|006| "Неоновый демон"

Aug 07, 2016 00:58





Успел в последних рядах (в буквальном и переносном смыслах) посмотреть новый фильм Рефна, о любви к творчеству которого не особо принято признаваться (как и к, например, творчеству Джодоровского, который вероятно еще будет не раз здесь упомянут). Что и весьма обидно, знаете ли. Режиссер с тончайшим стилем и вкусом, вобравший в себя целый винегрет из чужих техник (Манн, пресловутый Джодоровский, Тарантино, Кубрик, это лишь малая часть) и в итоге слепивший нечто свое, ни на что в итоге не похожее, и в то же время наличие в каждом фильме шок-сцен (чаще всего, понятно, необязательных), переводящих творения из категории просто "не для всех" в категорию "ну, я даже не знаю...".

"Неоновый демон", несмотря на кислое/среднее принятие критиками, на мой взгляд, является все же в положительном смысле квинтэссенцией всего чего смог достичь Николас Виндинг Рефн как режиссер и сценарист.

Прежде всего, взгляните на сюжет. То что могло успешно поместиться в получасовую рядовую серию "Баек из склепа" (будем откровенны, без арт-мишуры голый скелет сюжета выглядит именно так), Рефн растягивает на два часа, однако заполняет хронометраж не задумчивыми длиннотами в духе "догадайся сам что бы это значило", а плотным (нет, даже плотнейшим) и густым стилем и саундом, благодаря которому то просто сидишь не в силах оторваться от экрана, то ждешь подвоха и поножовщины каждую минуту, зная творческие припадки маэстро. Однако, как выясняется ближе к концу, "Неоновый демон" не вполне хоррор. Вернее, в нем отсутствует как класс жанровый набор хоррора - пугает нас не кровь, мерзкие сцены и даже, пожалуй не "модели из ада" или трансформация главной героини в титульного "демона". Как всегда, Рефн идет дальше того же Клайва Баркера и со скандинавской жестокостью пытается навязать нам ужас насилия как факта, где модели всего лишь пустышки и декорации. Абстрактность происходящего подчеркивается символизмом а-ля Джодоровский, однако подано это в беспощадном ключе "все происходит на самом деле", а не "решите для себя сами, было оно или нет". И эта необратимость пугает зрителя куда больше нескольких неприятных сцен в финале, которые впрочем не круче тех что мы видели у фон Триера ("Антихрист"), да местами и у того же Тарантино (эпизод с глазом в "Убить Билла").

Нечеловеческий подход к стилю и дистанцированная от зрителя подача приводит к тому, что "Неоновый демон" отходит от жанровых клише и не размазывает насилие пропорционально (как бывает в обычных триллерах, первая жертва в начале, затем по нарастающей, ит.д.), а отводит на "жесткую" тему заключительные полчаса. Та же обнаженка появляется также ближе к финалу, что для фильма на подобную тему просто достижение и признак того, что Рефн, во-первых, "больной ублюдок" (т.к. первая "обнаженка" в фильме это мертвое тело), а во-вторых, что у Рефна ничего не происходит случайно, ради пространства созданного для поисков смысла, которого там не было изначально заложено.

Всему этому безобразию отлично содействует потрясающий актерский состав, с поистине демонической игрой "возмужавшей" (как актриса) Эль Фенниг, и музыка, словно из восьмидесятых, но при этом звучащая лучше этой самой типичной музыки из фильмов того десятилетия. Представьте, что композитор вобрал в себя лучшее из музыкального что звучало в фильмах тех лет и воплотил этот музыкальный вывод в форму саундтрека - это и будет саундтрек к "Неоновому демону", как громко бы это ни звучало.

На улице любителей шокирующего и, одновременно, стильного настоящий праздник. Вспоминая предпоследний (теперь уже) фильм Рефна "Только Бог простит", тогда показалось что он запутался в собственных сетях. Однако "Неоновый демон" выглядит пугающе ровной работой, без типичного для шок-гениев разброда в структуре и смыслах, это очень порадовало.





В надежде на новые работы, которые не будут хуже. Фильм, традиционно, не рекомендую никому.
Спасибо за внимание.

Видеомнения

Previous post Next post
Up