Семь книг и 4178 страниц за 30 дней. И это при наличии двоих детей, работы, школы и домашних дел. Да, давно я так не читала... Сейчас, когда первые эмоции немного улеглись, можно и поделиться впечатлениями.
Спасибо госпоже Ролинг за мое счастливое детство-без нее ее богатое воображение, за мой чудесный, просто сказочный октябрь и так же отдельное спасибо за мою поехавшую крышу.
Когда я закрыла последнюю книгу, у меня были те же самые эмоции, как в апреле 2007 года, после возвращения из Японии. Такая же, внезапно возникшая пустота, а «сердце слишком полно», возвращение из иного, непохожего на наш, мира, и другие моменты. Я помню, как не могла найти себе места и не думать, не вспоминать, не чувствовать. Очнулась я тогда в середине июня, даже точно помню день и отчего. В этот раз я не могу сказать, когда меня отпустит окончательно, и не уверена, что хочу этого.
Читала книги в Росменовском переводе. Если бы знала, что это будет так важно, лучше бы поискала в инете нормальный перевод ГП фандома. Интересно, у них в штате переводчикам совсем плохо платят, или это принципиально- адаптировано пор Россию? Зачем искажать фамилии и имена? Неужели нельзя оставить все как есть? Когда за границей переводят Толстого, Чехова и Пушкина-фамилии же не меняют, это общепринято. Как и в нашей классике много «говорящих» фамилий, так и у Ролинг многие имена не случайные, со смысловой и фонетической нагрузкой. Зачем Хедвиг (покровительницу сирот в мифологии) переименовывать в Буклю? А Логботтома зачем обзывать Долгопупсом? А это гармоничное сочетание звуков Северус Снейп- на одном дыхании, как шипение змеи- превращать в Снегга? Я уверена, что тут тоже не просто так с именем одного из самых ярких персонажей. А заклинания? Ну нафига, спрашивается, переводить заклинания с латинскими корнями на русский? Нельзя оставить как есть? Они что, боялись, что дети не поймут? Буду читать в оригинале. Надеюсь, моего английского на это хватит. В книжных нет на английском, придется выписывать с Озона или Лабиринта. Я очень люблю русский, родной язык, но тут я чувствую, что надо читать в оригинале.
Как я рада, что сначала читала книги, а только потом смотрела фильмы. Если бы было наоборот-я бы до книг наверно и не добралась. В фильмах акцент на зрелищность, экшн, спецэффекты, а в книгах все более глубже и сложнее, как я люблю.
Первые две книги мне показались классической детской сказкой, какой я и ждала, когда начинала читать. Но на середине третьей характер повествования изменился. Наверно потому, что Гарри взрослел, или из-за введения сюжетных линий старшего поколения. Именно в конце третьей книге я просто сразу почувствовала что «вечер перестает быть томным», а уж в четвертой-«Кубок Огня» уже было ясно, что сказка становится взрослой. Из всех книг мне больше всего понравилась 3, 4, 5 и 6-я, а вот последняя не очень. Все слишком быстро, обрывочно, но впрочем, закономерно. Все к этому шло. Но последняя книга все-таки самая тяжелая психологически. Взросление, разные выборы, открытия, переворачивающие все, жертвы и жертвенность. Самый самый момент- наверно когда Гарри уходил в лес, на смерть. И конечно история Принца.
А вот последний фильм понравился наравне с первым. Сняли сильно, меня в паре моментов до слез проняло даже. Сцена с драконом из Гринготса потрясающая, сама битва, хоть и не такая, как в книге, но тоже впечатлила. Сцена с Добби получилась трогательная донельзя. Я успела привязаться к этому глазастому чудику.
Больше всего, конечно, мне нравился Гарри в школе. Шестая книга про Принца-Полукровку наверно моя самая любимая. Будто окончание детства.
"-Вы помните, что мы сегодня занимаемся невербальными заклинаниями, Поттер?
- Да.
-Да, сэр!
-Совсем необязательно называть меня "сэр", профессор."
И как же я была разочарованна фильмом по ней! Скомкали весь конец- самое интересное, и сосредоточились на второстепенной любовной линии. Ровно два упоминания Принца-Полукровки, и много-много неадеквантного влюбленного Рона. И Драко на фоне-тихо, молча навещающий шкаф в Выручай-комнате весь фильм. Такую шикарную битву в конце книги, диалог на надрыве, просто истерику с обоих сторон- превратили в два отбитых заклинания и признание Принца с совершенно каменным лицом. При всей моей любви к Рикману, в книге Снейп ярче. Зато Беллатриса просто невозможно хороша.
К главному герою испытываю какую то материнскую слабость, несмотря на то, что периодами он выключает мозги вообще. Ладно, частично это можно списать на возраст и гормональный фон. В книге Гарри трогательнее, у него отчаянное желание семьи, страхи, одиночество, принципы, сила воли и мужество. Чувства с полутонами. Хороший мальчишка, правильный, смелый. А в фильме он более нервный. Наверно не хватило экранного времени, чтоб показать тонкости его душевной организации. Там, где в книге он рассуждает и лишь слегка негодует, в фильме показано с более грубыми эмоциями. Не понравилось еще, что в фильме Гарри с серо-голубыми глазами, хотя по сюжету, и это немаловажно- у него зеленые глаза матери. Могли бы линзами или компьютером доработать. Не видела взрослого Редклиффа в других фильмах, но надеюсь, что он не станет актером одной саги, как и другие дети, снимавшиеся здесь.
Маленький Гарри просто лапочка-первые два фильма он меня радовал невероятно. Это первое занятие на зельях: «Я не знаю, сэр». Такие глазки :) . Вообще сцена- что в книге, что в фильме просто шикарная.
"Гарри Поттер- наша новая знаменитость…". Я пересматривала раза три в оригинале на ютубе.
«Я могу научить вас, как разлить по флаконам известность, как сварить тирумф,как заткнуть. пробкой смерть. Но все это только при условии, что вы хоть чем то отличаетесь от того стада болванов, которые обычно приходят на мои уроки…»
Вообще, когда перечитываешь понравившиеся моменты со знанием что там будет впереди- это совсем по-другому показывается. Обращаешь внимания на детали, которые просто проглатываются с первым прочтением. Видна вся подоплёка событий и поступков, и смотришь на ситуацию уже не через Гарри-фильтр, а со стороны. Если я в первом прочтении видела лишь то, как Снейп издевается над ним, то потом я увидела желание защитить, скрытое уважение, и даже уроки, которые Гарри так и не смог усвоить. Конец Принца Полукровки особенно четко это все показал.
Обожаю момент в третьей книге, когда Гарри возвращается из Хогсмида, куда ему нельзя было ходить. «Что же ваша голова могла делать в Хогсмиде?...Вашей голове нельзя там появляться, равно как и всем остальным частям тела.» Снейп ведет допрос лениво, играет роль «злого полицейского». Нельзя же упустить шанс докопаться до «местной знаменитости». :)) Бедный Гарри еще не знает, что смотреть ему в глаза чревато. Но только до того момента, когда появляется карта Мародеров и Люпин, и начинаются игры больших мальчиков. Очень жаль, что такая шедевральная сцена не вошла в фильм. Написано просто здорово, с таким тонким юмором и подтекстом.
Книга «ГП и ОФ» вообще вся шикарная. Одна Амбридж чего стоит :)) Великолепный образ. Все как надо, чтобы возненавидеть ее с первого мгновения. И эти котята с розовой кофточкой просто идеальны :)) Наверно каждый, кто ее читал, вспоминал свою амбридж из школы или института.
Одна из самых любимых- сцена в доме на Гримлауд плейс, когда Снейп приходит сообщить Гарри желание Дамблдора заниматься с ним окклюменцией. «Кстати о пёсиках…» И, конечно, момент, когда Гарри бесцеремонно заглядывает в Омут памяти Снейпа. Мог бы и извиниться все таки,-глупый мальчишка. А о Снейпе вообще хочется думать, что если бы он был посдержаннее в молодости- глядишь и стал бы отцом Гарри…
Дамблдор-там самый неоднозначный, как мне показалось. Гениальный полководец и стратег. Мое отношение к нему менялось каждую книгу, как и было задумано автором, я уверена. Жук еще тот. Просчитал все на много лет вперед. Отдельное спасибо Ролинг за этот образ. И за то, как она эффектно и главное вовремя убрала со сцены. Все очень и очень продуманно и выписано. «А моя душа, Дамблдор, моя?» И конец на Кингс Кросс-он в своем репертуаре. Люблю таких сложных персонажей.
Гермиона книжная просто умничка. Хотела бы я, чтобы у моих сыновей была такая подруга. Актриса тоже мне понравилась, особенно в первом фильме, маленькая, и в самом последнем-второй части. Я даже свою крестницу пытала- с кем же она останется все таки в конце. Но где то с книги пятой я уже поняла финальный расклад героев. Это же логично- у Гарри наконец появляется семья, которая фактически и была его семьей все годы в школе, И друзья рядом-становятся родственниками.
Рон меня как то не особо меня впечатлил, но как друг Гарри он ничего. Зато у актера, который его играл, мне кажется большое кинематографическое будущее. Очень понравились близнецы Уизли. И в книге и актеры тоже. Момент, когда они улетают из школы на метлах на глазах у Амбридж, обожаю. И из всех кого Ролинг прикончила в последней битве, Фреда жалко больше всего. Невилл и Луна в книге хорошо выписаны, да и в последних фильмах меня порадовали. Понравился актер, который играл Драко. Хорошо показал характер своего персонажа. Тут я уверена, что он играть еще будет и станет очень хорошим драматическим актером.
Профессор МакГонагал действительно- крутая тетка, соглашусь со всеми, кто это сказал. Из старшего поколения она вызывает наибольшую симпатию, наравне с профессором Снейпом. Понравился момент в последнем фильме, как она ставит защиту на Хогвартс перед последней битвой. И дуэль со Снейпом. А в «ГП и ОФ» мне нравились ее стычки с Амбридж, особенно тот момент, когда они с Гарри обсуждают его желание стать Аврором. «Вам дать лекарство от кашля, Долорес?»
Еще я заметила, что сага обогатила мой лексикон многими словами. Например «боггарт», или «окклюменция»-то, что на русском объясняется длинно- тут все понятно одним словом. Я вообще все пишу так подробно, потому что для меня действительно эта сага случилась открытием. Поздно, да, после всех, как всегда я же в танке, когда все читали и смотрели фильмы- я детей рожала и вообще мне не до этого было- думала чем кормить буду с нашей диетой. Зато как проняло то :) всему свое время, видимо.
Я искренне желаю госпоже Ролинг здоровья и долгой счастливой жизни на лаврах этого феномена. Даже если она больше ничего не напишет, как Маргаретт Митчелл, она все равно навсегда останется в мировой литературе. Но я все равно надеюсь, что она, заслуженно отдохнув какое то время, подарит нам еще книгу про Мародеров ( вроде как обещала же?). Хотя у меня на нее все же есть досада. Ну что ей стоило, хоть одной маленькой фразой, хоть подтекстом, намекнуть на то, Снейп жив? Тело исчезло, или странный силуэт там на фоне-в конце битвы, или еще хоть как то... Я понимаю, что это нелогично, что она сделала так, как надо для книги, но все равно его жаль...
Теперь, чтоб уж больше не возвращаться к этой теме, скажу немного о народном творчестве по мотивам. Мне не хватило, да. Эта пустота после того, как я закрыла последнюю книжку, странное смятение внутри, потащило меня в интернет. Я всегда так- если погружаюсь, то полностью, по самую макушку. Обнаружила множество групп, сообществ, сайтов и форумов по ГП и такой любопытный пласт, как фанфикшн по ГП. Тут хочется сказать, что я читаю не только авторов, которые издают свои книги и продаются в магазинах. Я всегда читала и буду читать просто тех, кто пишет- если это мне близко. У меня есть свои любимые авторы на Прозе, на Самиздате, с одной из них мы даже давно общаемся. Я начала ее читать задолго до того, как она опубликовала свою первую книгу, а теперь у нее книг десять уже издано. А поскольку молча читать я не умею, мне всегда надо высказаться -если затронуло, хотя бы сказать спасибо, то часто начинается общение.
И фанфики, как таковые до этого я читала. Совершенно по другой теме, но они были идеальными, как законченные литературные произведения, и уж получше некоторой «литературы», что продается в магазинах. Поэтому я, любопытно же, полезла читать что люди пишут. И, надо сказать, несколько увеличила свой кругозор тем… что не пришло бы в голову при прочтении оригинала. Меня даже тронул один, правда, если поставить вместо имен главных героев другие имена, оставив характер- читалось бы морально легче. Некоторые фанфики весьма талантливы, увлекательные, и цельные как самостоятельное произведение. По большому счету-«Скарлетт» А.Риплей-это же тоже фанфик по «Унесенным ветром», разве нет? Но наверно самое такое, что зацепило именно на тему- это
"Зеркальное отражение". По моему этот альтернативный вариант развития отношений - единственный логически и психологически следуемый, качественно и трогательно описанный, с соблюдением характеров, как в каноне.
И песня эта тронула тоже. И слова и видеоряд. Хочу, чтоб у меня висела.
Click to view