Книгоянварь

Feb 02, 2015 18:05

              Январь в книгах для меня был необыкновенно удачным! Прочитано было аж 10 книг, что для моего темпа чтения много, как я уже убедилась. Среди них всего одна на
, 3 книги на
и целых 6 книг на
! Две книги были необыкновенно атмосферными, причем кардинально разными: одна погружала в нечеловеческих холод, а вторая ласкала греческим солнцем. Три книги были посвящены человеческим отношениям, две-от маститых мэтров литературного жанра, один женский роман, который тем не менее, лег очень даже хорошо, и одна медицинская книга, которую я бы рекомендовала прочитать всем. И лишь один остросюжетный детектив оставил равнодушной, что еще раз доказывает, что этому жанру, чтобы меня удивить, нужно очень хорошо постараться. Так же в этом месяце были прочитаны три книги из пяти, которые я взяла на годовом флешмобе.
             Это так здорово-снова много читать!За всей этой суетой я и забыла, какое это удовольствие-хорошая книга! Особенно радует, что попадаются именно те книги, которые отзываются мне. Хорошую интересную книгу читать гораздо приятней средней, или когда текст не под настроение.


              Майк Маршалл "Соломенные люди"

Польстилась на описания и отзывы, но увы-все мимо меня. Совершенно не впечатлила основная мысль романа, много ненужных подробностей, несущественных деталей, описаний. Слишком много преступлений, подробнейшим образом описанных, настолько,ч то я долгое время затруднялась, за которое из них следуют зацепиться. Вот зачем, скажите, пожалуйста, в самом начале нам подробнейшим образом, с именами и местом работы, краткой предысторией почти каждой из жертв, нам описали бойню в Макдональдсе ? А потом просто про нее забыли, чтобы вставить только в конце книги.
              А замах то был неплохой. Автор создал теорию, что все зло мира, причина терроризма и желания убивать происходит из генетики, мутации вируса. Возможно, конечно, одной книги для этого мало, но следующие я читать точно не буду. Эту то едва домучила, читая в итоге по диагонали, чтобы только узнать, ради чего все это было?
              В книге две параллельные истории, которые пересекаются в третьей части и объединяются в одну. В первой у главного героя умирают в автокатастрофе родители, а потом, сидя на кресле отца в его доме, он находит книгу с запиской "Мы не умерли" и начинает собственное расследование вместе с другом. Во второй истории по всей стране пропадают 14-16 летние девочки, а потом их родителям приносят свитер жертвы с вышитым ее волосами именем. Два агента ФБР, у одного из которых есть самый что ни на есть личный интерес, расследуют это дело, но зацепиться практически не за что. Внезапно в обоих расследованиях всплывает фраза "Соломенные люди" и они объединяются в одну.
              Возможно это просто не мой автор, или я слишком глупа для разгадывания таких маштабных злодеяний, но мне было скучно читать. Мало динамики, много ненужной, как мне показалось, информации. Да и вообще-не люблю я такую бессмысленную, ничем не объяснимую жестокость, с которой преступники убивали и истязали своих жертв. Перестрелка в начале со множеством подробностей, убийства по всей стране, издевательства над девочкой, а "зверинец" в финале?- Просто "фу"!
              Во всем должна быть хоть какая то подоплека-материальная ли, месть, какие либо сложные конструкции, чтобы скрыть другое преступление и т. п., а объяснение "за идею"-это, извините, психическое отклонение в мозгу. Я психов не люблю и копаться в их внутреннем мире, пытаясь понять первопричины поступков не желаю.

Марина Аромштам "Жена декабриста"

Воистину, женская душа-потемки, даже для себя самой. А в Асином случае, я бы сказала-особенно для себя самой. Странная девушка эта Ася. Осуждает бабушку, за то, что отказалась от любимого во времена репрессий, осуждает маму, что не поехала за отцом в Сибирь. Она, Ася, лелеет в душе мысль, что она-то особенная и никогда не станет такой, как мама и бабушка, не допустит, чтобы ее душа зачерствела, и бытовые потребности вышли на передний план. Она восхищается женами декабристов, которые за любимым-хоть на край света, в холод и зной, лишь бы рядом. Подвига хочет ее душа, возвышенности. До такой степени хочет, что не узнала его, обернувшегося простой любовью, бабским счастьем с мальчиком, который тебя на руках носить будет.
             Любовь-это слишком мелко. Хочется быть нужной, чтобы тебя ценили и считали "боевой подругой", соратницей в непростом деле. Хочется спасти заблудшего и одинокого, которому и так непросто. Пусть даже, а может и вопреки, своему женскому счастью. Выйдя замуж за другого. За гения и революционера. Отречься от себя и таким образом покрыть весь грех своих мамы и бабушки, отработать за них, чтобы о ней ее дети говорили по другому. Только вот душа то- болит. И ноет, протяжно, как северный олень в детских письмах ее отца, не забывая забыть своего Сереженьку. И никакое сознавание выполненного долга, оказывается, не может помочь ее заглушить. И кто его вообще выдумал, долг этот, и зачем?
             Непонятная книга, не близкая в этом времени. Ее трудно понять тем, кто вплотную не соприкоснулся с тем страшным временем-репрессий, а потом жил во времена застоя, когда из-под-полы, на фотографической бумаге, перепечатывались и передавались в коробках из-под конфет запрещенные книжки. Главная героиня мне не понравилась, скажу честно. Я не поняла ее метаний и терзаний. Но зато мне понравился ее мальчик. И Север ее отца с буднями эскимосов. И история бабушки, которая спасала своих детей, ценой своей любви.

Стефан Цвейг "Фантастическая ночь"

«Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.»
             Я никогда не устану признаваться в любви к творчеству Цвейга. Он бесконечно музыкален, каждой своей фразой. новеллой, повестью он каждый раз пишет новую музыку, смело меняя направления и темпы в течении одного романа, делая открытия, залезая и освещая словом самые темные и дальние уголки души, помогая понять самого себя.
             Вот живет себе человек спокойно и ровно, благополучно и праздно и живет. Может себе позволить. Скупает антиквариат, встречается с женщинами, ездит на прогулки, ходит на танцы, обеды, общается с людьми, и никто не знает, что он уже почти мертв внутри. Не от какой то боли или разочарования, а от пресыщения, от вседоступности и избытка благ вокруг: любви, женщин, денег на любые его капризы, яств на столах, людей, называющих себя его друзьями. Все ему надоело, все не мило, не радует, не трогает души. И настало у него такое равнодушие к жизни, ее проявлениям, которое появляется у богатых и благополучных людей.
             Тут ему бы сказал любой христианин, что это все лечится только одним-воздержанием и постом, самоограничением во всех сферах жизни, но в благополучной Вене того времени ему никто не мог посоветовать этого, наш герой просто не мог даже оказаться там, где ему бы помогли, или просто не воспринял бы в тот момент. Нужен был толчок изнутри, чтобы душа сама потянулась к свету, к исцелению.

До того самого момента, пока его утомленный однообразием внутренний мир не был пленен любопытством, искоркой интереса, возможно впервые за долгое время. Смех женщины-наглый и дерзкий, ее голос и образ в голове, так несоответствующий реальности, заставили обратить внимание, раскачав тем самым его лодку до края. И началась самая длинная, самая темная, самая странная в своей фантасмагоричности ночь в его жизни.
             Ночь, когда срываются маски с каждого, когда слой за слоем обнажается, перерождаясь и упиваясь болью, замерзшая душа, а сердце покрывается кровью любви и жалости. Ночь, когда приходит истина и понятие "отдавать себя" становится гораздо важнее того, что он привык делать в пресыщенном потреблении. Именно тогда, на границе добра и зла, стыда и чести, лжи и истины- происходит прозрение. И речь в этой новелле совсем не о плотской любви любви мужчины и женщины, как я сначала полагала.
             Маэстро, как я могла забыть, насколько вы восхитительны?

Дэн Симмонс "Террор"

Я нашла свою идеальную книгу для зимы! Чтобы пережить это самое нелюбимое время года, когда я все время мерзну, едва только градусник опустится ниже 15 градусов по Цельсию. Читая этот роман, где от каждой страницы несет таким могильным холодом и ужасом, что замерзает дыхание и обжигает пальцы уже на первой минуте, я начала понимать, что я до этого ничего не знала о холоде! Оказывается, наши зимы очень даже хороши и вообще нам не на что жаловаться.
             А все то, что описывается в книге-невозможно представить, как это все можно вынести человеку? Да еще и в течении такого количества времени?-3 года, почти 1095 дней во льдах, на скудном питании, при температуре ниже человеческой выносливости, без элементарных удобств, возможности помыться, побыть с женщиной, остаться наедине, когда полярные ночи бывают, длятся до полугода. Вдобавок к этому-будто издеваясь, а сколько же еще может вынести человек?- вокруг корабля бродит какое то страшное чудовище, которое способно откусить человеку зараз половину тела. И да не отпугнет вас эта мистика, к которой я сама довольно скептически отнеслась сначала, поскольку она будет иметь вполне разумное объяснение в самом конце.


             Два британских корабля: флагманский "Эребус" и "Террор", специально оснащенные для плавания во льдах, под предводительством генерала Франклина, а номинально, капитанов кораблей Фитцджеймса и Крозье, в 1845 году выходят на север в поисках морского пути, который свяжет Атлантику с Тихим океаном. Но, из за самонадеянности предводителя, или по воле Господа, что то пошло не так и оба корабля, со 129 членами экипажа на борту, оказались намертво затерты во льдах, неподалеку от острова Кинг Уильям, где им и предстояло провести три кошмарных года.
             С методичной дотошностью автор слово за слово погружает нас своим натурализмом в этот безмолвный ледяной мир, где вместо света лишь одна надежда, да и та уже на последнем издыхании. Вьюга ломает матчи, скрипит досками, выламывает листы железа, которыми обшит корабль. Холод проникает во все клеточки тела, охватывает мгновенно, отмораживает нос, пальцы рук, ноги. Если взяться голыми руками за оружие-может сорваться полоска кожи, ведь температура ниже 70 градусов по Цельсию. Такое вообще возможно? Неужели при такой температуре еще есть жизнь? И какими должны быть люди, чтобы добровольно идти на все это?

Действительно, характеры в романе проработаны более чем качественно. Каждая глава написана от имени какого либо персонажа, но от первого лица мы имеем возможность слышать только судового анатома, в последствии, ставшего единственным лекарем на кораблях, доктора Гудсера, который ведет судовой дневник. Каждый из основных членов команды яркий и запоминающийся и очень хочет жить, остаться в живых, любой ценой. Вы будете переживать за каждого из них, особенно в финале. даже за самых отъявленных негодяев, чтобы им досталось по полной! И, как бы вы не хотели, бросить книгу вам не удастся! Вы будете к ней прикованы даже в ущерб всему остальному.

Любая, даже самая незначительная вначале, деталь повествования, благодаря гигантской работе автора по изучению материала, описана очень подробно и достоверно. Устройство кораблей, глубина и толщина льда, местоположение до десятых долей градуса. Особенно скрупулезно описан провиант, который был взят с собой на кораблях. С самого начала я еще подумала, что хоть голодная смерть им не грозит, с такими запасами. На бортах был трехлетний запас провизии и немного сверху, включая спиртное, шоколад и противоцинготный лимонный сок, и по идее они должны были продержаться до прихода спасительной экспедиции, если бы не вмешалось провидение. Консервы были закуплены по слишком дешевой цене, и оказались сделанными наспех. Некачественная пайка и консервация дала возможности развиться бациллам ботулизма и попаданию внутрь еды свинца из грубых швов банок. Больше половины еды просто пропало.
             Вообще в этой экспедиции было столько роковых случайностей, которые капали и перевешивали чашу весов Форуны не в сторону кораблей. Начиная с самонадеянности и невежества капитана экспедиции Франклина, выбравшего не тот водный маршрут, заканчивая ошибкой уже Крозье, когда он не послушал старого лоцмана Бридженса в отношении книг, да и в выборе санного пути. А при инциденте с эскимосами я чуть не разрыдалась от отчаяния, ведь спасение было так близко! И можно было с самого начала объединить два корабля, бросив поврежденный "Эребус", и тогда было бы вдвое больше драгоценного угля, а это значит, можно было бы продержаться на корабле подольше, может быть и до спасательных экспедиций... Сколько было возможностей, если бы выбрали хоть один путь!

Темп романа нарастает с сюжетом. Если вначале читается медленно, ум привыкает к морским терминам, воссоздает обстановку, запоминает имена, то ближе к середине уже четкое восприятие того, что ты пропал. Потерялся вместе с двумя кораблями во льдах, и вместе с ними пытаешься выжить, поднять дух экипажа, убегаешь от чудовища по палубе или в кошмарном цветном лабиринте, любуешься северным сиянием и ищешь очертания корабля в полумраке. А уж ближе к финалу романа занесет так, что уж и сам не рад будешь! Время понесется очень быстро, и в каждую свободную минуту, даже не читая, в голове, будешь искать момент вернуться к ним, во льды. Тянуть с ними лодки по льду в надежде встретить открытую воду, обжигаться и звать товарищей на исходе сил, понимая, что тебя оставили умирать. Закрывая глаза, будет мерещиться вереница усталых истощенных людей,мужественно тянувших поклажу только благодаря своей неистощимой духовной силе. Выжить любой ценой.
             Шикарная книга, хотя слишком впечатлительным натурам я бы ее не советовала: будут сцены каннибализма. Одна из книг года по атмосфере, погружению, силе воздействия и ощущениям после. Не зря я скачивала ее раз пять в разное время, прежде чем подступиться. Занесла в любимые и обязательно куплю в бумаге ее переиздание, чтоб была.



Джейми Форд "Отель на перекрестке радости и горечи"

Очень нежная, красивая, вся пронизанная тонкой грустью и музыкой "бродячих котят", история любви длинною в жизнь. История потерь и расставаний с любимыми людьми. История характера, который даже в 13 лет умеет быть мужчиной, верным своему выбору, пусть даже против него почти весь окружающий его мир и самые близкие люди.
             Генри 12 лет, и он китаец в Америке 1942 года. Вовсю идет Вторая Мировая, и японцы для китайцев являются самыми злейшими врагами, пусть это даже они уже и эмигранты- американцы второго поколения, не знающие ни слова по японски. Да и китайцам в то время не сладко-их все время путают с японцами, которых никто не любит, и поэтому, в целях безопасности, стоит носить опознавательный значок: "Я-китаец". А уж подростку, особенно если он единственный цветной в белой школе, вообще нет житья. А дома отец, воспитанный в традиционной китайской семье, требует, чтобы сын разговаривал только по английски, поскольку желает дать ему самое лучшее американское образование.
             Но однажды, в столь ненавистной Генри школе, появляется девочка. Она похожа на него, тоже цветная, только японка. И начинается невероятная история дружбы и уважения, которую, несмотря на войну и предрассудки того времени, Генри пронесет в своей душе всю жизнь, четыре долгих десятилетия, наполненных жизнью с любимой женой и сыном.

Роман очень мелодичен, сквозной нитью через все главы идет джаз его темнокожего взрослого друга и его ансамбля. Редкая, практически несуществовавшая, пластинка Оскара Холдена, которых было две и обе оказались утеряны, как считалось- навсегда. Очень хорошо раскрыты характеры и отношения персонажей: сильный властный отец-и не менее сильный характером сын; становление подростка в квартале, где все против него; отношения с матерью и уважение главы семьи, пусть даже он уже много лет парализован; сближение Генри с подросшим сыном; уход за женой, преданность и тоска по ней; мудрость взрослого поколения японцев-родителей Кейко.
             История поколения того времени и взаимоотношения стран-соседей, так похожих друг на друга внешне и языком, и в то же время таких разных, показанная через дружбу молодых людей, и отношение к ней окружающих. А отель "Панама" здесь как символ постоянства, которому неподвластны годы и события. Он молча и бережно хранит свою часть истории, которую ему доверили и соединяет судьбы.

Арчибалд Кронин "Замок Броуди"

Ах, какая же это замечательная книга для такого малоэмоционального в обычной жизни человека, как я! Вот именно ее и надо было мне давать по запросу: "Книга, вызывающая сильные эмоции". В самом деле, давно я не встречала такой россыпи характеров, поступков и сюжета, чтобы хотелось одновременно и пристукнуть чем-нибудь тяжелым,желательно насмерть , и встряхнуть за плечи, чтобы человек очнулся, и просто заорать : "Да беги ж отсюда быстрей, сверкая пятками!". Давно я так при чтении не сжимала руки от гнева, а ближе к финалу ждала с какой то освобождающей обреченностью развязки и даже желала ее, догадываясь, чем кончится. Мне встретился настоящий паноптикум моральных уродов, которые не понимают своей ущербности и живут вполне даже благополучно в своем мирке, не подозревая о том, что весь остальной мир так разительно от них отличается.

Дом на окраине города, похожий на безобразную крепость в миниатюре, столь же нелепый в своем китче и отвратительный, как и его хозяин, придумавший его с чертежа. У дома толстые стены и совсем нет зелени в саду, только медная старая пушка украшает двор, как угроза всяк входящему и живущему внутри. У замка есть свой дракон, или лучше будет сказать, вампир, выпивающий все соки и радость из тех, кому не посчастливилось быть с ним в родстве. Это сам Джеймс Броуди. Великий и Ужасный, гордый и тщеславный, знающий себе цену, и понимающий, что все остальные недостойны даже лизать пыль с его ботинок. Он не отличается особым умом, зато силы и здоровья в нем на четверых. Больше всего на свете он мечтает, чтобы его боялись, завидовали ему, восхищались и говорили о нем с придыханием, в превосходительной степени.

Как и у любого короля, у него есть своя свита, которая его "делает". Бессловесная жена Маргарет, старая калоша, годившаяся разве только для того, чтобы обслуживать его минута в минуту, смотреть в рот и бояться, заставляя детей делать то же самое. Ей вменяется в обязанность кормить его вкусно, ужимаясь во всем, и пытаясь уложиться в те деньги, которые он ей дает, издеваясь, с каждым днем все меньше и меньше. Женщина-прирожденная жертва, покорная и послушная его воле, не имеющая никакой возможности даже подумать что то против, не то, что сделать. Идеальная иллюстрация к фразе: "Если вы будете экономить на себе, то все остальные будут экономить на вас". Пособие к тому, как не надо жить.
              Взрослый сын Мэт, его разочарование и отвращение. Дурные гены матери-идиотки. Совершенно бесхарактерный, слюнтяй, не похожий на него самого, трус и разгильдяй. Если бы Броуди взял себе за труд получше присмотреться к его характеру, то он бы увидел в нем свое отражение в миниатюре, которое при соответствующих условиях, может разрастись до таких же масштабов. То же тщеславие, гордыню, желание быть в центре внимания, несмотря на то, что он совершенно ничего из себя не представляет.
             Младшая дочь Нэсси, которая еще слишком мала, чтобы понимать, что у них в семье что то не в порядке. Любимая кобылка Броуди, которую он с завидным честолюбием готовит на выставку достижений. Лучше бы он с таким упорством и целеустремленностью работал.
             Старуха-мать Броуди, которой лишь бы поесть повкусней, а кто в семье главный и что там творится- это уже неважно.
              И, наконец,-в семье не без урода!- старшая дочь Мэри. Единственная, кто посмела восстать и ослушаться Хозяина. Выцарапавшая себе свободу такой дорогой ценой. Ушедшая избитая и раздетая, накануне родов, в самую страшную грозовую ночь, под крики матери "Я не виновата, это она сама!". Сумевшая стать счастливой, несмотря ни на что.

Всю книгу я ждала, надеялась, мечтала, чтобы кто нибудь или что нибудь, щелкнуло его как следует, чтоб спала эта спесь и нелепая гордыня, чтобы глас Божий раздался с небес и покарал его, ну хоть как то, чьими бы то ни было руками! Я благодарила эту пустышку Нэнси, сумевшую дать понять ему, что не все люди желают стать его эмоциональной пищей и конкуренцию, которая смогла выбить камень из основания его гордыни. Падение Броуди со своей вершины было моим огромным удовольствием, только жаль, что оно ничем не помогло тех, кто был рядом с ним. Более того, оно окончательно довершило их судьбы, потому что чем выше Броуди себя ставил, тем больнее падать, а падая, такой человек прихватит с собой и всех остальных, обязательно. И еще добавит и наступит сверху, забив последний гвоздь в могилу.

Потрясающая, сильная книга. Изумительно выписанные характеры и персонажи. Они живые и яркие, как и их мысли и поступки. Читается одним махом, засасывая в себя и не отпуская ни на минуту. Столь же легко и изящно, сколь отвратительно то, что в ней происходит. Не дай Бог вам узнать в ком то из персонажей-с обоих сторон!- свои черты или черты кого либо из знакомых и близких.

Маша Царева "Жизнь на каблуках"

Я люблю Машу Цареву со времен ее Саши Кашеваровой. Конечно, подряд и много ее читать невозможно (ну если только у вас глубокая депрессия), но изредка, в качестве перерывов между серьезными и большими книгами очень даже ничего! Ее книги легкие, современные, с налетом гламурности и показывают разницу между обычными людьми и "другими". Теми, кто пестует анорексию, ходит московскими ночами в клубы, спит с богатыми мужчинами, отдает бешеные деньги за элитные вещи и косметику, делает себе операции по удлинению ног, впрыскивает силикон в губы, пытается стать манекенщицей или певицей, зарабатывает стриптизом и живет в высотках в центре города. Или пытается быть такой.
             Героиня этой книги, Варя, не слишком удачная танцовщица кордебалета из провинции, да и возраст уже "за двадцать". Тем не менее она решает поехать покорять Москву с 50 долларами в кармане, которые у нее утащили в первом же переходе в метро. Она полна энергии и мечтает стать знаменитой и богатой честным путем. А может быть еще встретить и прекрасного обеспеченного принца и выйти замуж. Но первая же попытка Вари устроиться на работу в стрип клуб окончилась побегом на каблуках по пожарной лестнице в краденой шубе и топлесс под ней, но Варя не расстраивается. Судьба подбрасывает ей счастливый билетик в виде третьесортного певца Вилли Федоркина, который берет ее на подтанцовку. Жизнь налаживается и Москва сияет нашей героине яркими гранями, до тех пор, пока на сцене ее жизни не появляется самый настоящий Сказочный Принц. Принц богат и красив, а так же влюблен в Варю так, как не любил никого до нее. Только вот незадача: он бабник, самый настоящий, который имеет обыкновение пропадать в самый не подходящий момент.
             Книга не претендует на интеллектуальность, совсем нет. Это обычная девчачья история с розовыми соплями, шоколадом, слезами и курьезными ситуациями. С женской ревностью, дружбой, совместными выпивками и жалобами на мужчин, сломанными каблуками и стервозными характерами. Но в то же время, есть в этой истории, как и во всех книгах автора, какая то человечность и оптимизм, которые помогают отвлечься от привычного и просто посмотреть, как бывает у других, в иной жизни и обстоятельствах.

Грэм Джойс "Дом утраченных грез"

Маленький греческий островок, на котором обалденной красоты закаты, свежий козий сыр и горько-терпкие сморщенные маслины. А еще пьянительный запах разнотравия, разносящийся сухим горячим воздухом, плеск ночного моря за бортом маленькой лодки у берега, медлительные выжидающие скорпионы и змеи с немигающими глазами в сухой траве.
             Сонная расслабленная деревушка, где все друг друга знают, и навеки связаны одной тайной, не из за страха, а потому что так надо, они вместе. Маленькая церковь Пречистой Девы на горе, где практически никого не бывает, кроме странного отшельника, стоящего и смотрящего часами в одну точку. Старинное кладбище, умиротворенное призрачной красотой смерти и строгий глаз архангела Михаила со старинной фрески. Маленький домик у моря, который назвали Дом Утраченных Грез, где нет ни воды, ни туалета, ни электричества, а то что есть, перевешивает все бытовые неудобства-вид на море, где каждый вечер показывают всю красоту цветовой палитры которую только может постигнуть человеческий глаз.

Остров хранит в себе много тайн и легенд, открывающиеся лишь тем, кто готов слушать и понимать. Он говорит с людьми разными способами: посредством голоса в голове, греческим танцем кхеф, символами и явлением духов. По дороге могут встретиться злые монахи с лицом святого Михаила и металлическими ботинками, а может и горящий человек, или светловолосая женщина, Ева. И каждая из встреч будет иметь свое значение для путника. Древние мифы о говорящей голове и пещера с запахом влагалища, дарующая невероятное наслаждение тому, кто окунется в ее сероводородные воды. Остров, исполняющий все желания, только будьте очень осторожны с их формулировкой!

В такой идеальный райский уголок для влюбленных приезжает поселиться молодая семейная пара Майк и Ким. Они молоды, любят друг друга, полны надежд и радостей, совершенно не подозревая, что этот остров вывернет их наизнанку, пронесет через круги персонального ада, измучает и очистит души священным огнем. Они наслаждаются временем вместе до тех пор, пока к ним не присоединяется ее подруга, а после-ее муж. Сколько видов отношений может быть у четырех друзей, если разглядывать их со всех сторон? Оказывается, целых 16, если не рассматривать треугольники. Но на этом острове треугольник будет очень даже острым. И, чтобы вернуть самого себя и супругу, Майку придется победить в себе Змея, пройти по тропе Духов и посмотреть в глаза собственному страху. Помогает ему очень даже непростой пастух Манусос, взявший на себя покровительство этой симпатичной ему паре англичан, осмелившихся поселиться в Доме Утраченных Грез.

Замечательная оказалась книжка, я даже не ожидала такого удовольствия! Думала, что это будет просто обычный детектив, а история получилась такая яркая, многослойная, наполненная множествами смыслов и отсылок, причем каждая из них воздействует на сознание так легко и бережно, как обнимает обнаженные плечи ветерок с моря в летний полдень. Очень чувственная и атмосферная книга, из тех, в которой живешь, а не читаешь, обоняя и осязая каждую деталь. После этой книги очень-очень хочется на греческий остров....

Марина Степнова "Безбожный переулок"

Сразу скажу, что поставила высшую оценку только тексту: тем приемам, которыми автор играет с читателями, оперирует, вставляя повсюду фразочки, бывшие у всех на устах, будто мысли по поводу, литературные цитаты, оформленные вовсе даже не как цитаты, отсутствию диалогов и вообще каких либо синтаксических обозначений прямой речи. Тексту, который идет, словно песня, торопливый, захлебывающийся рассказ, перескакивающий с темы на тему, обрастающий множеством отвлеченных деталей по ходу, заворачивающийся в клубок и обретающий смысл и потрясающую многогранную четкость только после того, как будет прочитано достаточное количество страниц, от начала одного тематического блока. Текст безупречен, даже слишком. Он позволяет наслаждаться каждым составленным предложением, даже не разбираясь, где его начало, а где конец, и оставляет легкое чувство сожаления-ну почему я не могу так, даже немного, хоть чуть чуть похоже. Потому что хотелось бы.

Но вот сюжету и героям книги я бы высший бал не поставила, хотя и тут с любой точки зрения придраться невозможно. Сюжет логичен, красив, выверен, а герои многогранны, хоть и не слишком приятны. Мне просто не понравился Огарев. Воспитанный в полнейшей, яснее некуда, нелюбви отца, его равнодушии и малодушии в дальнейшем, причем не только к нему, но и к его матери, которая только что в рот мужу не дула. Ненавидя отца и презирая мать за ее слабость, он в дальнейшем стал точно таким же, и даже не заметил этого сам. Гениальный врач, практически заместитель Бога на земле в глазах его пациентов, не испытывающий сожаления и выключающий в себе человека в моменты, когда это ему нужно. Единожды убив ребенка, решивший посвятить жизнь спасению детей. Но не по призванию, а просто потому, что так получилось. Годами воспитывающий в себе стержень, чтобы отличаться от отца, так и не ставший человеком по-настоящему, несмотря на все его заслуги. Убегавший всю жизнь от ответственности, от серости и обыденности, он как мотылек бросается на яркий свет, мигом отринув все то, чем жил до этого, обидев того, кто его любил, верил ему, помогал. Поменявший драгоценный сосуд любви Ани-Антошки на пустую, глянцевую красоту и ненормальную внешнюю живость Мали. Осудить его за это нельзя: ведь все равно лучше, сгорая, любить самому хоть два года, чем жить в эмоциональной пустоте всю жизнь. Но то, как он это сделал, сам его поступок мне не понравился. Стойкое ощущение какой то душевной неполноценности Огарева. Хорошо, что у него так и не родился ребенок.

Женская часть романа выписана прекрасно. Жертвенная мать Огарева, которая положила всю свою жизнь служению только одному человеку, но, как и следовало ожидать, ее подвиг не был оценен никем из ее мужчин. Аня-Антошка. Эмпатичная, особенная девочка, видевшая душевнобольных людей с первого раза, всю жизнь притворявшаяся, чтобы угодить своим таким разным, разведенным, отцу и матери, мечтавшая о порядке и режиме, который пыталась найти в медицине. Обожавшая своего Ивана как Бога, отказавшаяся ради него от счастья материнства. И так же легко отброшеная в сторону за ненужностью, когда появилась другая. Маля. Неспроста жившая в Безбожном переулке-говорящие названия, самая прямая отсылка к классике. Девочка-ветер, свободна, капризная, легкая, не обремененная финансовыми проблемами, так не похожая на его серьезных и спокойных мать и жену. Но ветер нельзя поймать в тиски и сделать своим, как и венец безумия не снять с головы.
             Книга читается так, как дышится. Взахлеб, не давая себе возможности остановиться на паузу. Удовольствие от чтение несомненное. Кажется, у меня появился новый автор, но подряд я ее читать не буду. Слишком яркие краски, от которых может зарябить в глазах.

Лайза Дженова "Навеки Элис"

Вот где настоящий страх-то, а не в книгах ужасов, которые, как ни стараются напугать, но все таки не имеют ничего общего с нашей действительностью. Эта история о совершенно обычной женщине, Элис Хауленд. У нее трое детей и любимый муж и чрезмерно интересная и насыщенная жизнь. Она очень умная-всю жизнь преподавала в Гарварде "Когнитивную психологию", ездила на семинары, читала лекции, вела учеников до докторской степени. Вся семья, кроме младшей дочери актрисы, с высшим образованием и научными степенями. У нее было все благополучно до того самого момента, пока она не начала забывать слова. Ну, с кем не бывает, право же? Но однажды она потерялась на пробежке в знакомом районе. Вот просто так, до паники-раз и забыла, где находится, куда бежала и где ее дом. Она списывала все на наступающую менопаузу, но осмотр у невролога подтвердил, что у нее ранний Альцгеймер. В 50 лет!

Знаете, это действительно было очень страшно читать, или, в моем случае, слушать. Вот Элис еще просто недоумевает по поводу диагноза, думает, что они ошиблись, читает про болезнь и пытается представить себе как это будет. А уже через какое то время она путается в лекциях, забывает рецепт, который готовила всю жизнь на Рождество, не узнает знакомых, забывает имена, заходит в чужой дом, пытается найти что то, что сама не знает и не помнит. А в следующий месяц забывает, где в ее летнем доме туалет и писает в штаны, как маленькая. Внезапно плачет о своих, погибших более 30 лет назад в автокатастрофе, матери и сестре, как будто она об этом узнала только что.
             Месяц за месяцем мы наблюдаем, как Элис борется с болезнью, пытаясь остаться собой, но все равно проигрывает и все глубже впадает в деменцию. Как ей становится трудно делать самые простые вещи: такие как причесаться, одеться, позвонить по телефону, вспомнить имена ее детей, как ее память не может удержать в голове последовательный алгоритм действий: подняться по лестнице, дойти до тумбочки, где стоит синяя лампа, открыть ящик стола и достать пузырек с таблетками... День за днем выполнять простые действия становится все труднее и труднее. Сначала она еще осознает свое падение, пытается карабкаться и тренирует свою память, но в какой то момент она этого делать уже не может. И повествование становится отрывистым, как будто от третьего лица, простыми фразами. Вместо близких людей появляются безликие : "мужчина", "молодая девушка с золотистыми глазами", "мать близнецов".

Мне понравилась реакция близких людей Элис. Ее мужу, Джону, было страшно, не меньше, чем самой Элис, возможно даже больше, ибо в конце ее ждало забытие, а ему предстояло и дальше жить с призраком его любимой жены. Вся семья сплотилась вокруг и изо всех сил давали ей понять, что любят ее и помнят именно такую, которой она была до того, как болезнь начала пожирать ее мозг.
             Несомненно, это огромное испытание, как для самих пациентов, так и для их родных людей. Оказывается, он передается генетически и стоит получше присмотреться к прошлому своих прапра. Эту книгу обязательно нужно прочитать, хотя бы для того, чтобы знать симптомы Альцгеймера и к чему он приводит, чтобы быть готовым.

Ну, а теперь вы хвалитесь, что у вас прочиталось интересного?


книги

Previous post Next post
Up