Ровно половину июля я читала одну единственную книгу в 3,5 тыс электронных страниц (авторская полная версия!) и думала, что после нее не смогу прочитать больше ничего. Книга сама по себе была прекрасна и мне даже не хотелось, чтобы она заканчивалась. Она была в противовес моему спокойному отдыху на природе и сбору ягод. Думаю, муж был бы очень удивлен такому выбору жанра, если бы поинтересовался что я читаю :) Но он совсем не спрашивает меня совсем и мы не говорим об этом. А жаль, я бы ему ужасов понарассказала :))
Посидев после окончания эпопеи Апокалипсиса на книжной голодовке я понемногу созрела до смены темы, причем кардинально. Чтобы больше никаких трупов, болезней и трагедий. Только милые домашние и женские темы и семейные переживания. Ну и прочиталось, что сама даже не ожидала, еще пять книг. Почти семейная сага об американских эммигрантах из Индии, история об австралийских невестах, плывущих к женихам в Англию после окончания Второй Мировой войны, небольшая повесть о том, что жить нужно здесь и сейчас, роман о четырех сестрах времени Великой депрессии и новинка от Лианы Мориарти, которая успела стать одной из моих любимых женских авторов современности.
Стивен Кинг "Противостояние"
Эта книга лучшее, что я читала у Кинга. Мне уже есть с чем сравнивать, хотя впереди еще много не читанного у автора. В этом романе соединилось все, что гарантированно может меня увлечь: глобальная мировая катастрофа, напряженный, не провисающий до самого финала, сюжет, много психологии и глубоких характеров, отношений между людьми, и концентрированная мистика, какая только может быть у Кинга. Причем мистика не отвлеченная от жизни, как то всякие там зомби, вампиры, и прочая нечисть-я страсть как этого не люблю. Тут же обыграно вечное противостояние добра и зла на разных площадках. Начиная от человеческой природы, где есть образы яркие с обеих сторон: исключительно светлые люди и люди мрака, порочные и злые по самой сути, с черной, без единого луча, душой. И заканчивая воплощениями Бога и дьявола на обезлюденной постапокалипсисной планете. А есть образы сложные, в которых присутствует и добро и зло одновременно, как ангел и демон за плечами, и не всегда в равных пропорциях. И никогда не знаешь, какая сторона будет довлеть над человеком в определенный момент. Как в притче о двух волках: "побеждает именно тот волк, которого кормишь". И вот это внутреннее противостояние, борьба каждого человека над самим собой, его каждомоментный выбор в ту или иную сторону в обыденной жизни или в экстремальных ситуациях и есть ключевая мысль и смысл романа. А все остальное: эпидемия, смерти, горы трупов, любовные драмы, предательства, два враждующих лагеря-не более чем декорация к главной битве внутри самого себя.
А декорации, между тем, хороши, как никогда у автора! Из секретной американской лаборатории на свободу вырвался совершенно новый вирус, специально созданный людьми. Природа, наверняка, не смогла бы придумать столь ужасного средства уничтожения. От него нет вакцины, ее просто не успели выработать. Он маскируется под обычный грипп, с такими же начальными симптомами, бесконечно мутирует внутри своего ядра, передается воздушно-капельным путем и убивает 99% населения. Один человек может заразить весь город в геометрической прогрессии. У каждого человека он протекает по разному, в зависимости от иммунитета, проходя все стадии заражения или перепрыгивая их. Кто то болеет дольше, а кто то сгорает за день. Но есть счастливчики, которые не болеют вообще, находясь в самом эпицентре заболевания. Они то и станут новыми людьми, которым суждено будет населить планету заново, когда умрет все остальное население.
Это все происходит в течении одного лета. В июне мы последний раз видим планету какой она есть сейчас, а ближе к середине июля все уже будет кончено. Весь мир превратится в гигантское кладбище. Горы трупов будут лежать в опустевших городах повсюду, гнить под палящим солнцем, как признак наступившего Апокалипсиса, к которому никто не оказался готов, несмотря на призывы покаяться. Одомашненные животные, которые служили человеку: кошки, собаки, лошади, коровы-тоже исчезнут, но это будет обнаружено много позже, потому что о них никто не вспомнит в то страшное время. Зато все остальное в мире останется нетронутым: машины, дома, бензин, материальные блага в магазинах, вещи, оружие, и даже продукты в холодильниках останутся целыми покуда работают автоматические электрические станции. Время сотрет их с лица земли, а пока оставшимся в живых надо выбираться из больших городов, пока не произошло заражение воды трупными ядами и не началась другая эпидемия. Всем им, кому повезло обладать супер иммунитетом, снятся похожие сны, в которых черная столетняя женщина Абигайль зовет их к себе в Небраску, и они потихоньку начинают свой путь туда, встречая по дороге других выживших и объединяясь в группы. У них нет проблем с едой и ночлегом, с машинам, бензином и другими средствами передвижения, только отношения между собой, ведь несмотря на мор, страдания и трагедию каждого в прошлом, потерю близких, им все же хочется жить дальше и любить.
Человек-существо стадное и без себе подобных жить не в состоянии. Когда неделю за неделей бредешь в одиночестве по пустым городам, заваленными телами на разной стадии разложения, поневоле начинаешь сходить с ума и мечтать о компании любого человека, только чтобы он был живой. Создается община выживших, которые так же нашли друг друга по снам, занимает опустевший город и наводит там порядок, в первую очередь избавляясь от трупов. Но после того как вроде бы видимое благополучие создано, начинаются новые проблемы. Общество самое разное и от людей можно ожидать чего угодно. Нужно начинать поднимать государственность. Петь гимн своей, некогда великой, страны, принимать Конституцию, устанавливать законы и назначать полицию, чтобы никто не мог бить стекла в магазинах, обижать других людей, буйствовать после излишеств доступного алкоголя. И пусть у них практически коммунизм, построенный на разрушенном мире, где деньги имеют не больше значения, чем резанная бумага, все равно нужно решать бытовые вопросы, организовывать школу, больницу, восстанавливать электричество и решать вопросы с едой, потому, что запасы консервов по подвалам, магазинам и складам скоро подойдут к концу. Им досталось в наследство все, что может остаться материального после человека и самая главная их задача-просто жить, сберечь себя и свой мир.
Но на другом конце страны, на западе, создается совсем другое государство, во главе с Темным человеком, сверхсилой в человеческом обличье, который снами и видениями вызывал к себе тех, кто вскармливал другого волка, и намерен в ближайшее время возглавить господство над миром. На его стороне вся мощь технического прогресса, фанатики, ядерная бомба, ученые и другие, в общем то неплохие люди, просто не услышавшие вовремя глас Матушки Абигайль. Приготовьтесь читать без отрыва, в любую свободную минуту. Великое Противостояние начинается.
Джумпа Лахири "Тезка"
Я не понимаю любителей давать ребенку странные имена. Мне все время кажется, что ребенок потом всю жизнь должен ему соответствовать, чтобы быть достойным. Как минимум- красивым, если имя его длинное и заграничное, типа Мирабеллы или Апполона-реальные имена которыми называли знакомые знакомых. Или стесняться, если он будет один такой среди самых обычных имен. Мучиться с ним, приобрести массу комплексов, как то боязнь знакомиться с людьми и отвечать в школе. А если это имя будет еще не именем, а фамилией какого то далекого и незнакомого писателя из страны где никогда не был и не собирался?
Но обо всем этом, когда называли сына Гоголем, эмигранты из Индии не думали. Его отец очень любил читать и в особенности русских писателей, а томик Гоголя однажды спас ему жизнь. Свои, личные причины, безусловно, достойные уважения, если бы они звали так сына в кругу семьи, например, ласково, как больше никто не мог его назвать. Уверена, мальчик полюбил бы это имя и меньше бурь и смятения гостило в его душе. Когда тебя зовут в честь русского писателя писателя, который к тому же был странным и некрасивым, и умер так неприятно, то поневоле начнешь испытывать отвращение к своему имени. И даже совсем неважно, что он там писал. Гоголь вырос и сменил ненавистное имя, но покоя внутри так и не обрел. Имя оказалось не главной причиной его душевных переживаний и история была не совсем о нем.
Мы ищем себя в этом мире опираясь на множество факторов, и то, как зовут нас-это всего лишь одно из них. Наша национальность, среда, где мы выросли, люди, которые окружают нас, наши близкие-все это накладывает отпечаток на сознание человека и помогает ему обрести самого себя. Тем, кто родился в одном месте, с сильными национальными корнями и обычаями, а вынужден жить и расти в совершенно другой среде-труднее. Особенно, если это второе поколение, с родителями, которые так не похожи на родителей остальных американцев. Дома все не так, как у других, и отношения между родителями иные и мальчик начинает тянуться туда, где ему комфортнее, а потом и вовсе оторвется от корней, выбирая легкость, но надолго ли?
Хорошая, неторопливая книга о сложностях эммиграции, о том, как тяжело привыкать жить на чужбине и как важна связь с собственным народом, зов крови, обычаи и ритуалы своей нации, даже если ты сам не можешь определиться кто ты есть на самом деле. Читала с удовольствием и могу смело рекомендовать любителям подобного семейного жанра.
Ирина Левитес "Зал потерянных шагов"
Небольшая повесть о том, как мы относимся к событиям, которые подкидывает нам жизнь.
У главной героини есть все, о чем она мечтала в свое время: любимый муж, свое дело, стабильный заработок, взрослый и самостоятельный сын. Еще немного поднажать: выплатить кредиты, заплатить за обучение сына, поставить его на ноги и можно пожить для себя, наконец расслабиться в этой жизненной гонке. Она предвкушает все это, ставит себе целью и призом, которые еще немного и будет достигнуть. И тогда уже можно будет позволить стать самой счастливой и наслаждаться покоем. А пока она вынуждена решать текущие проблемы с рыбным производством, усталостью, редкими свиданиями с мужем, наставлять девочку сына по поводу контрацепции. Жизнь кипит и некогда просто выспаться.
Но вот в один из таких дней на героиню обрушивается новость, которой она не ждала. Она беременна. Сыну почти 20 и после второго аборта они оставили попытки родить еще ребенка. Новость оказалась для нее как гром среди ясного неба и угрожает ее создавшемуся благополучию и привычному жизненному укладу. Не сказав мужу ни слова она готовится идти на аборт на сроке в 20 недель. Как только я поняла ее намерение, меня героиня сразу взбесила и практически до конца истории я не могла избавиться от этого чувства. Молодая, здоровая, замужняя, сын взрослый-живи да радуйся младенчику, так нет-она все хочет отдохнуть...
В целом неплохая повесть о кризисе среднего возраста и о том, что наша жизнь не зал ожидания, где ждешь какого то будущего, чтобы пожить, наконец. Надо быть и жить всегда здесь и сейчас-то, чего я постоянно желаю себе и каждому. Единственно, как мне показалась, повесть несколько сыровата, слова героини по отношению к себе и к девушке сына в одной и той же ситуации различны и конец скомкан. Но, видимо, автору виднее.
Джоджо Мойес "Корабль невест"
Очень часто натыкаюсь на хвалебные отзывы книгам Джоджо Мойес. Думаю, а вдруг что то большое и прекрасное проходит мимо меня? Надо бы взять познакомиться. Выбрала наибольшее, что заинтересовало: большой корабль, невесты, плывущие через половину земного шара, из Австралии в Англию, к молодым мужьям, время действия-конец Второй Мировой войны. Вроде такое женское, и про любовь, и что то необычно-экстремальное. Начало увлекло, но ближе к середине я стала откровенно скучать. Основных героинь было сначала четверо, а потом трое, и ни одна не вызвала явную симпатию. Снобка Эвис, беременная крестьянка Мэгги, замкнутая медсестра Фрэнсис и Джин, 16-ти летнее дитя без мозгов. Мэгги понравилась чуть больше остальных, Френсис казалась слишком сухой, а с Эвис я вообще недоумевала-когда же она проявит себя хоть чуточку, иначе зачем было столько читать про нее, зачем ее делали центральным персонажем. Ну дождалась, да. Ближе к концу.
Не знаю,чего я ждала от книги, но удовольствия я не получила, как думала. Наверное мне хотелось больше накала, страстей, каких то женских подлянок, дружбы, больше персонажей, жизненных ситуаций. Полный корабль женщин и на борту почти ничего не происходит. Если происходит, то подано как то сухо и невыразительно. Совсем не описаны бытовые проблемы помимо духоты, отсутствия одиночества и ограниченного количества воды, да и то это как то вскольз было упомянуто. Совсем мало про отношения с мужьями, историй любви. А ведь у каждой из них есть что то свое, не все же едут на другой континент ради приключений и перемен. Ну обрисовали бы побольше девушек-не может же быть так, чтобы при таком количестве людей они ходили вчетвером, при том, что одна хранила тайну и сторонилась всех, а вторая вообще смотрела на всех свысока. Я на нее возлагала надежды, что она хоть как то проявит характер и оживит историю, но увы.
История любви морпеха и героини почему то не тронула. Слишком вяло и невыразительно она развивалась. Сама книга неоправданно затянута, на мой взгляд. Треть можно было убрать или ужать это точно. Удивил факт сброса военных самолетов в воду-неужели они совсем не могли пригодиться? Переплавить, переделать под гражданское, да просто оставить как музейные экспонаты. Не поняла. Момент с собакой тоже убил-столько мучить бедное животное, заставить сидеть в каюте, чтобы потом тупо прибить несчастным случаем? И то,ч то собака сидела молча и не подавала голос и не бегала-тоже удивляет. Она делала только то, что удобно автору по сюжету-иначе и не подумаешь. А надоела-уберем для драматичности пущей! Столько хороших отзывов на эту книгу, что мне прям даже неловко перед поклонниками. Наверное это просто я взрослая и циничная, которую уже мало чем можно прошибить.
Колин Маккалоу "Горькая радость"
Я чуть было не отложила эту книгу в долгий ящик. Начиналась она долго, я вчитывалась медленно и даже как то нехотя, потому что мой ритм и читательские желания и настрой не совпадали никак с романом. Я расставалась с ним на полмесяца и уже хотела бросить совсем, но после перерыва она у меня внезапно пошла, да очень хорошо. Из двух звездочек, которые я хотела поставить ей авансом за свое нежелание читать она промелькнула мимо трех и вышла на уверенное "хорошая книга"! Просто надо было соизмерять сиюминутное желание с темой чтения, а книга тут не виновата. Да, не "Поющие в терновнике", хоть и тот же автор, но кто знает, как бы я оценила ее, прочитав впервые сейчас? Помнится, мне и в детстве было скучно читать про дочь Мэгги и ее отношения с Ливнем, и любила я только линию Ральфа и Мэгги. В этой книге тоже я не прониклась всеми героями, но были любимчики, которые и вытянули роман в моих глазах.
Четыре сводные сестры, две пары близнецов, подружки с самого детства. Должны быть похожими, но на самом деле абсолютно разные как внешне, так и по характеру. Объединяет их общий отец пастор Латимер и взаимная любовь друг к другу, готовность всегда прийти на помощь. Время действия-Австралия до начала и в период Великой депрессии конца 20-х-начала 30-х годов. В самом начале мы видим девушек только только вышедших из семейного гнезда. Их ждет одна дорога-сиделками и медсестрами в госпитале. Учиться на врача в то время женщине было не реально.
Какое то время я наблюдала раскрытия характеров девушек и недоумевала, а где же оно, то самое? Чувство, которое просто обязано посетить молодых свободных и красивых героинь? Где эти мужчины, которые покорят их сердце. Как то слишком долго ничего не происходило и я даже расстроилась. Какие бы ни были яркие и разные главные героини, все равно хочется интриги и мужских характеров, которые их укротят. Первого впечатляющего персонажа я дождалась ближе к середине книги и не разочаровалась. Автор полностью удовлетворила мое любопытство предприимчивым, энергичным, надменным и закомплексованным Чарльзом. Я с удовольствием следила за их отношениями с Китти, хотя, порой, не оправдывала их поступков.
Из всех героинь, пожалуй, Китти получилась наиболее ярче. Грейс я симпатизировала за перемену в характере, когда она изменилась так сильно и стала совсем другой, после перемен в ее жизни. Эдда, единственная из всех, сумевшая достичь своей профессиональной цели и стать врачом, мне тоже симпатична. Надеюсь, что ее непростой брак с человеком не той сексуальной ориентации все таки сумеет перерасти в обычный, ведь просто карьерой женское счастье не сложится. Самая благоразумная и прагматичная из всех сестренок-Тафтс, но ее жизнь и характер так и остался в тени ее сестер для меня. Но именно из таких женщин как она и выходят самые надежные спутницы жизни.
Любая радость имеет привкус горечи, потому что всегда будет что то, что омрачает это чувство. Иногда ты получаешь желаемое слишком поздно или рано, не ценишь то, что имеешь и понимаешь это, лишь потеряв. Иной раз приходится чем то жертвовать ради обретения желаемого и вкус такой радости всегда будет отдавать горечью потери от представления того, что могло бы быть.
Лиана Мориарти "Последняя любовь гипнотизера"
На удивление и эта книга Мориарти для меня оказалась отличной! Хотя я готовилась к более спокойному отношению по ходу повествования. А оказалась многими моментами близкой, а темы гипноза и самогипноза вообще читались с интересом и побудили поискать что то побольше на эту тему. Название, конечно, вводит в заблуждение и какое то громкое. Нет здесь гипнотизера, какой представляется сразу же. (Лично я вообще "видела" Хью Джекмана в его одноименной роли :)) Есть гипнотерапевт, женщина. "Последняя любовь"-что то сразу такое трагичное в этом сочетании, а трагичности нет. Есть просто чувства взрослых людей, у которых уже есть определенный жизненный опыт и часть жизни с кем то другим, потеря любимого человека, разочарования в партнерах, одиночество. Я про подобные отношения люблю читать больше, чем про первую любовь, наверное потому, что сама уже в таком возрасте и мыслей по поводу любой ситуации гораздо больше и насущнее.
Собственно из всего вышеперечисленного составляющего с талантом автора уже можно написать историю, но она решила добавить героев. Получился любовный треугольник: он, она и его бывшая, Саксия. А может даже и четырехугольник, с призраком погибшей жены Патрика, которая незримо все время находилась рядом. И с бывшей не все так просто. Она его преследует. В течении трех лет, которые прошли с момента их расставания, она буквально ходит за ним по пятам, пишет письма, звонит, следит и считает себя частью его семьи, мачехой его сына. Вроде бы с первого взгляда просто ненормальная женщина, даже забавно. А почитаешь ее рассуждения и становится грустно и жалко ее. Ей слегка за 40, она одинокая, друзей растеряла в своей одержимой страсти к бывшему, мама умерла. Его семья, друзья, сын и были ее семьей. Она жила ими, любила каждого из них, но в один момент ее просто вычеркнули из их жизни и снова оставили одну. Обида, непонимание, неприятие, страх одиночества заполонили ее и в тот момент только одно давало ей покой и чувство защищенности-такое вот косвенное участие в жизни бывшего, хоть чуточку, одним глазком, но знать, как у него дела, чем он живет. Пока не познакомился с гипнотезершей Элен.
Что мне еще нравится у Мориарти- она хорошо описывает дружеские чувства женщины к женщине, симпатию и восхищение другой. У других авторов я крайне редко встречаю этот момент. А ведь он есть и не только в юности, когда впечатляешься кем то больше всего. Так и здесь. Саксии искренне понравилась Элен, несмотря на то, что казалось бы она увела у нее любимого человека. Она могла бы даже с ней стать подругами. Она ходит к ней анонимно на гипнотерапию и таким образом в курсе всех перемен в их жизни, порой даже раньше Патрика. Грустная, запутанная ситуация, которая всем мешает, но из которой нет никаких способов выбраться. Элен поначалу чувствует любопытство к этой странной женщины, но когда она зашла слишком далеко в их личное пространство, тоже начинает волноваться, как будто помимо этого ей было мало проблем в отношениях с любимым. Он постоянно вспоминает бывшую жену, как идеал всего и как с таким справиться? Мертвые идеальны, у них нет ни ошибок ни недостатков. И нет способов понять, кого же из них он любит больше, если только... не загипнотизировать его.
Я ждала развития темы гипноза с самого начала и не разочаровалась :) Этично ли копаться в мозгу любимого человека, когда он ждет от тебя лишь расслабляющего сеанса перед сном, пусть и с благими намерениями? Можно ли внушить другому под гипнозом чувства, которые он не испытывает? Допустимо ли использовать свои способности и знания в личных целях если они касаются пациентов напрямую? И чем же тогда она отличается от Саксии в своем желании досконально знать о жизни любимого человека? Плюс хорошо описываются страхи и загоны беременной женщины, боязнь новых отношений, опасение, что она не будет хорошей матерью, взаимоотношения с отцом, которого она узнала лишь во взрослом возрасте. Мне понравилось!
Ну а теперь традиционный вопрос: что читали вы в этом месяце хорошего или не очень?