Click to view
Новый альбом Radiohead, это всегда событие. А для моего поколения (+- 5 лет) событие вдвойне. Если среди людей читающих этот пост найдется хоть один человек, который согласится со мной в том, что 00-е практически не дали новых весомых и культовых групп и имен, то он поймет и особую радость по поводу пресловутого релиза. Нравятся вам Radiohead, или нет - это объективно значимая группа для музыкальной культуры (далеко не только с приставкой "рок"), которая с каждым альбомом не представляет поклонникам то, что они хотели бы слышать, а в полной мере творят и постоянно меняются.
Впрочем, последнее предложение предыдущего абзаца является своеобразным приговором группе. Пробежимся немного по треклисту, постараюсь как можно покороче:
01. Bloom (5:15)
Первая композиция сразу же устанавливает порядок и настроение всему альбому. Неровно стукающий бит, общая абстрактная атмосфера. Такую вещь особо хорошо слушать в поезде, или во время еще какой-нибудь поездки. Кроме занятного минималистичного клавишного проигрыша в середине больше о ней нечего добавить.
02. Morning Mr Magpie (4:41)
Вещь сравнительно неплохая, но чересчур уж "мертвая", как и большая часть альбома, стучит мимо ушей, не хватает некой доли обаяния. В принципе поздний Radiohead этим грешит регулярно, но в последней работе данный жанровый элемент возведен в правило и видимо поклонникам группы ничего не остается, как принять это условие.
03. Little By Little (4:27)
Типично "радиохэд"овской гитаре радуешься как ребенок. Вероятно одна из сильных вещей альбома, хотя в ней можно расслышать небольшое количество самоповторов.
Кстати, не могу не отметить, что голос Тома Йорка в целом на альбоме зазвучал несколько по-иному. Не могу сказать, что хуже, но и не лучше - видимо ребята привели обработку голоса фильтрами к подобающей превалирующей электронной составляющей группы.
04. Feral (3:13)
Вот тут извините, но на мой взгляд худшая вещь с альбома. Сделаю небольшую оговорку - я всегда с большим удовольствием принимал все эксперименты группы в сторону электронной музыки, но на последних альбомах всегда находится композиция "ни о чем", фактически жанрово чисто электронная. Вероятно вещь будет тепло принята самыми поклонниками последних трех альбомов группы, но у меня она не вызывает никаких эмоций. Впрочем, негативных тоже - прошла и прошла.
05. Lotus Flower (5:01)
Вещь с чересчур уж скучной мелодикой (не уровня группы), то скатывающаяся в хаос а-ля King Crimson (только, естественно, более радикальными электронными методами - кто-то это может и idm назовет), ну и может покажусь наивным (всё ж таки группа развивается явно в другую сторону), но очень не хватает хотя бы минимальной гитары. Да и голос Йорка под стать всему происходящему - он настолько абстрактен, что сначала даже его не замечаешь.
06. Codex (4:47)
Думаю логично, что мне больше всего понравилась именно эта композиция. И я её даже вывел в заглавие поста, чтобы вы оценили. Отличная баллада в духе арт-рока 80-х а-ля Питер Гэбриель (который в последнее время всё чаще, нарочно или нет, цитируется молодыми коллективами, даже удивительно) или можно её охарактеризовать как очень депрессивную версию "Africa" Toto (понимаю, что сравнение дикое, просто для меня, как музыканта, многие гармонические ходы порой роднятся неожиданным образом). Хотя при желании многие запросто рассмотрят в этой композиции и старый Radiohead и аллюзии на ходы танцевальной музыки (просто мысленно придайте вещи больший темп).
07. Give Up The Ghost (4:50)
Одновременно в духе конца 60-х и 70-х. Меланхолично-психоделичное перебирание двух аккордов - вещь изначально немного занудная, но к счастью в середине имеющая развитие. Может не блестяще, но вполне приятно.
08. Separator (5:20)
Более-менее "бодряк", призванный разогнать тягучую атмосферу предыдущих композиций. Честно говоря у меня впечатления от неё сродни впечатленям от "Morning Mr Magpie" (вторая вещь с альбома). Непонятно кого она должна восхитить, возможно опять таки больше любителей электронной музыки. Мне кажется это вещь не уровня Radiohead и дело больше не в электронной составляющей, а именно оригинальности мелодики.
Мне бы хотелось в заключении привести опять в пример King Crimson - те тоже более чем кардинально поменяли стиль и если в 80-х это были вкрапления чего-то неземного тут и там, то к 2003-му группа превратилась в "мертвую машину им.Фриппа", чеканящая музыку и гармонии так, словно завтра наступит конец света. Radiohead в чем-то похожи. Начав с вкраплений экспериментов - различных жанровых элементов группа подошла к практически "мертвой" музыке - всё четко, экспериментально, но в отличии от тех же Кримсонов скучновато и непонятно зачем слушать чистую электронику в исполнении Radiohead, ведь она у них не самого высокого уровня, в отличии от тех вещей, где присутсвует хотя бы минимальная составляющая живых инструментов. В конце концов та же "Feral" выполнена в духе сольника Йорка, а не группы - поэтому непонятно причем тут она вообще.
Надо отметить большой плюс Radiohead в том, что группа развивается, пусть по своей, ведомой только им, дорожке. И на этом фоне особо занятно смотрятся Muse, у которых будущее куда более туманно.
Меня не восхитил новый альбом и формат ребят, но и не отвратил. На нем нет проходных композиций, всё четко следует "линии партии". Но слишком уж мало чего-то оставшегося в памяти, на порядок меньше впечатлений чем от предыдущего альбома. Это настораживает, но не пугает, Radiohead не пропадут и возможно к следующему альбому они выдадут что-то, что можно будет охарактеризовать как типичную музыку 10-х.