1. Дмитрий Лихачев "Мысли о жизни. Письма о добром":
сначала меня зацепило название второго произведения и захотелось найти его в твердом переплете - нашлось вместе с "Мыслями о жизни". Первое - это автобиография, начинающаяся с дореволюционных детских воспоминаний. Их удивительно читать. Мои любимые главы - о походах в Мариинский, которые были главным праздником в семье, поводом экономить и решающим фактором в выборе адреса съемной квартиры. А царская ложа использовалась тогда по прямому назначению. После детских воспоминаний - о политике, о Соловках, репрессиях, блокаде, а потом уже Пушкинский дом и фамилии, знакомые по лекциям на филфаке. Чувствуется, что Лихачеву было важно не просто зафиксировать свои воспоминания, а донести их до следующих поколений, поэтому читать так приятно и тяжело отложить книгу.
"Письма о добром" идут с подзаголовком "Письма к молодым читателям" и занимают одну пятую в книге, но они как концентрация всего того опыта, описанного в "Мыслях о жизни". Про "увеличивать добро в окружающем нас", про "быть честным в незаметном и случайном", про "этажи заботы". Можно перечитывать и перечитывать.
"Совершенствовать свой язык - громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое."
*****
2. Олег Дорман "Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана":
скажу честно, что до этого не слышала вообще о Баршае. Вообще. Но после "Подстрочника" легко доверять Дорману. Если бы книга была только о профессиональных достижениях, мне было бы тяжело втянуться, потому что не понимаю в музыке вообще ничего. Но начинается ведь с детских воспоминаний, с того, как просил пианино, а купили скрипочку, с отказов в Москве и решимости добиваться своего. Удивительно, что воспоминания о войне - это одновременно и воспоминания о музыке. И чем дальше читаешь, тем больше музыки хочется. И это здорово сразу включить Малера или выписать произведения Чайковского, которые не знаешь. Между музыкой много анекдотичных ситуаций, каких-то деталей о политике или, например, о том, что требовалось заплатить тысячу рублей за лишение гражданства. Когда книга подошла к концу (по ощущениям слишком быстро), еще больше убедилась, что для меня музыка - все-таки другой мир, от которого у меня нет ключей.
"И когда я мысленно написал туда ре-бимоль, меня взорвало всего. Я вспотел, как мышь. Потому что я услышал то, что я искал."
Понимаете, "мысленно", "услышал" и "взорвало"? Для меня это совсем неизвестный мир, но о нем очень интересно узнать больше.
*****