Моя
следующая детская игрушка сохранилась. Это был осциллограф кустарного (?) производства. Насколько это производство было легальным в советское время, я не знаю. Ну, по масштабу осциллографы - явно не люстры "Каскад", так что вряд-ли ОБХСС интересовался. Опять же я не знаю, может быть он был произведён вообще в единственном числе. Но знаю, фамилию изготовителя. Всегда думал, что это - имя, такое случается с немецкими именами/фамилиями. Разбирая бумаги, нашёл в Целиноградской газете статью про него за авторством моего бати, откуда и узнал что вовсе не имя, а фамилия мастера была Гюнтер.
Итак, осциллограф. По-моему - очень круто сделан. Мастер, или мастера продумали всё. Даже сеточку из плексигласа с разметкой перед экраном.
С задней стороны - отсек для кабеля питания.
Корпус - полностью самодельный, с ручкой для переноски. А раз есть ручка для переноски, по ГОСТ прибор попадает в раздел портативных. Весит осциллограф прилично - наверно, килограмм 10. Внутри он полностью ламповый. Включать сейчас я его не решился - не знаю, что произошло с конденсаторами за эти годы.
Играл я им так: батя "забыл" его на столе и ушёл на работу. Сначала я обнаружил, что если взяться за щуп, можно видеть синусоиду сигнала. Скорее всего, это были наводки сети 50Гц, но может быть и Маяк. Маяк в нашем селе ловился легко) Так что, синусоиды, я знал с детства, но то что синусоида - график тригонометрической функции, а не просто равномерные волны на экране осциллографа я узнал значительно позднее. Поймав синусоиду, можно было с помощью переключателей настроиться так, чтобы она выглядело как стоячая волна. На этом потенциал игр с осциллографом без дополнительных устройств исчерпывался. Так у меня появился генератор сигнала.
Генератор - заводской, купленный в магазине "Мелодия". Почему-то у нас в Городе, радиодетали продавались именно там.
С генератором уже можно было делать более интересные вещи: подключаться к входам X и Y и рисовать
фигуры Лиссажу. Примерно так (фото из википедии):
Чтобы рисовать что-то ещё более интересное не хватало входа, которым можно было бы регулировать яркость сигнала. Сейчас-то понятно, что модулируя сигнал высокой частотой, и уводя луч за пределы экрана, можно обойтись и без яркости, но в середине восмидесятых прошлого века так ещё не делали.
Потом мне купили другой осциллограф (существенно более компактный), он тоже сохранился, но его я не сфотал в последнюю поездку. Да и неинтересный он - официально произведённый, и опять же без модуляции яркости.
А разметочная сетка перед кинескопом была там не всегда: у экрана там фосфорное покрытие с очень длинным послесвечением - наверное около минуты. И вместо того чтобы впечатлять девчонок фигурами Лиссажу - их это либо не интересовало, либо я даже и не пытался, обнаружилось, что если приложить ладонь к экрану и подержать секунд 10, а потом выключить свет и убрать руку - в темноте можно видеть красивый отпечаток. Типа как в "Лунной Радуге". Соответственно, после начальной школы - это уже было интереснее, чем какая-то там шкала...