Книгоноябрь

Dec 01, 2015 17:09

              В ноябре читалось не так активно, как в прошлом месяце, но тоже очень хорошо. Погода и настроение располагало. Тематика книг тоже была иная-меньше жестокости, убийств и остросюжетного. В основном тянуло к книгам о жизни, о странностях и семейным сагам. Две книги взяла исключительно по названиям, даже не зная, что там будет ждать меня внутри. Одна книга вообще непонятно как попала в мой список чтения и даже умудрилась пролезть в ридер, а раз прошла, то почему бы не прочитать? Одна из книг была продолжением серии, два любимых автора порадовали новинками и оправдали мои ожидания на 100%, с другим мы продолжили знакомство и тоже удачно, а еще один новый автор сумел меня удивить непредсказуемостью своего повествования.
              Итак, под катом: семейные тайны двух поколений; потеря самого дорого, вызванная ложью; невзгоды клана итальянских эмигрантов или история сильной женщины; непростая но очень пронзительная любовь; расследование давней фамильной загадки на уровне государственной важности; что то непонятное и яркое, как карнавал в Бразилии; многочисленные вмешательства в генетику и постижение себя посредством избавления от юношеских гештальтов-все то, что каким то образом заполнило мою голову этим ноябрем.


              Кейт Мортон "Хранительница тайн"

Как хорошо мы знаем собственных родителей? Почти для всех людей они начинаются именно в тот момент, когда мы появляемся на свет. Именно тогда мама становится мамой, той самой, которую мы знаем, как мы полагаем, очень хорошо, до самой мелочи. И очень большой неожиданностью становится открытие, что, оказывается, у мамы до семьи и детей тоже была жизнь, и такая насыщенная, о которой даже можно снимать кино.
              Лорел, шестнадцатилетняя старшая дочь Дороти мечтала в знойный полдень о карьере актрисы. После войны прошло уже много лет и ей, с ее юношеским пылом, хотелось перемен и приключений, о которых думала и ее мать в юности, но война поменяла ее планы. Молодость очень самонадеяна и почти всегда думает, что у нее будет все иначе, не как у родителей. Она не будет жить их скучной жизнью и добьется большего, чем просто быть женой и матерью где то в захолустье. Мечты Лорел были прерваны появлением у ее дома незнакомца, который позвал мать по имени. Короткая беседа и ее мама-родная, домашняя, обычная женщина-закалывает незнакомца десертным ножом, которым планировала резать торт в честь двухлетия их братика.

Спустя много лет, когда ее мама Дороти будет на пороге смерти, Лорел вспомнит об этом происшествии в прошлом и попытается разгадать эту тайну. Почему ее мать убила человека? Откуда он знал ее имя? Кто такая Вивьен и почему все воспоминания и разговоры о прошлом причиняют матери страдания? В детстве мама, рассказывая им сказку, как то сказала, что была крокодилом, а потом ей это надоело и она решила стать мамой. Не в этом ли кроется ее тайна? Расследование заведет ее в далекий 41 год, когда ее маме было 19 лет и она была юной, беспечной, ветреной, жестокой и полной надежд и обещаний прекрасного будущего.

Две женщины на старой фотокарточке военных лет.
Книга "Питер Пен" с подписью на форзаце.
Конверт без обратного адреса с единственным словом.
Старая облезлая белая шубка.
И билет в одну сторону, до конечной станции, где началась новая жизнь и был дан второй шанс.

Отличная книга! Тайны, раскопки прошлого, трагичные сороковые, переплетения разных судеб, надежды и предательства, дружба и любовь, материальные интересы, связь поколений, нелинейный сюжет, запутанная интрига. Все, как я люблю и за что люблю Кейт Мортон. В финале даже защипало в носу, что бывает у меня крайне редко. А закрыв книгу я вновь пробежалась по ключевым главам вначале, чтобы еще раз сложить в голове пазл, который я не угадала.

Еще подумала, что я бы тоже убила этого человека, если бы была на месте Дороти в тот момент.

Ребекка Маддимен "Похищение Бэт"

Все тайны когда нибудь раскрываются. А особо неприятные и постыдные- в самый неподходящий момент. Если бы не ложь с самого начала истории-возможно и не было бы всего этого кошмара, многих лет поисков, события, которое перевернула всю жизнь и разделила ее на до и после.
              Главная героиня Эбби счастливая жена и мать самой лучшей девочки на свете. Бет всего восемь месяцев, она здоровый и прекрасный ребенок любящих родителей. После очередного осмотра у педиатора, Эбби собирается с дочкой съездить в гости к подруге-обычный визит самым обычным ясным днем, который потом ей будет суждено вспоминать в самых страшных кошмаров. Во время пути фургон, пытающийся выполнить маневр обгона, намеренно провоцирует аварию. Двое мужчин заталкивают ее внутрь и куда то везут. Она очнется спустя несколько часов, избитая и изнасилованная, а ее маленькая дочь бесследно исчезнет.

Спустя многие годы бесплодных поисков, только у матери еще будет теплиться надежда на то, что она еще жива. Она осталась почти одна-полиция отправила дело в "висяк" и даже отец дочери опустил руки. Лишь Эбби с упорством ищет Бет как может-своим материнским чутьем, всматриваясь во всех девочек ее возраста. И находит ее однажды! Только ее зовут иначе, и у нее другая мать, а все окружающие считают, что она спятила. Как доказать, что она ее дочь, что зов крови не ошибается и, самое главное, что же все таки случилось тем днем и почему?
              Не все так просто, как кажется с первого взгляда, и некоторые секреты имеют затхлый запашок. Еще раз убеждаюсь в том,что лучше всегда говорить правду, чтобы не было мучительно больно от того, что тайны раскрывают другие люди. Неплохой детектив, немного затянутый, печальный, но с хорошей канвой и моралью.

Марио Пьюзо "Счастливая странница"

Прочитав вторую в своей жизни книгу этого автора я могу с уверенностью сказать, что он мой писатель и что я буду читать его в дальнейшем и буду уверена, что мне понравится. Пьюзо- это не только мафия, убийства, месть и клан гангстеров, а еще и качественная, емкая и чрезвычайно яркая проза о жизни и о семье. В этом романе речь идет о итальянских эмигрантах, которые поехали за лучшей жизнью осваивать Америку в один из самых непростых, но и полных разнообразных возможностей, периодов: в Великую депрессию.

Главная героиня простая итальянская девушка, Лючия Санта- бесприданница, которую выписал американский итальянец из за океана. Она быстро остается вдовой с тремя малышами на руках и снова выходит замуж. Спустя несколько лет она опять одна, уже по иной причине и с шестью детьми на руках. Новый муж сначала пропал не несколько лет, а потом спятил, чем окончательно лишил ее надежды на мужское плечо и какую либо помощь. Лючии Санте приходится рассчитывать только на себя и на своих детей. Она считает каждый цент и почти все ее дети работают и помогают ей по мере возможностей, но в семье у них всегда есть не просто еда, но и то, что некоторыми может считаться в такие моменты излишеством: лучшее оливковое масло, сыр, мясо, книги и свечи для чтения. У каждого ребенка есть чистая одежда, а на Пасху даже и новый костюм или платье и каждый из них будет получать образование, как бы это ни было трудно. В ее доме всегда есть место и паста с томатами для гостей и разговоров о жизни. Она даже может откладывать деньги для исполнения "американской мечты", и по своей недалекости избежать потерь на крахе банковской системы.

Семья: ее ценности, единение, взаимопомощь, выживание, уважение и любовь в этом непростом мире-вот главная тема романа Пьюзо. Лючия Санта воплощает собой всех безымянных итальянских матерей, которые день за днем делали подвиг своей невидимой для остального мира работой-растили детей достойных и порядочных, новых американцев, которые помнят о своих итальянских корнях и традициях. Они работают с малого детства, порой шалят и преступают закон по мелочи или бедности, соблазняют девушек и влюбляются, но в целом растут хорошими людьми. Для этого Лючия Санта делает все возможное и готова отдать жизнь, если потребуется. Когда встает выбор между отцом ее троих детей и благополучием остальной семьи, она не колеблясь отворачивается от ставшего обузой мужа, ради спасения детей. На мой взгляд единственно правильный выбор Матери с заглавной буквы.

Очень хорошо описаны различные оттенки взаимоотношений между героями. Уважение матери, привязанности братьев, ответственность старшей сестры, надежды на жизнь красавчика старшего брата, детали сватовства, поводы к браку, скорбь матери, протесты против привычного уклада вещей, смирение после трагедии, надежды и такое сложное и оттого более ценное счастье Лючии Санты. Очень хорошая книга заслуженно отличного автора!

Кэрол Рифка Брант "Скажи волкам, что я дома"

Ох, этот сложный подростковый возраст, когда мы влюбляемся не в тех, кого следует, выдумываем себе любовь, или ее отсутствие, причиняем друг другу боль, даже не замечая этого и не понимая. Что может быть хуже, чем влюбиться в дядю? Только влюбиться в дядю-гомосексуалиста больного СПИДом. Любить, до самозабвения, зная, что он умрет, что он никогда не будет твоим, и довольствоваться крохами внимания с барского стола-выстраивать целый мир возле крошечных прикосновений и придумывать себе другую реальность.
              А любовь- то, она была-взаимная, огромная. Такая, на которую только он был способен. Самый лучший и дорогой человек, самый ценный, но в иной плоскости реальности. Незаметная и очень важная, которая потом, на расстоянии увиделась четче и детальнее. Она многое дает, даже после того, как прекращается жизнь.

Любовь очень разная, не всегда такая, какая видится с первого взгляда. Сестринская: ревнивая и деланно-безразличная, но на самом деле остро-тоскующая, заботливая и всепонимающая. Родственная: нежная, грустная и мудрая, с пониманием, удивлением и жалостью, а так же обидчивая и злая, как неспособность снова рисовать, если хочется. Любовь-сочувствие, через боль и отторжение, с желанием защитить и в то же время проникнуть в его мир как можно больше, чтобы почувствовать то, что ощущал он, когда был с ним. Совершенно разные лица одного и того же чувства, которое "долготерпит, милосердствует и никогда не перестанет". Пусть даже это будет запретная, неправильная любовь, по мнению общества, о которой не говорят вслух, как о болезни СПИД.
              Возможно лучшая книга, где присутствует однополая любовь, которую я читала. Я как будто стала Джун, которая заходила к ним в комнату тайком, зарывалась лицом в его одежду и узнавала в Финне его Тоби. За эти тончайшие ньюансы эмоций и такое пронзительное их описание я очень благодарна автору.

Алан Брэдли "Здесь мертвецы под сводом спят"

Милашка Флавия все никак не взрослеет, хотя по логике и моим внутреннем ощущениям ей уже должно быть лет 14, не меньше. Может быть у них в Бишоп-Лейси время течет иначе? Или просто концентрация трупов, загадочных и несчастных случаев гораздо больше, чем во всей остальной Англии? Примерно по трупу в месяц, скорее всего, судя по тому периоду, в котором ей все еще 12 лет, а за спиной уже столько расследований. В этой книге все происходит немного иначе. Мы видим концентрированное во времени расследование очень давнего дела, начавшегося еще 11 лет назад, до таинственной пропажи ее матери Харриет, а попутно нам открывается удивительные тайны прошлого нескольких членов семьи де Люсов, молчаливого Доггера и загадка "сэндвичей с фазаном" приправленная большой политикой. Связь семьи де Люс с сэром Уинстоном Черчиллем придает ей уже межгосударственное значение, делая Флавию не просто юным химическим дарованием, но и надеждой страны.

Харриет действительно вернулась к Флавии, но совершенно не так, как она втайне надеялась. Пролежав 10 лет в мерзлоте, она вернулась домой так же во льду, но с королевскими почестями. Флавия не была бы самой собой, если бы не решила дать шанс своей обожаемой химии, не больше не меньше, чем воскресить ее мать! А что, тело же отлично сохранилось, и были случаи, когда возвращали к жизни людей после глубокой заморозки, она знает их. Почему бы не попробовать этот опыт на ее матери? Вдруг она вернется к ней. Добрая девочка Флавия заигралась в Господа Бога, в существование которого сама не особо верила. Но неожиданная находка ее посмертного письма и появление высокопоставленных гостей вынуждает ее смириться и отказаться от своей идеи, чтобы разгадать несколько других тайн и поступить по человечески, как нужно.

Девочке грустно, это скользит в каждой странице книги. Надежда сменяется печалью, но все таки жизнь и ее энергия берет свое и она с энтузиазмом берется за новые тайны, которых в истории тоже предостаточно. На станции в момент приезда Харриет гибнет незнакомец, успевший только сказать ей загадочную фразу про Гнездо в опасности, "сэндвичи с фазаном" появляются в ее адрес из уст сэра Черчилля и на пленке с Харриет, в Букшоу появляется незнакомец на "Голубом призраке", самолете Харриет, так напоминающий человека на видео, и загадочная парочка Лена де Люс с не менее, чем Флавия, странной девочкой Ундиной. Порадовали своей человечностью сестрицы и объявившееся завещание Харриет.
              Химии в этом романе было меньше обычного, но мне понравилось описание проявки пленки и фантастического плана Флавии. Так же не знала факта про мочу. Следующая встреча с девочкой вундеркиндом, полагаю, будет в другой обстановке. Интересно, она возьмет туда Глэдис?

Майкл Крайтон "Next"

Если для вас познания в генетике ограничиваются поверхностными знаниями о генетических болезнях, схемой из учебника биологии про цвет волос и глаз ребенка и темой клонирования представленной фантастическими фильмами и сериалом "Клон", как было у меня, например, то вам точно стоит прочитать эту книгу! В ней открывается какой то сюрреалистический мир и перспективы, которые вполне даже могут стать реальностью в определенном будущем. Как вам трансгенные домашние животные? Например, вечнощенок взамен собаки, который никогда не вырастет. Сплошные плюсы: вечно юное, энергичное создание, которое будет встречать вас с радостью ребенка каждый раз. Мы же все хотим в душе оставаться Питерами Пенами и не взрослеть. А чтоб не грыз вещи, как все щенки, генетики удалят ему зубы, совсем. Или, такие недооцененные насекомые, как тараканы. Они же бедненькие страдают от невнимания людей, незаслуженного презрения. Для того, чтобы переубедить людей в этом, нужно выпустить таракашек размером с большую таксу, и распространять их как котят, чтобы можно было прижать к груди и расцеловать.

А как вам идея освоить единственное, на чем еще не было рекламы человека-природу? Допустим морское дно, где кораллы складываются в надпись: "ВР-это чистота", а мимо проплывают рыбки с логотипами "Кэдберри", "Маркс и спенсер", "Водафон" и прочая прочая. Или жирафы с надписью на боку "Дольче Габанна", носороги с рекламой "Лендровера"? Защитники животных? Я вас умоляю! Они сами будут выстраиваться в очередь, чтобы разрешить такое-это же золотое дно, куча денег, которые можно потратить на защиту окружающего мира. Какая может получиться эффектная реклама в чистом небе, где облака выстраиваются в название бренда под действиями специальных бактерий и логотип красиво переливается в лучах заката! Было бы забавно, если бы не было так жутко от того, что при наличии финансовых интересов властьимущих это может стать реальностью.

В этом романе описывается несколько самых разных историй вокруг генетики, которые сейчас пока кажутся фантастикой, но заставляют задуматься-так ли это далеко от нас, как мы думаем. Если гигантские таракашки и реклама на рыбках, к счастью, еще только в теории, то остальной сюжет уже не кажется таковым.
-"Ген зрелости", который излечивает наркоманов и заставляет прожигателей жизни взяться за ум, начать новую жизнь, правда очень недолгую.
-"Ген новизны" дающий лазейку для адвокатов оправдывать насильников малолетних.
-"Ген комфорта" и "Ген общения", которые заставят людей платить отчисления корпорациям с каждой купленной упаковки антидепрессантов и успокоительных.
- Генетические обследования при разводах, как основание для манипулирования.
- Генетические карты при оформлении страховки-а ну как вдруг у вас есть ген ранней смерти от инфаркта, а страховой компании потом платить потомкам.
-Правомерность генетических опытов по исследованию скрещивания геномов человека и обезьяны, создание трансгенного обезьяночеловека или попугая. /Ну конечно, если ваши родители сдвинутые на своей работе генетики, то будьте готовы к появлению своеобразного "братишки", клону отца в обезьяне.
-Этические проблемы при выделении стволовых клеток-откуда брать биологический материал? Присмотритесь повнимательней к вашей 16-ти летней дочери, вдруг она тайно принимает лекарства от бесплодия и продает яйцеклетки биогенной компании для исследований? И даже в случае обнаружения такового факта вы не сможете ничего сделать по закону чтобы это прекратить- она совершеннолетняя.
-Клетки человека, победившего рак особо быстрым способом тоже могут больше ему не принадлежать. Их продали биогенной компании за бешеные деньги, забыв при этом уведомить их хозяина. Более того, теперь эта компания считает себя полноправным владельцем тела, которое эти клетки носит и вырабатывает и имеет право изъять их в любой момент, когда ему они потребуется. А так же и у его детей и внуков, требуя свое по праву.

Помимо этого есть еще и масса других историй и деталей, подробно напичканых медициной, генетикой, этическими и правовыми вопросами. Говорящие на нескольких языках орангутанги в зоопарке, светящиеся черепахи, грустный Дейв с мягкий шерсткой, пытающийся стать человеком и невероятно крутой попугай Жерар, который считает себя человеком и умеет поддержать любой разговор. Он радовал меня всю книгу, я переживала за его жизнь и мечтала, чтобы для него все хорошо закончилось :) Если любите подобные сюжеты и медицинские темы-эту точно стоит прочитать и порадоваться, что будущее еще не наступило.

Джон Апдайк "Бразилия"

Всех моих знаний о Бразилии, приобретенных преимущественно через бразильские сериалы, оказалось недостаточно чтобы осознать после закрытия последней страницы "что это было?". Довольно таки колоритное произведение, это факт! Яркое, сочное, брызжущее смешением красок, кружащее голову как бразильский карнавал, сводящее с ума почище трубки с наркотиком индейского племени. Чего тут только не намешано, что затрудняешься определить жанр книги. Настраиваешься читать одно, а тут тебе-на!-подсовывают совсем иное, поворачивают в другую сторону, потом на 180 градусов, ставят с ног на голову и обратно. Американские горки с бразильским колоритом, не иначе.

Великая любовь, как говорится аннотации? Ну да, возможно она имеет место быть, но такую любовь я бы не пожелала никому, даже врагу. Как и приключения, выпавшие на долю главных героев. Начиналось все вполне пристойно и интригующе. Нищий черный мальчишка из фавел и белокожая принцесса, дочь высокопоставленного политика впервые встречаются на пляже Копакабана в Рио, чтобы изменить жизнь друг друга навсегда, и через несколько минут идут в ее роскошную квартиру, чтобы заняться сексом и объявить себя мужем и женой. Конечно, этот факт есть вопиющий мезальянс и нравится не всем и тут вся моя логика и здравый смыл разбивается о силу их любви. Принцесса сбегает с нищим, порвав с прежней жизнью, захватив только чемодан и немного крузейро. Когда всю жизнь живешь в роскоши и неге, неудивительно, что в итоге захочется попробовать дерьма, которого жизнь навалит влюбленным по полной.

Я ждала, что любовная лодка разобьется о неустроенность и голод, но мои ожидания не оправдались. Они по прежнему желают друг друга, спариваются при первой же возможности, игриво называют член "початком", а потом она еще раз подвергает меня в шок, желая ублажить своего господина (спойлер 18, нет, даже 21+ !) двойным проникновением с коридорным. Исключительно ради любви, да! Как и все дальнейшие невзгоды и трудности только ради этого непонятного разрушительного, сметающего все на своем пути, чувства. Их разлучают на какое то время, а они снова стремятся друг к другу, сбегают через всю страну от людей ее отца, становятся рабами золотого прииска, снова сбегают, попадают в плен, разлучаются и вновь соединяются ценой множества потерь. Я думала увидеть в ней сожаление своего выбора, естественную боль матери, потерявшей троих (!!) детей, усталость от невзгод и тяжелой работы, возможно раскаяние за содеянное, но нет-она была все такой же прекрасной амазонкой безумно желающей своего Тристана и готовой ради него (и его "початка") на все. Киборг какой то, а не женщина, поистине!

В самом начале чтения мне показалось что я читаю о том, в какую *опу можно попасть женщине, у которой все мысли и разум сосредоточенны исключительно между ног, но ближе к середине повествования я начала понимать, что бедный черный парниша попал не меньше принцессы. Выбрал ношу, которая ему была изначально не по плечу. Но удивительно, что в мире, где градация между черными и белыми была столь же огромна, как расстояние между фавелами и дворцами на пляже, у них все получилось. Они стоили друг друга. Так о чем же роман в итоге? О жертвенности на которую способны пойти два страстно любящих друг друга человека. Отречься от всего и вся: от собственных детей, от чести и свободы, о денег и образа жизни, от расы и цвета кожи, только ради любимого человека. Ужасная, ужасная любовь, которая позволяет делить любимого с другими, разрешает заниматься проституцией, с облегчением отпускает своих детей, лишь бы только любимый был рядом!               Читать было интересно, но голова пошла кругом уж очень сильно и некоторые описанные поступки героев пошли резко против моих моральных принципов, за это и снизила балл. Много секса, строго 21+, но читался он гармонично, как и все остальное, благодаря хорошему слогу.

Харуки Мураками "Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий"

Осенняя и зрелая книга, в которой, как в подернутой первым тонким льдом лужице, отражается жизнь отдельно взятого обычного человека. Одна из немногих книг у сенсея, где очень мало мистики, почти нет. Но зато есть много меланхолии, Судьбы, путешествий во внутренний мир и свое подсознание. Повсюду в тексте расставлены ловушки-слова, знаки и подсказки к тем загадкам и вопросам, которые возникали по мере чтения. нужно только внимательно смотреть, уметь думать и чувствовать. А некоторые вещи вообще приходится постигать самому, на них автор не дает прямого и однозначного ответа. Очень многое предстает с двойным дном и смыслом.

Их было пятеро неразлучных друзей со школы: две девушки и три парня. Они много времени проводили вместе, дополняли друг друга и были счастливы и самодостаточны внутри своей "цветовой радуги". У каждого из четверых друзей главного героя фамилия на японском обозначала еще и цвет. Синий, Красный, Белая и Черная-как противоположности мужские и женские. Цвет в этом романе имеет очень большую роль, он предстает перед нами не однажды и не только в фамилиях друзей. И только Цкуру Тадзаки был бесцветный, его имя переводилось как "созидать, создавать", а вместе с этим у него единственного была способность связывать их, и принимать их такими какими они есть, принимать на себя многое, что у других не получалось.

Он был молод счастлив и беззаботен, ровно до того момента, пока один из лучших друзей не "отказал ему от дружбы" за них всех. Просто взял и сказал по телефону, что никто его не хочет больше видеть и что это их общее решение. Удивительный японский характер не позволил ему выяснить все сразу и объясниться с каждым из них лично. Цкуру просто замкнулся и замерз внутри. С того момента прошло целых 16 лет, но давняя обида, незакрытый гештальт не дает ему спокойно жить, мешает создавать отношения, и наводит на мысли о самоубийстве. Он решает выяснить, что же все таки произошло тогда, 16 лет назад, чтобы появилась возможность наконец разобраться и создать свою семью и оставить позади прошлое.

В романе возникает и еще один цвет-Зеленый, Хайдо. Новый друг Цкуру, возникший в его жизни так внезапно, когда ему был нужен кто то, и так же внезапно исчез из нее, оставив за собой флер странной истории в которой впервые появляется термины "потерять цвет" и "видеть" его. Открытые вопросы и возможность додумать сюжетную линию и судьбы персонажей. Путешествия внутри себя, спокойные и размеренные размышления о бытие, о связи прошлого и настоящего, о тайных желаниях и обидах, с которыми можно жить, а можно и ощущать острой спицей внутри. Выгорание человека, как свечки, порой до смерти, по каким то непонятным причинам, когда конфликт между внешней и внутренней стороной жизни одерживает верх. Умение вовремя остановиться, спасая безнадежно утопающего, чтобы суметь спасти хотя бы себя. Много музыки на старой пластинке-основная тема "Годы странствий" Ф.Листа, которая, как и годы странствий героя дает нам возможность поразмышлять о своем прошлом.

Прекрасная книга, в которой есть все, что я люблю у Мураками и за что прихожу к нему снова и снова. Исключительное ментальное удовольствие. Не такая большая и многоуровневая, как "Невестьсотые", не такая сложная для восприятия, как "Кафка на пляже", не такая мистическая, как "Страна Чудес без тормозов", и не такая депрессивная, как "Норвежский лес". В ней больше света, надежды и внутреннего покоя героя, через который мы обретаем свою гармонию. Именно то, что нужно в последние дни уходящей осени.
              Люблю.

Ну, а как у вас в ноябре с книгами? Поговорите со мной об этом!



книги

Previous post Next post
Up