однако сцена трактуется как мистическое видение, а не как явление физическое.



Коронование Марии. 1434-35 гг. Фра Беато Анжелико. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера.

В 1435 году монахам общины Сан-Доменико была передана флорентийская церковь Сан-Джордже сулла Коста, а год спустя, в январе 1436 года, они получили во владение ныне столь знаменитый - именно благодаря Фра Анжелико - монастырь Сан-Марко. Этот монастырь, переданный доминиканскому ордену папой Евгением IV, был перестроен архитектором Микелоццо по заказу герцога Козимо Медичи. Анжелико не был в числе тех, кто перебрался в Сан-Джордже сулла Коста в 1435 или в Сан-Марко в 1436 году, - в то время он оставался викарием во Фьезоле, и первое упоминание о его пребывании в Сан-Марко относится к 22 августа 1441 года. Он присутствовал на встрече капитулов общин Сан-Марко и Сан-Доменико в августе 1441 года, а в июле 1445 года подписал акт об их разделении следующим образом: «Ego frater Joannes de florencia assencio omnibus supradictis in cujus testimonium me manu propria subscripsi» (Я, брат Иоанн из Флоренции, полностью согласен с вышесказанным в подтверждение чего подписываюсь собственноручно). Можно предположить, что мастерская Анжелико оставалась в Сан-Доменико до 1440 года, пока алтарный образ для Сан-Марко не приблизился к завершению, а украшение этого монастыря фресками не начато, и только после этого была перенесена в Сан-Марко. В 1443 году он являлся синдиком* монастыря - должность, видимо, предполагавшая контроль за финансами.

С 1438 по 1445 художник расписывал фресками этот флорентийский монастырь. Фресковый цикл в монастыре Сан-Марко - нечто совершенно особенное, как в творчестве самого Фра Анжелико, так и в живописи вообще, так как среди современной ему монументальной живописи он не имеет прямых аналогов, поскольку он возник в той традиции, где живопись была средством демонстрации и распространения религиозных доктрин. Искусство обладало огромный потенциалом для выполнения своеобразной функции проповеди и точно соблюдало соответствие между текстом и изображением.
Почти в каждой келье имееется фреска - как пособие и приглашение с частной, личной, приватной молитве. В келейных сюжетах Сан-Марко выработана особая иконографическая модель с рядом специфических свойств. Во фресковых композициях пространство ограничено первым планом, как правило, замкнуто и напоминает сценическую коробку. Заметен крайне строгий отбор деталей. Персонажей и предметов очень немного и они довольно крупные. Слегка повышенная линия горизонта - это сглаживет глубину и создается ощущение, что персонажи присутсвуют в пространстве кельи. Сами фрески небольшого размера, их легко охватить взглядом.



Схема расположения фресок в монастыре Сан-Марко, Флоренция.

Тематика росписей связана с доминиканским орденом, его историей, уставом, особо почитаемыми святыми. Примером могут служить фрески клуатра * (Мертвый Христос; Христос в образе странника, которого принимают два доминиканских монаха; Св. Петр Мученик (главный святой доминиканцев); Св. Доминик, стоящий на коленях у Распятия).



Святой Петр Мученик. 1441-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.



Святой Доминик, стоящий на коленях у Распятия. 1441-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска

В зале капитула Фра Анджелико написал большую композицию Распятие с двумя разбойниками по сторонам от Христа и толпой святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста. Их скорбные лики обращены к земле, ни один не смотрит вверх на Христа; художник изобразил Распятие не как историческое событие, а как мистический образ, живущий в человеческом сознании.



Распятие и Святые. 1441-42 гг.Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска

И еще несколько великолепных фресок из Сан-Марко.



Благовещение. 1442-43 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.



Рождество. (Cell 5) 1440-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.



Оплакивание Христа. 1440-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.



Воскресение и женщины у гробницы. 1440-42 ггФра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.



Noli Me Tangere (в сносках) 1440-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.



Нисхождение в ад*. 1441-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.

Фрески монастыря Сан Марко наполняет дух "Подражания Христу" - мистического религиозного трактата, написанного каноником-августинцем Фомой Кемпийским. Каждая келья была украшена фресками, которые предназначались для назидания братии.



Вид третьей кельи. 1440-41 гг. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.

Вероятно, во второй половине 1445 года Анджелико был приглашен в Рим папой Евгением IV, который ранее провел несколько лет во Флоренции, где и познакомился с его произведениями.
В Риме Анджелико оставался в 1446 и 1447 годах (в летние месяцы он работал также в соборе в Орвьето) и возвратился во Флоренцию в конце 1449 - начале 1450 года; 10 июня 1450 года он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле. Как то полагалось, он нес эти обязанности в течение двух лет, и в марте 1452 года еще жил во Фьезоле.В Риме Фра Анжелико украсил фресками капеллу папы Николая V (1445-1448). Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и св. Стефана ( про святого Стефана можно прочитать в посте про Фра Филиппо Липпи) По замыслу это были скорее повествовательные сцены, чем молитвенные образы. В них использованы сложные архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание мастером античного искусства, а в точно выверенных перспективных построениях видно влияние Мазаччо и Брунеллески. Фигуры здесь более массивны, чем во фресках монастыря Сан Марко; благодаря этому появляется особый оттенок торжественности.



Восточная часть капеллы. 1447-49 гг. Фра Беато Анжелико. Капелла Никколина, Дворцы пап, Ватикан. Фрески.



Диспут перед Синедрионом. 1447-49 гг.Фра Беато Анжелико. Капелла Никколина, дворцы пап, Ватикан.



Осуждение Святого Лаврентия императором Валерианом. 1447-49 гг. Фра Беато Анжелико.Капелла Никколина, Дворцы пап, Ватикан.



Мученичество святого Лаврентия. 1447-49 гг. Фра Беато Анжелико. Капелла Никколина, дворцы пап, Ватикан.

Основные и точно датированные работы.

1425-1433 гг.: "Мадонна со святыми и ангелами" в Сан Доменико во Фьезоле, алтарный образ, перемонтированный и переписанный живописцем Лоренцо ди Креди в 1501 г. - на месте, пределла - в Лондонской Национальной галерее; "Мадонна" в Сан Марко (с "Троицей" наверху); раки (табернакли) из флорентинской Аннунциаты (теперь в Сан Марко: "Мадонна делла Стелла", "Коронование Богоматери" и "Благовещение"); фрески в Сан Доменико во Фьезоле (Распятие - на месте, Распятие с Марией, Иоанном и святым Домиником - в Лувре, Мадонна со св. Домиником и Фомой - в санкт-петербургском Эрмитаже).



Madonna della stella. 1424 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.



Распятый Христос. 1433-34 гг. Фра Беато Анжелико. Сан-Доменико, Фьезоле. Фреска.



Распятие с Марией, Иоанном и святым Домиником. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Фреска.

1433-1455 гг.: "Мадонна Линайоли" (выполненная в 1433 г. по заказу цеха льнопрядильщиков) теперь в Сан Марко; "Благовещение" в Музео Диочезано в Кортоне; триптих с "Мадонной" в церкви Сан Доменико, там же; "Мадонна Анналена" в Сан Марко; "Коронование Богоматери" (1434-1435) в Лувре; полиптих "Мадонна со святыми" (1437) в Национальной галерее г. Перуджи; "Снятие со креста" в Сан Марко; фрески в Сан Марко (1438-1455); фрески в Ватикане (1445-1448 и после 1453 г.); росписи шкафа для хранения серебряной утвари (Armadio degli argenti) для флорентинской Аннунциаты (теперь в Сан Марко) - около 1450 г.



Благовещение. 1433-34 гг. Фра Беато Анжелико. Музей Диочезано, Кортона. Темпера по дереву.



Коронование Марии. 1434-35 гг. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Темпера.



Росписи шкафа для хранения серебра (Armadio degli Argenti) 1451-52 гг Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция.

Другие работы:
к раннему периоду относят миниатюры требника Diumo Domenicale в библиотеке Лауренциана во Флоренции; рисунки пером и акварелью - в Художественной галерее г. Буффало (две сцены из легенды о святом отшельнике); "Кающийся св. Иероним" в музее Принстонского университета и "Фиваида" в Уффици (приписывается чаще Старнине).
До "Мадонны Линойоли" (льнопрядильщиков): "Мадонны" в Институте Штеделя во Франкфурте-на-Майне, в пинакотеке г. Пармы, в Берлинском музее и в Лондонской Национальной галерее; "Поклонение волхвов" - в Сан Марко; "Призвание Иоанна Крестителя" - там же, "Страшный суд" - там же, "Коронование Богоматери" - в Уффици (пределла с "Обручением" и "Успением Богоматери" - в Сан Марко).



Царь Давид, исполняющий псалмы. 1430 г. Фра Беато Анжелико. Карандаш, коричневые чернила на пергаменте. Британский музей, Лондон.



Миссал.* 1430 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.



Миссал. 1430 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.



Страшный суд. 1431 г.Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.



Страшный суд. Деталь. 1431 г.Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.



Страшный суд. Деталь. 1431 г.Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.



Поклонение волхвов. 1433 гг.Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.



Царь Давид.1443-45 гг. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.



Мадонна с младенцем. 1443 г.Фра Беато Анжелико. Государственные музеи, Берлин.

Поздние работы (после "Мадонны льнопрядильщиков"): два "Благовещения" (в церкви Сан Франческо в Монтекарло близ Флоренции и в мадридском Прадо); "Христос в терновом венце" в церкви Санта Мариа дель Соккорсо в Ливорно; "Искушение св. Антония" в музее г. Хаустона (США); "Мадонны" в Уффици, Государственном музее в Амстердаме, пинакотеке Турина, в собрании Тиссен в Лугано; "Страшный суд" в Римской Национальной галерее, "Распятие" в музее Фогга (Кембридж, США), "Мадонна Боско аи Фрати", теперь в Сан Марко.



Учреждение евхаристии. 1445-46 гг. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Карандаш на розовой бумаге.



Алтарь Боско аи Фрати. 1450 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.

Фра Анжелико умер в феврале 1455 г. Эпитафии на его гробнице в доминиканской церкви Санта Мария сопра Минерва предположительно написаны гуманистом Лоренцо Валла *. Та, что находилась на стене, а ныне утрачена, гласила:
«Слава, зерцало, украшение среди художников, Джованни Флорентиец покоится в этом месте. Исполненный веры, он был братом священного ордена Святого Доминика и истинным слугой Бога. Ученики скорбят об утрате столь великого мастера, ибо едва ли где еще сыщется подобная кисть. Отечество и орден оплакивают смерть непревзойденного живописца, которому не было равных в его искусстве.»
На мраморном саркофаге в нише, как это принято было в эпоху Ренессанса, представлена фигура художника, у подножия которой находится вторая надпись:
«Здесь покоится досточтимый художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье.»

Уже вскоре после своей смерти Анджелико фигурирует в сочинении доминиканца Доменико да Корелла как «ангельский художник... по имени Иоанн, не менее великий, чем Джотто и Чимабуэ». В конце века в знаменитой поэме Джованни Санти он упоминается между Джентиле да Фабриано и Пизанелло, наряду с Фра Филиппо Липпи и Доменико Венециано: «Джованни да Фьезоле, монах пламенной веры».

1* Батиста ди Бьяджо Сангвиньи (Battista di Biagio Sanguigni ) (1393-1451) - ранее известный как Мастер 1419 - итальянский художник и миниатюрист, занимающий промежуточное положение между "интернациональной готикой" и Преренессансом, жил и работал во Флоренции. Свое прозвище получил благодаря цантральной панели триптиха Мадонна с младенцем на троне, датированной 1419 годом.



Святой Иоанн Креститель и святой Антоний. Правая створка алтаря. Батиста ди Бьяджо Сангвиньи.

2 * Амброджио ди Бальдезе (Ambrogio di Baldese) (1352 - 1429) - итальянский художник эпохи поздней готики.



Братья Бигалло передают сирот приемным матерям. 1386 г. Амброджио ди Бальдезе и Никколо ди Пьетро Джерини. Музей Бигалло.

3.* Косма́ (Косьма) и Дамиа́н (греч. Κοσμᾶς (Cosmas) καὶ Δαμιανός, серб. Козма и Дамјан, в русской традиции известные как Кузьма и Демьян) - братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции предположительно жившие во второй половине III - начале IV вв.
Называются три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:
Косма и Дамиан Асийские
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме
Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.
Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.
Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом.


Казнь святых Косьмы и Дамиана. 1438-40 гг. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Темпера.

4. * Святое Собеседование (итал.Sacra Conversazione) - иконографическая тема, объединяющая Мадонну с младенцем и иногда св.Иосифа в окружении святых, зачастую с донаторами, но без изображения какого-либо события или евангельской сцены. Это может быть композиция, в которой изображены рядом ветхозаветные пророки и иудейские цари, Ангелы, Апостолы, святые разных стран, объединенные высшей иерархией и символическим общением, молчаливым собеседованием.
Композиция «Святое Собеседование» является фронтальной и относительно симметричной, она представляет собой Богоматерь с младенцем, сидящую на троне под балдахином в центре полотна, обычно в интерьере. По бокам от неё стоят два или более святых. Выбор святых не определяется каноном, это могут быть люди, жившие с разницей в несколько веков. Тем не менее, они изображаются сопоставимыми по физическим размерам и возрасту, существующими в едином пространстве и иногда беседующими («собеседующими», отсюда и название иконографии). Впрочем, собственно произносящими слова их изображают редко: разговор по сути скорее подразумевается, чем изображается, поскольку святые объединены общими действиями или одной общей эмоцией. Данная иконография, развившаяся из типа Маэста, появилась в XV веке на севере Италии и активно использовалась в течение итальянского Ренессанса. Художники заменили ей более раннюю иератическую форму - триптих или полиптих, где фигуры ещё не взаимодействовали в рамках единого перспективного пространства и занимали каждая свою отдельную створку. В «Святом собеседовании» рамы полиптихов были «разбиты», и фигуры соединились в едином унифицированном пространстве.

5. * Клуатр (франц. cloître, от лат. claustrum - закрытое место, позднее - монастырь), типичная для романской и готической архитектуры крытая галерея-обход, обрамляющая прямоугольный двор монастыря или крупной церкви.


Клуатр церкви Santa Croce, Флоренция.

6. * Нисхождение Христа в ад. Главное событие в борьбе Христа с дьяволом - нисхождение Христа в ад (совершившееся после его смерти и перед воскресением), где он наносит дьяволу сокрушительное поражение на собственной территории последнего. Считалось, что это событие предсказано многими библейскими текстами (которые, однако, нигде напрямую не говорят о нисхождении Христа в ад): «на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2); грядущий Мессия должен «узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы» (Ис. 42:7); «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14). Наконец, это событие описано и в Откровении от Иоанна - в образе Ангела, имевшего «ключ от бездны и большую цепь в руке своей» и сковавшего дракона (Откр. 20:1-2). Доктрина о нисхождении Христа в ад была популярна уже в первые века христианства, а с VIII в. была закреплена в литургии и стала догматом. В «Видении св. Павла» Христос, тронутый мольбами грешников, к которым присоединили свои мольбы и ангельские рати, спускается в ад с диадемой на голове; он распекает грешников за их порочную жизнь, но затем, выслушав дальнейшие мольбы, провозглашает, что осужденные получат отдых от мук раз в неделю, от последнего часа субботы до первого часа понедельника.
Особое место среди ветхозаветных праотцев, выведенных из ада, занимает Адам. Имя его часто вспоминается в богослужебных песнопениях, говорящих о схождении Христа во ад. И на иконах, посвящённых этой теме, Адам стоит на первом месте. На некоторых иконах Иисус Христос за руку выводит его из адской темницы. И это не случайно - первый из согрешивших - он первым выходит из ада. Образ его даётся как образ отца всех живущих на земле, через которого "грех вошёл в мир и с грехом смерть" (Рим. 5:12) Согласно наиболее распространенному мнению, нисхождение Иисуса в ад после распятия спасло всех еврейских патриархов и правоверных евреев, верных завету. Однако Ориген, Кирилл Александрийский, Августин, Григорий Назианзин и некоторые другие отцы полагали, что Христос, сойдя в ад, проповедовал язычникам и обратил тех из них, кто вел праведную жизнь. Христос, по выражению Григория Великого «по действиям людей распознал среди них своих по вере», - аргумент, позволивший, наряду с Авраамом, спасти Платона и Аристотеля.

7. * Святой Лаврентий. Святой Лаврентий был один из семи дьяконов древнего Рима, которые были подвергнуты мучительным пыткам и религиозным преследованиям по приказу римского императора Валериана в 258 году. Во время его правления было запрещено устраивать собрания и встречи христианских верующих, а также проявлять неуважение к обрядам и традициям язычников. Множество священников и епископов были приговорены к смерти, тогда как христиане, имеющие отношение к дворянству или к парламенту, были лишены своего имущества и высланы. Святой Лаврентий тесно сотрудничал с Папой Сикстом II, первым пострадавшим от гонений императора, помогал ему при подготовке к различным обрядам, был ответственным за имущество церкви, а также заботился о малоимущих. После смерти Папы префект Рима потребовал от Лаврентия передать ему все богатства и сокровища церкви через три дня. Без промедления Лаврентий организовал распределение церковной собственности среди бедных, чтобы предотвратить несправедливый захват.На третий день, во главе небольшой делегации он явился на встречу к префекту и, когда приказали отдать все имущество, Лаврентий предоставил ему бедняка, хромого, слепого, страдающего, и сказал, что они являются настоящим сокровищем и богатством церкви. За этим актом открытого неповиновения немедленно последовали жестокие пытки.После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями. Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание - его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!" Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.

8. * Миссал - богослужебная книга, содержащая последования Мессы с сопутствующими текстами: уставными рубриками, переменными частями, календарём и т. п.

9. * Лоренцо Валла (Lorenzo Valla, 1407, Рим или Пьяченца - 1457, Рим), итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. С 1448 секретарь при папском дворе. Доказал подложность "Константинова дара", явившись, таким образом, одним из предшественников исторической критики текстов. В трактате "О наслаждении как истинном благе" (1431) защищал философию и этику Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков. Резко выступал против средневековой схоластической логики и диалектики ("Диалектические опровержения... ", 1439, изд. 1499); подверг острой критике монашество. Стремился к обновлению классической латыни ("Об изяществе латинского языка", 6 кн., 1471).Считал естественным всё то, что служит самосохранению, счастью человека.

Мне очень понравился шкаф для серебра - тот случай когда оправа драгоценней содержимого - какое высохокодуховное серебро должно храниться в шкафу расписанном ангельским братом? Шкаф прекрасен настолько, что мог бы быть алтарем - и это не святотатство. Все произведения Фра Анжелико это могут - странное умение освящения прикосновением кисточки.
А отдельно хочется, так хочется отметить расположение фрески в келье - то самое Благовещение - вам открывается мистический проход в другое иземерение, он открывается на самом деле - и вопрос, почему ты туда не можешь проникнуть даже не риторический. - das_gift

иконографические типы, темпера, Флоренция, евангельские сюжеты, Раннее Возрождение, Иисус Христос, Италия, фреска, Фра Анжелико, Тоскана, рисунок, Ренессанс, архитектурные термины, Мазаччо, 15 век, Джентиле да Фабриано, общественная жизнь, христианские святые

Previous post Next post
Up