repost fr. greedyspeedy: Послевоенный Воронеж

Apr 18, 2012 13:31

Originally posted by greedyspeedy at Послевоенный Воронеж



Что общего у воронежских высоток и главного здания МГУ? Почерк одного архитектора. Хотя Лев Владимирович Руднев - архитектор ГЗ МГУ не был непосредственным архитектором воронежских высоток, тем не менее он был автором генерального плана восстановления послевоенного Воронежа и куратором проектирования и возведения зданий города.



Роль Воронежа в Великую Отечественную войну трудно переоценить. Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев), практически с первых же дней войны на Воронежском заводе имени Коминтерна было налажено серийное производство пусковых установок БМ-13 (более известные как «Катюши») на шасси ЗИС-6. Они были тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления РККА. С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года (212 дней) правобережная часть Воронежа была оккупирована немецко-фашистскими войсками, то есть фактически всё это время линия фронта разделяла город на две части. До 25 января 1943 года советские войска обороняли Воронеж, выполняя важную задачу - прикрывали Москву с юга, сдерживая группу армий вермахта «Юг» и сковывали силы венгерских дивизий.
Во время Великой Отечественной войны многие памятники архитектуры были разрушены или серьёзно пострадали. Часть из них была восстановлена, были построены новые.

Проект восстановления и новый ген. план был утверждён в 1946 году и доработан в 1952 году уже местными специалистами. Концепцией и первоначального, и конечного варианта было сохранение исторически сложившейся планировки, системы улиц и площадей. Особая роль отдавалась водной глади, намечалось затопление поймы реки Воронеж, поднятие уровня воды и строительство плотины. К реке город выходил тремя террасами, расположенными в разных уровнях: нижняя терраса - набережная и густая зелень вдоль реки; вторая, или средняя, - склоны холмов, застроенные новыми капитальными зданиями; третья - верхнее плато, на котором проектировался бульвар, застраиваемый с одной стороны жилыми и общественными зданиями, обращёнными фасадом к реке. Центр города проектировался как система нескольких площадей и соединяющих их улиц. Главной площадью и общественно-административным центром оставалась площадь Ленина.





1. В 1952 году на месте разрушенного во время Великой Отечественной войны здания в стиле конструктивизма по проекту того же архитектора (Н. В. Троицкого) в стиле классицизма было перестроено здание Управления ЮВЖД (проспект Революции, 18) с включением соседнего здания.


2. "Построенное на проспекте Революции по проекту архитектора Троицкого 5-этажное здание Управления Юго-Восточной железной дороги имеет 11-этажную башню высотой 70 метров, стоимостью также около 2 млн. рублей. В здании запроектированы 3 декоративные арки и колоннада высотой в 3 этажа." - из постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»


3.


4.


5.


6.


7. Прилегающее к высотке здание со шпилем. Ул. Фридриха Энгельса, дом 7


8.



9. Жилой дом рабочих завода им.Калинина на Кольцовской улице.


10. Дом с вышкой на углу Кольцовской и Ворошилова начали строить в 1950, а закончили в 55-м


11.Изначально в проекте здания шпиль был, но ему не суждено было появиться из-за знаменитого указа Хрущева по борьбе с архитектурными излишествами. Шпиль у башни появился только в конце семидесятых.


12. "В г. Воронеже на улице Кольцова строится 5-этажный жилой дом Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности (архитектор Скулачев) с башней высотой более 70 метров, стоимость которой составляет около 2 млн. рублей." - из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»



13. Областной совет профсоюзов


14.


15. Удачное сочетание старой архитектуры и новой.



16. Ул. 25 лет Октября, дом 48


17.



18. Здание администрации Воронежской области (Дом Советов). Площадь Ленина, 1.


19. Первоначально существовала идея архитектора Л. В. Руднева по созданию общественного здания наподобие сталинских высоток в Москве. Предполагалось построить здание с примерно 16-18 этажами. Его общая высота со шпилем должна была составить 103 метра, что в полтора раза больше, чем высота здания ЮВЖД. На шпиле должна была разместиться звезда. Здание планировалось построить многоярусным сужающимся с высотой. Но вместо башни построили 7-этажное здание, ныне занимаемое администрацией Воронежской области.


20. Современный облик здания - это по-сути первые семь этажей неосуществленной высотки.



21. Спуск к реке с улицы Карла Маркса. Проект Л. В. Руднева...


22. ... но проект не был осуществлен. Спуск к реке в наши дни.



23. Победная символика на фасаде воронежского модерна.


24.



25. Здание на площади Ленина в аварийном состоянии.


26. Хорошо бы сохранить воронежский ампир.


27.

Источники:


greedyspeedy

Previous post Next post
Up