Оригинал взят у
das_gift в
Фра Анжелико (Fra Angelico)Работ у Фра Беато Анжелико более чем достаточно - не на короткий информейшн-срез с картинками - их больше, много больше! - и в этом "больше" пресловутая трудность - что же выбрать? - отведенный объем невелик - пришлось многое убирать и даже сокращать сноски, что я очень не люблю, но есть надежда и даже уверенность, что персоналии и понятия встретятся и у других мастеров - а постинг все-таки ограничен. Так что же выбрать? Программные вещи - те самые, которые всегда в поп-энциклопедиях по искусству? - обычно, это, действительно, сливки, вершина или столбы-вехи - все правильно - но уж очень хорошо известны эти вехи и сливки. Или выбрать что-то не столь каноничное? Возможно ли миновать знаменитые Благовещения? Но прежде всего, совершенно невозможно миновать фигуру Фра Беато Анжелико - это все равно что на пляже интересоваться исключительно песком и игнорировать море. И игнорировать солнце. - das_gift
Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico) (около 1400-1455) - итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Настоящее имя художника - Гвидо ди Пьетро (Guido di Pietro) и, по мнению вездесущего Вазари - "Брат Джованни Анджелико из Фьезоле, которого в миру звали Гвидо, был столь же отличным живописцем и миниатюристом, как и отменным иноком, а потому заслуживает и в том, и в другом отношении наидостойнейшего упоминания."
"Фра Джованни, - еще пишет Вазари - был человеком большой простоты и святости в своем обхождении... Он был очень тихим и уравновешенным, живя целомудренно, вдали от всех мирских треволнений. Он часто повторял, что всякий, кто посвятил себя искусству, нуждается в покое и отсутствии забот, и что творящий дела Христовы, должен всегда пребывать со Христом... Все похвалы мои не могут воздать должного этому святому отцу, который был столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных. Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисть, прежде не помолившись. И если он писал Распятие, слезы всякий раз струились по его щекам, доброта его искренней и великой души видна в облике и положении его фигур."
Нельзя отрицать, что вера золотой нитью проходит через все творчество Анжелико. Нет иного художника, чьи образы в большей мере обращали бы к созерцанию и поддерживали те моральные ценности, на которых зиждется духовная жизнь.
Фра Анжелико был уроженцем Муджело близ Виккио. Все тот же Вазари сообщает, что он родился в 1387 году и в возрасте девятнадцати лет, в 1407 году, принял обет послушания в доминиканском ордене. Однако можно считать доказанным, что в миру он оставался еще 31 октября 1417 года, когда собрат по ремеслу, миниатюрист Баттиста ди Бьяджо Сангвиньи (Battista Di Biagio Sanguigni*), рекомендовал его, в то время еще «Гвидо ди Пьетро, художника прихода Санто Микеле Бисдомини», для вступления в общину Сан Пикколо в церкви Кармине во Флоренции. Таким образом, более вероятно, что Анджелико родился между 1395 и 1400 годом, едва ли не на десять лет позднее, чем указывает Вазари.
В январе и феврале 1418 года, все еще под именем Гвидо ди Пьетро, художник получил оплату за исполнение алтаря для капеллы Герардини в Санто Стефано аль Понте во Флоренции. Декорирование этой капеллы, как и ранее двух других капелл в Санто Стефано, было поручено Амброджо ди Бальдезе*; ввиду отсутствия каких-либо иных данных, напрашивается предположение, что Анджелико проходил обучение живописи в мастерской этого художника, а в искусстве миниатюры его наставлял вышеупомянутый Сангвиньи. Только в июне 1423 года, в связи с исполнением Распятия для госпиталя Санта Мария Нуова, имя мастера появляется в привычной для нас форме «frater Giovanni di San Domenico di Fiesole» (брат Джованни из монастыря Caн-Доменико во Фьезоле). По-видимому, в первые годы послушничества ему не позволялось заниматься живописью и, следовательно, в монастырь он вступил несколько ранее, между 1418 и 1421 годом.
Многие произведения, приписывавшиеся раннему периоду творчества Фра Анджелико, теперь считаются работами его учеников, вариациями на темы его композиций. Одна из первых крупных работ художника - табернакль Линайоли (Мадонна Линайоли, Мадонна льнопрядильщиков) из монастыря Сан-Марко во Флоренции (1433-1435). Табернакль Линайоли исполнен для одного из наиболее могущественных и богатых цехов Флоренции - льнопрядильщиков - для наброска рамы обратились к прославленному Гиберти! В центральной части представлена Богоматерь с Младенцем на троне, а на боковых створках двое святых - Косьма и Дамиан*, покровители семьи Медичи. Фигура Богоматери показана традиционно, а в изображении стоящих святых заметно влияние живописи
Мазаччо с ее тяжелой и жесткой моделировкой лиц. Головы Мадонны и младенца образуют правильные пластические объемы, перекликающиеся с формой прозрачного шара, который младенец держит в руке. Шар - наиболее совершенная геометрическая форма, которую способен представить человеческий разум. Изображение драпировок еще несколько абстрактно и условно и выполнено в соответствии с канонами готического искусства, однако под ними уже различимы формы тела, что является чертой живописи новой эпохи. Сцены в нижней части алтаря построены без учета законов перспективы с единой точкой схода.
Табернакль Линайоли. Открытые створки. 1433 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Табернакль Линайоли. Закрытые створки. 1433 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
В 1430-1440-е годы Фра Анджелико одним из первых обратился к использованию нового типа алтарного образа, ставшего очень популярным в эпоху Возрождения - так называемое Sacra Conversazione (Святое Собеседование* ) Первый пример подобной иконографии находят как раз у Фра Анжелико, это «Алтарь Анналена». Ранее алтарные образы обычно состояли из центральной части с изображением Мадонны с Младенцем и боковых створок с образами святых, и все фигуры были отделены друг от друга деталями резного архитектурного обрамления. Отличие композиции Святого Собеседования состоит в том, что какое-либо разделение полностью отсутствует: все персонажи помещены в единое пространство, словно святые собрались вокруг Мадонны с Младенцем для беседы (собеседования) и молитвы. У Фра Анжелико Мадонна с Младенцем восседает на троне, стоящем на богато инкрустированном полу на фоне стены, за которой видна роща. Ряды ангелов и святых веерообразно расположены по обе стороны трона. Ближайшие к зрителю святые - Косьма и Дамиан, покровители семейства Медичи - своими позами и жестами как будто приглашают зрителя поклониться представшему их очам видению. Возникает ощущение физически реального пребывания фигур персонажей внутри иллюзорного пространства.
Алтарь Анналена. 1435г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Сочетание новых реалистических живописных методов и традиционного решения композиции религиозного образа нашло отражение в работе Коронование Марии (Флоренция, Уффици), написанной ок. 1434-1435, возможно, вместе с Доменико Венециано. Мастер в полной мере владеет правилами передачи освещения и перспективного построения. Однако сцена трактуется как мистическое видение, а не как явление физическое.
Коронование Марии. 1434-35 гг. Фра Беато Анжелико. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера.
В 1435 году монахам общины Сан-Доменико была передана флорентийская церковь Сан-Джордже сулла Коста, а год спустя, в январе 1436 года, они получили во владение ныне столь знаменитый - именно благодаря Фра Анжелико - монастырь Сан-Марко. Этот монастырь, переданный доминиканскому ордену папой Евгением IV, был перестроен архитектором Микелоццо по заказу герцога Козимо Медичи. Анжелико не был в числе тех, кто перебрался в Сан-Джордже сулла Коста в 1435 или в Сан-Марко в 1436 году, - в то время он оставался викарием во Фьезоле, и первое упоминание о его пребывании в Сан-Марко относится к 22 августа 1441 года. Он присутствовал на встрече капитулов общин Сан-Марко и Сан-Доменико в августе 1441 года, а в июле 1445 года подписал акт об их разделении следующим образом: «Ego frater Joannes de florencia assencio omnibus supradictis in cujus testimonium me manu propria subscripsi» (Я, брат Иоанн из Флоренции, полностью согласен с вышесказанным в подтверждение чего подписываюсь собственноручно). Можно предположить, что мастерская Анжелико оставалась в Сан-Доменико до 1440 года, пока алтарный образ для Сан-Марко не приблизился к завершению, а украшение этого монастыря фресками не начато, и только после этого была перенесена в Сан-Марко. В 1443 году он являлся синдиком* монастыря - должность, видимо, предполагавшая контроль за финансами.
С 1438 по 1445 художник расписывал фресками этот флорентийский монастырь. Фресковый цикл в монастыре Сан-Марко - нечто совершенно особенное, как в творчестве самого Фра Анжелико, так и в живописи вообще, так как среди современной ему монументальной живописи он не имеет прямых аналогов, поскольку он возник в той традиции, где живопись была средством демонстрации и распространения религиозных доктрин. Искусство обладало огромный потенциалом для выполнения своеобразной функции проповеди и точно соблюдало соответствие между текстом и изображением.
Почти в каждой келье имееется фреска - как пособие и приглашение с частной, личной, приватной молитве. В келейных сюжетах Сан-Марко выработана особая иконографическая модель с рядом специфических свойств. Во фресковых композициях пространство ограничено первым планом, как правило, замкнуто и напоминает сценическую коробку. Заметен крайне строгий отбор деталей. Персонажей и предметов очень немного и они довольно крупные. Слегка повышенная линия горизонта - это сглаживет глубину и создается ощущение, что персонажи присутсвуют в пространстве кельи. Сами фрески небольшого размера, их легко охватить взглядом.
Схема расположения фресок в монастыре Сан-Марко, Флоренция.
Тематика росписей связана с доминиканским орденом, его историей, уставом, особо почитаемыми святыми. Примером могут служить фрески клуатра * (Мертвый Христос; Христос в образе странника, которого принимают два доминиканских монаха; Св. Петр Мученик (главный святой доминиканцев); Св. Доминик, стоящий на коленях у Распятия).
Святой Петр Мученик. 1441-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.
Святой Доминик, стоящий на коленях у Распятия. 1441-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска
В зале капитула Фра Анджелико написал большую композицию Распятие с двумя разбойниками по сторонам от Христа и толпой святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста. Их скорбные лики обращены к земле, ни один не смотрит вверх на Христа; художник изобразил Распятие не как историческое событие, а как мистический образ, живущий в человеческом сознании.
Распятие и Святые. 1441-42 гг.Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска
И еще несколько великолепных фресок из Сан-Марко.
Благовещение. 1442-43 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.
Рождество. (Cell 5) 1440-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.
Оплакивание Христа. 1440-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.
Воскресение и женщины у гробницы. 1440-42 ггФра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.
Noli Me Tangere (в сносках) 1440-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.
Нисхождение в ад*. 1441-42 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.
Фрески монастыря Сан Марко наполняет дух "Подражания Христу" - мистического религиозного трактата, написанного каноником-августинцем Фомой Кемпийским. Каждая келья была украшена фресками, которые предназначались для назидания братии.
Вид третьей кельи. 1440-41 гг. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.
Вероятно, во второй половине 1445 года Анджелико был приглашен в Рим папой Евгением IV, который ранее провел несколько лет во Флоренции, где и познакомился с его произведениями.
В Риме Анджелико оставался в 1446 и 1447 годах (в летние месяцы он работал также в соборе в Орвьето) и возвратился во Флоренцию в конце 1449 - начале 1450 года; 10 июня 1450 года он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле. Как то полагалось, он нес эти обязанности в течение двух лет, и в марте 1452 года еще жил во Фьезоле.В Риме Фра Анжелико украсил фресками капеллу папы Николая V (1445-1448). Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и св. Стефана ( про святого Стефана можно прочитать в посте про
Фра Филиппо Липпи) По замыслу это были скорее повествовательные сцены, чем молитвенные образы. В них использованы сложные архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание мастером античного искусства, а в точно выверенных перспективных построениях видно влияние Мазаччо и Брунеллески. Фигуры здесь более массивны, чем во фресках монастыря Сан Марко; благодаря этому появляется особый оттенок торжественности.
Восточная часть капеллы. 1447-49 гг. Фра Беато Анжелико. Капелла Никколина, Дворцы пап, Ватикан. Фрески.
Диспут перед Синедрионом. 1447-49 гг.Фра Беато Анжелико. Капелла Никколина, дворцы пап, Ватикан.
Осуждение Святого Лаврентия императором Валерианом. 1447-49 гг. Фра Беато Анжелико.Капелла Никколина, Дворцы пап, Ватикан.
Мученичество святого Лаврентия. 1447-49 гг. Фра Беато Анжелико. Капелла Никколина, дворцы пап, Ватикан.
Основные и точно датированные работы.
1425-1433 гг.: "Мадонна со святыми и ангелами" в Сан Доменико во Фьезоле, алтарный образ, перемонтированный и переписанный живописцем Лоренцо ди Креди в 1501 г. - на месте, пределла - в Лондонской Национальной галерее; "Мадонна" в Сан Марко (с "Троицей" наверху); раки (табернакли) из флорентинской Аннунциаты (теперь в Сан Марко: "Мадонна делла Стелла", "Коронование Богоматери" и "Благовещение"); фрески в Сан Доменико во Фьезоле (Распятие - на месте, Распятие с Марией, Иоанном и святым Домиником - в Лувре, Мадонна со св. Домиником и Фомой - в санкт-петербургском Эрмитаже).
Madonna della stella. 1424 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Распятый Христос. 1433-34 гг. Фра Беато Анжелико. Сан-Доменико, Фьезоле. Фреска.
Распятие с Марией, Иоанном и святым Домиником. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Фреска.
1433-1455 гг.: "Мадонна Линайоли" (выполненная в 1433 г. по заказу цеха льнопрядильщиков) теперь в Сан Марко; "Благовещение" в Музео Диочезано в Кортоне; триптих с "Мадонной" в церкви Сан Доменико, там же; "Мадонна Анналена" в Сан Марко; "Коронование Богоматери" (1434-1435) в Лувре; полиптих "Мадонна со святыми" (1437) в Национальной галерее г. Перуджи; "Снятие со креста" в Сан Марко; фрески в Сан Марко (1438-1455); фрески в Ватикане (1445-1448 и после 1453 г.); росписи шкафа для хранения серебряной утвари (Armadio degli argenti) для флорентинской Аннунциаты (теперь в Сан Марко) - около 1450 г.
Благовещение. 1433-34 гг. Фра Беато Анжелико. Музей Диочезано, Кортона. Темпера по дереву.
Коронование Марии. 1434-35 гг. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Темпера.
Росписи шкафа для хранения серебра (Armadio degli Argenti) 1451-52 гг Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция.
Другие работы:
к раннему периоду относят миниатюры требника Diumo Domenicale в библиотеке Лауренциана во Флоренции; рисунки пером и акварелью - в Художественной галерее г. Буффало (две сцены из легенды о святом отшельнике); "Кающийся св. Иероним" в музее Принстонского университета и "Фиваида" в Уффици (приписывается чаще Старнине).
До "Мадонны Линойоли" (льнопрядильщиков): "Мадонны" в Институте Штеделя во Франкфурте-на-Майне, в пинакотеке г. Пармы, в Берлинском музее и в Лондонской Национальной галерее; "Поклонение волхвов" - в Сан Марко; "Призвание Иоанна Крестителя" - там же, "Страшный суд" - там же, "Коронование Богоматери" - в Уффици (пределла с "Обручением" и "Успением Богоматери" - в Сан Марко).
Царь Давид, исполняющий псалмы. 1430 г. Фра Беато Анжелико. Карандаш, коричневые чернила на пергаменте. Британский музей, Лондон.
Миссал.* 1430 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Миссал. 1430 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Страшный суд. 1431 г.Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Страшный суд. Деталь. 1431 г.Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Страшный суд. Деталь. 1431 г.Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Поклонение волхвов. 1433 гг.Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Царь Давид.1443-45 гг. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Мадонна с младенцем. 1443 г.Фра Беато Анжелико. Государственные музеи, Берлин.
Поздние работы (после "Мадонны льнопрядильщиков"): два "Благовещения" (в церкви Сан Франческо в Монтекарло близ Флоренции и в мадридском Прадо); "Христос в терновом венце" в церкви Санта Мариа дель Соккорсо в Ливорно; "Искушение св. Антония" в музее г. Хаустона (США); "Мадонны" в Уффици, Государственном музее в Амстердаме, пинакотеке Турина, в собрании Тиссен в Лугано; "Страшный суд" в Римской Национальной галерее, "Распятие" в музее Фогга (Кембридж, США), "Мадонна Боско аи Фрати", теперь в Сан Марко.
Учреждение евхаристии. 1445-46 гг. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Карандаш на розовой бумаге.
Алтарь Боско аи Фрати. 1450 г. Фра Беато Анжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.
Фра Анжелико умер в феврале 1455 г. Эпитафии на его гробнице в доминиканской церкви Санта Мария сопра Минерва предположительно написаны гуманистом Лоренцо Валла *. Та, что находилась на стене, а ныне утрачена, гласила:
«Слава, зерцало, украшение среди художников, Джованни Флорентиец покоится в этом месте. Исполненный веры, он был братом священного ордена Святого Доминика и истинным слугой Бога. Ученики скорбят об утрате столь великого мастера, ибо едва ли где еще сыщется подобная кисть. Отечество и орден оплакивают смерть непревзойденного живописца, которому не было равных в его искусстве.»
На мраморном саркофаге в нише, как это принято было в эпоху Ренессанса, представлена фигура художника, у подножия которой находится вторая надпись:
«Здесь покоится досточтимый художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье.»
Уже вскоре после своей смерти Анджелико фигурирует в сочинении доминиканца Доменико да Корелла как «ангельский художник... по имени Иоанн, не менее великий, чем Джотто и Чимабуэ». В конце века в знаменитой поэме Джованни Санти он упоминается между
Джентиле да Фабриано и
Пизанелло, наряду с
Фра Филиппо Липпи и Доменико Венециано: «Джованни да Фьезоле, монах пламенной веры».
1* Батиста ди Бьяджо Сангвиньи (Battista di Biagio Sanguigni ) (1393-1451) - ранее известный как Мастер 1419 - итальянский художник и миниатюрист, занимающий промежуточное положение между "интернациональной готикой" и Преренессансом, жил и работал во Флоренции. Свое прозвище получил благодаря цантральной панели триптиха Мадонна с младенцем на троне, датированной 1419 годом.
Святой Иоанн Креститель и святой Антоний. Правая створка алтаря. Батиста ди Бьяджо Сангвиньи.
2 * Амброджио ди Бальдезе (Ambrogio di Baldese) (1352 - 1429) - итальянский художник эпохи поздней готики.
Братья Бигалло передают сирот приемным матерям. 1386 г. Амброджио ди Бальдезе и Никколо ди Пьетро Джерини. Музей Бигалло.
3.* Косма́ (Косьма) и Дамиа́н (греч. Κοσμᾶς (Cosmas) καὶ Δαμιανός, серб. Козма и Дамјан, в русской традиции известные как Кузьма и Демьян) - братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции предположительно жившие во второй половине III - начале IV вв.
Называются три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:
Косма и Дамиан Асийские
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме
Косма и Дамиан Аравийские
Косма и Дамиан Аравийские занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.
Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.
Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом.
Казнь святых Косьмы и Дамиана. 1438-40 гг. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Темпера.
4. * Святое Собеседование (итал.Sacra Conversazione) - иконографическая тема, объединяющая Мадонну с младенцем и иногда св.Иосифа в окружении святых, зачастую с донаторами, но без изображения какого-либо события или евангельской сцены. Это может быть композиция, в которой изображены рядом ветхозаветные пророки и иудейские цари, Ангелы, Апостолы, святые разных стран, объединенные высшей иерархией и символическим общением, молчаливым собеседованием.
Композиция «Святое Собеседование» является фронтальной и относительно симметричной, она представляет собой Богоматерь с младенцем, сидящую на троне под балдахином в центре полотна, обычно в интерьере. По бокам от неё стоят два или более святых. Выбор святых не определяется каноном, это могут быть люди, жившие с разницей в несколько веков. Тем не менее, они изображаются сопоставимыми по физическим размерам и возрасту, существующими в едином пространстве и иногда беседующими («собеседующими», отсюда и название иконографии). Впрочем, собственно произносящими слова их изображают редко: разговор по сути скорее подразумевается, чем изображается, поскольку святые объединены общими действиями или одной общей эмоцией. Данная иконография, развившаяся из типа Маэста, появилась в XV веке на севере Италии и активно использовалась в течение итальянского Ренессанса. Художники заменили ей более раннюю иератическую форму - триптих или полиптих, где фигуры ещё не взаимодействовали в рамках единого перспективного пространства и занимали каждая свою отдельную створку. В «Святом собеседовании» рамы полиптихов были «разбиты», и фигуры соединились в едином унифицированном пространстве.
5. * Клуатр (франц. cloître, от лат. claustrum - закрытое место, позднее - монастырь), типичная для романской и готической архитектуры крытая галерея-обход, обрамляющая прямоугольный двор монастыря или крупной церкви.
Клуатр церкви Santa Croce, Флоренция.
6. * Нисхождение Христа в ад. Главное событие в борьбе Христа с дьяволом - нисхождение Христа в ад (совершившееся после его смерти и перед воскресением), где он наносит дьяволу сокрушительное поражение на собственной территории последнего. Считалось, что это событие предсказано многими библейскими текстами (которые, однако, нигде напрямую не говорят о нисхождении Христа в ад): «на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2); грядущий Мессия должен «узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы» (Ис. 42:7); «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14). Наконец, это событие описано и в Откровении от Иоанна - в образе Ангела, имевшего «ключ от бездны и большую цепь в руке своей» и сковавшего дракона (Откр. 20:1-2). Доктрина о нисхождении Христа в ад была популярна уже в первые века христианства, а с VIII в. была закреплена в литургии и стала догматом. В «Видении св. Павла» Христос, тронутый мольбами грешников, к которым присоединили свои мольбы и ангельские рати, спускается в ад с диадемой на голове; он распекает грешников за их порочную жизнь, но затем, выслушав дальнейшие мольбы, провозглашает, что осужденные получат отдых от мук раз в неделю, от последнего часа субботы до первого часа понедельника.
Особое место среди ветхозаветных праотцев, выведенных из ада, занимает Адам. Имя его часто вспоминается в богослужебных песнопениях, говорящих о схождении Христа во ад. И на иконах, посвящённых этой теме, Адам стоит на первом месте. На некоторых иконах Иисус Христос за руку выводит его из адской темницы. И это не случайно - первый из согрешивших - он первым выходит из ада. Образ его даётся как образ отца всех живущих на земле, через которого "грех вошёл в мир и с грехом смерть" (Рим. 5:12) Согласно наиболее распространенному мнению, нисхождение Иисуса в ад после распятия спасло всех еврейских патриархов и правоверных евреев, верных завету. Однако Ориген, Кирилл Александрийский, Августин, Григорий Назианзин и некоторые другие отцы полагали, что Христос, сойдя в ад, проповедовал язычникам и обратил тех из них, кто вел праведную жизнь. Христос, по выражению Григория Великого «по действиям людей распознал среди них своих по вере», - аргумент, позволивший, наряду с Авраамом, спасти Платона и Аристотеля.
7. * Святой Лаврентий. Святой Лаврентий был один из семи дьяконов древнего Рима, которые были подвергнуты мучительным пыткам и религиозным преследованиям по приказу римского императора Валериана в 258 году. Во время его правления было запрещено устраивать собрания и встречи христианских верующих, а также проявлять неуважение к обрядам и традициям язычников. Множество священников и епископов были приговорены к смерти, тогда как христиане, имеющие отношение к дворянству или к парламенту, были лишены своего имущества и высланы. Святой Лаврентий тесно сотрудничал с Папой Сикстом II, первым пострадавшим от гонений императора, помогал ему при подготовке к различным обрядам, был ответственным за имущество церкви, а также заботился о малоимущих. После смерти Папы префект Рима потребовал от Лаврентия передать ему все богатства и сокровища церкви через три дня. Без промедления Лаврентий организовал распределение церковной собственности среди бедных, чтобы предотвратить несправедливый захват.На третий день, во главе небольшой делегации он явился на встречу к префекту и, когда приказали отдать все имущество, Лаврентий предоставил ему бедняка, хромого, слепого, страдающего, и сказал, что они являются настоящим сокровищем и богатством церкви. За этим актом открытого неповиновения немедленно последовали жестокие пытки.После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями. Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание - его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!" Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.
8. * Миссал - богослужебная книга, содержащая последования Мессы с сопутствующими текстами: уставными рубриками, переменными частями, календарём и т. п.
9. * Лоренцо Валла (Lorenzo Valla, 1407, Рим или Пьяченца - 1457, Рим), итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. С 1448 секретарь при папском дворе. Доказал подложность "Константинова дара", явившись, таким образом, одним из предшественников исторической критики текстов. В трактате "О наслаждении как истинном благе" (1431) защищал философию и этику Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков. Резко выступал против средневековой схоластической логики и диалектики ("Диалектические опровержения... ", 1439, изд. 1499); подверг острой критике монашество. Стремился к обновлению классической латыни ("Об изяществе латинского языка", 6 кн., 1471).Считал естественным всё то, что служит самосохранению, счастью человека.
Мне очень понравился шкаф для серебра - тот случай когда оправа драгоценней содержимого - какое высохокодуховное серебро должно храниться в шкафу расписанном ангельским братом? Шкаф прекрасен настолько, что мог бы быть алтарем - и это не святотатство. Все произведения Фра Анжелико это могут - странное умение освящения прикосновением кисточки.
А отдельно хочется, так хочется отметить расположение фрески в келье - то самое Благовещение - вам открывается мистический проход в другое иземерение, он открывается на самом деле - и вопрос, почему ты туда не можешь проникнуть даже не риторический. - das_gift