Открытый модерн. Коллекция Герхарда Шнайдера
Ашаффенбург (Германия), Иезуитенкирхе, до 21 ноября
Валентин Нагель. Итальянский офицер (фрагмент).
Около 1928-1932 годов. Коллекция Герхарда Шнайдера
Искусство позднего модерна практически неизвестно современному зрителю и довольно плохо представлено в европейских музеях. Авторы этого поколения, начавшего было расцветать в 1930-х, исчезли в годы второй мировой войны - некоторые физически, другие ментально. Коллекция Герхарда Шнайдера объединяет работы экспрессионистов, кубистов и последователей «новой вещественности». Большинство из них были изъяты из публичных собраний Австрии и Германии в конце 1930-х как образцы «дегенеративного искусства», некоторые на прощание показаны на печально знаменитой Мюнхенской выставке, совершившей также большое турне по Германии. Другие потери художников связаны с бомбежками и пожарами в мастерских - это касается авторов, которые не успели эмигрировать, как это удалось, например, Леа Грундиг (1906-1977), оказавшейся в итоге в Палестине (после войны она стала профессором графики в Дрездене). Впрочем, и бегство во Францию или Бельгию не спасало от арестов и отправки в концлагеря. Так, Лео Хаас (1901-1986) прошел через Люблин, Терезиенштадт, Освенцим и Заксенхаузен. Сделанные там рисунки считаются важнейшими документами не только художественного, но и документального ряда. Основаниями для преследования становились не только политические и эстетические взгляды или расовые причины. Эльфриде Лозе-Вехтлер (1899-1940) была отравлена газом в рамках программы эфтаназии «Т4» по уничтожению «неполноценных»: у нее был диагноз «шизофрения». Ее работы также хранятся у Шнайдера.
Фрида Кало
Вена, Кунстфорум, до 5 декабря
Фрида Кало. Солнце и жизнь. 1947 год. Частная коллекция.
Галерея «Арвил». Мехико-Сити
Фрида Кало (1907-1954) - из числа самых известных художниц ХХ века. Непонятно, что тому виной - ее яркое во всех отношениях искусство, ее взгляды, предварившие мировой феминизм, или бурная биография, ставшая основой голливудского блокбастера? Жизнь этой дочери немецкого еврея и мексиканки с индейскими корнями полна событий, которых хватило бы на полдюжины судеб. Инвалид с детства (полиомиелит), жертва жуткой автокатастрофы в 18 лет, она вышла замуж за Диего Риверу, бывшего на 20 лет ее старше. Замужество не помешало ей кружить голову всем вокруг, включая Троцкого, который одно время жил у них в доме. Но в истории остаются не связи, а искусство. 60 картин, 80 листов графики и 20 объектов, привезенных в Вену, объясняют, почему арт-мерчандайзинг не поглотил Кало окончательно.
Путешествовать и рисовать
Москва, Третьяковская галерея, до 14 ноября
Эжен Делакруа. Еврейская женщина из Северной Африки
(фрагмент). 1832 год. Лувр
В рамках года Франции в России в Москве проходит множество выставок, посвященных французской культуре либо подготовленных французскими музеями. Вот и Лувр объединился с Орсэ, чтобы показать рисунки европейских мастеров конца XVI - XIX века. Принцип отбора формально свелся к графике, созданной во время путешествий. Художники часто были сродни исследователям-географам, их работы служили не только искусству, но и науке и просвещению. Итальянские виды Яна Брейгеля Старшего и Юбера Робера, обаятельные турчанки в изображении Лиотара, акварели Эжена Изабе, запечатлевшего провинциальную Францию… А в разделе «Романтические путешествия начала XIX века» Эжен Делакруа представлен четырьмя рисунками, выполненными во время знаменитого путешествия в Марокко и Алжир в 1832 году, продолжавшегося полгода и во многом определившего его позднейшее творчество. Среди показываемых работ есть и «Еврейская женщина из Северной Африки».
Меер Аксельрод. Другие
Москва, галерея «Проун», до 7 ноября
Меер Аксельрод. Переселенец с козой. 1926 год. Частное собрание
Выставка на «Винзаводе» впервые в таких масштабах знакомит с графикой 1920-х годов художника Меера Аксельрода (1902-1970), запечатлевшей жизнь еврейских местечек. Как писал о ней Абрам Эфрос, «сквозь эти как будто только “реалистические”, как будто только “изобразительные” наброски проступают залежи “измов” левого искусства, понятых, переработанных, дифференцированных, разборчиво введенных. Если понятие “революционная форма искусства” имеет смысл - это одно из лучших ее проявлений…» Помимо работ, предоставленных наследниками, показывают также архивные материалы, что особенно интересно, ведь Аксельрод учился во ВХУТЕМАСе у Фаворского и Поповой, Удальцовой и Родченко, вместе с Фальком, Малевичем и Элем Лисицким участвовал в выставках общества «4 искусства», позднее занимался книжными иллюстрациями и оформлением спектаклей.
Алексей Мокроусов