"Бег" с препятствиями 2

Aug 03, 2012 18:10

Этап проектирования в жилищном строительстве начинается со сбора исходных данных и выполнения инженерных изысканий. Как правило, именно процедуры по получению таких условий составляют половину всех необходимых на данном этапе действий и занимают около 70% времени.



В настоящий момент не во всех регионах утверждены нормативы градостроительного проектирования. В связи с этим при разработке проекта планировки территории (ППТ) может измениться, например, норма жилищной обеспеченности и придется менять уже разработанный ППТ и заново проходить всю процедуру согласования.


Или могут появиться непредвиденные замечания собственников участков, входящих в проект планировки (а процедура разрешения споров в таком случае вообще не предусмотрена)... И это далеко не все примеры.

Еще один "проверяющий застройщиков на стойкость" процесс - это прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Главный административный барьер здесь - это длительные сроки и высокая стоимость такой экспертизы.

В среднем положительное заключение государственной экспертизы обходится в 700 тысяч рублей. Усложняет ситуацию большое число необходимых согласований в органах местного самоуправления, городских службах, а также организациях, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения. Количество таких согласований просто-напросто нигде не зафиксировано и может меняться уже в процессе их получения.

28 ноября 2011 года был принят Федеральный закон № 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот закон в числе прочего призван повышать качество проектной документации путем развития института негосударственной экспертизы. Новые нормы вступили в силу 1 апреля 2012 года.

Они уточняют основания и порядок осуществления государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, в частности разрешают проведение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для любых объектов капитального строительства (отдельного этапа строительства, реконструкции, капитального ремонта), если таковые не попали в специальный список исключений. Также государственным и негосударственным экспертным организациям обеспечиваются равные условия работы.

По данным экспертов, в среднем, на этапе проектирования требуется пройти 18 различных процедур. И, несмотря на то, что проектная документация разрабатывается в четком соответствии с действующим законодательством, застройщик неоднократно вносит изменения в проектную документацию.

По мнению экспертов, исправить ситуацию помогла бы четкая регламентация градостроительных нормативов, применяемых при разработке ППТ.

Объяснить огромное число согласовательных процедур можно желанием городских властей обезопасить строительство, тем более что еще одним важным барьером является нехватка квалифицированных кадров в проектировании.

Но и это еще не все преграды. Существенная часть времени и подавляющее количество инвестируемых денег (около 96%) уходит на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и согласование технических условий подключения. В среднем застройщик тратит на эти цели 20 миллионов рублей. И эта сумма составляет приблизительно 80% от всех затрат на разрешительные и согласовательные процедуры. Подобная высокая стоимость становится чуть ли не главным барьером в жилищном строительстве, поскольку оказывает негативное воздействие на конкурентную среду.

Исправить ситуацию с административными барьерами в области проектирования может регламентации градостроительных нормативов и всех необходимых процедур, сокращение сроков их прохождения, введение принципа "единого окна" и ответственности должностных лиц, а также - и это самое важное - работа непосредственно с застройщиками.

По материалам

Власть, Статистика, Законодательство, Проекты, Строительство, Деньги, Архитектура, Аналитика, Законопроекты, 214-ФЗ, Застройщики, Вычеты

Previous post Next post
Up