Человек - это его нрав и дела, и напрасно некоторые
судят о других по их внешности и состоятельности.
Какая польза от красивого человека, который при
этом высокомерен, обладает скверным характером,
обижает людей, отказывается помогать им, относится
к ним с презрением и не желает делать добро кому бы
то ни было?
И чем может повредить заурядная внешность и от-
сутствие красоты тому, кто делает добро людям и ста-
рается принести им пользу, у кого благой нрав и много
достоинств, кто благороден и честен, обладает острым
умом, искренностью и добротой?
Какой толк от богатого и влиятельного человека,
если он использует своё богатство для того, чтобы тво-
рить зло, совершать запретное и удовлетворять собст-
венные животные инстинкты, и люди не видят от него
ничего, кроме зла, обид, гордыни, неблагодарности, за-
носчивости и презрения?
И так ли уж страшна бедность, если человек дела-
ет добро по мере возможности, стремится поделиться
с другими тем, что имеет, несмотря на скромный доста-
ток, старается дать людям добрый совет и проявляет
чистосердечие по отношению к ним?
Наверное, пришло время изменить критерии оценки.
Три составляющие счастья:
Три вещи составляют счастье человека: сердце, благо-
дарящее Всевышнего, язык, поминающий Всевышнего,
и тело, проявляющее терпение.
Сколько бы ты ни читал о счастье, оно не придёт
к тебе, пока ты не сделаешь шаг в его сторону и пока ты
не начнёшь прикладывать усилия для того, чтобы об-
рести его.
Что же помогает человеку стать счастливым?
1. Благие дела: «А те мужчины и женщины, кото-
рые поступали праведно, будучи верующими, вой-
дут в Рай, где они будут получать удел безо всяко-
го счёта» (40:40).
2. Хорошая, праведная жена: «Господь наш! Даруй нам
отраду глаз в наших супругах и потомках» (25:74).
3. Просторный дом: «О Аллах, сделай дом мой про-
сторным!
4. Благой (то есть дозволенный) источник дохода:
«Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает
ничего, кроме благого».
5. Благой нрав, пробуждающий симпатию и любовь
к его обладателю: «Он сделал меня благословен-
ным, где бы я ни был» (19:31). «Лучшие из верую-
щих - наиболее благонравные из них».
6. Отсутствие долгов и отказ от расточительства:
«Не расточительствуйте, ведь Он не любит расто-
чительных» (6:141).
«Не позволяй своей руке быть прикованной
к шее [не будь скуп] и не раскрывай её во всю дли-
ну [не расточительствуй], а не то останешься по-
рицаемым и опечаленным» (17:29).
аль-Карни, ‘Аид ибн ‘Абдуллах
Не грусти! Рецепты счастья и лекарство от грусти /