Что и требовалось доказать, законопроект, обязывающий собственников многоквартирных домов
самих оплачивать капремонт, будет серьезно переписан.
В нем будут
прописаны предельные суммы, которые регион имеет право собирать на капремонт, а схемы накопления средств станут прозрачными и адресными.
Поправки в Жилищный кодекс были приняты Госдумой РФ в I чтении 8 июня. Документ предусматривал выделение в составе платы за ЖКХ для собственника помещения отдельной платы за капремонт в качестве обязательного постоянного платежа. Так предполагалось создать гарантированный источник финансирования расходов, связанных с проведением капремонта и погашением займов, привлекаемых для его финансирования, и процентов по ним.
Концепция законопроекта вызвала резкую критику. Главной претензией стало то, что в проекте отсутствовали обязательства федеральных органов власти по старому, непроизведенному капремонту, была прописана непрозрачная схема движения собираемых средств и отсутствовала привязка накапливаемых денег к конкретным домам. По словам председателя комитета Госдумы по жилищной политике Галины Хованской, «главная идея законопроекта о капремонте в том, что один собственник должен платить за другого».
Теперь создана межведомственная рабочая группа по разработке поправок к проекту. Есть договоренность, что во II чтении проект будет принят не раньше октября. До этого момента предполагается подготовить большое число поправок.
Во-первых, рабочая группа предложила ограничить предельный размер платежа, который должны назначить субъекты РФ, специальным федеральным стандартом. По словам главы рабочей группы Елены Николаевой, в экспериментальных регионах эта цифра не превышает 5 рублей за 1 кв. м. По подсчетам рабочей группы, после вступления закона в силу (его предполагается отодвинуть на июль 2013 года) верхняя предельная планка для всех регионов составит около 6 рублей на 1 кв. м и будет расти примерно на 50 копеек в год.
Во-вторых, в документе предполагается четко прописать обязательное участие в финансировании федерального, регионального и муниципального бюджетов, что потребует поправки еще и в закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ, работу которого намечено продлить до 2015 года.
В-третьих, в законе будет гарантирована сохранность собранных с собственников средств. Сейчас рассматриваются две альтернативные схемы гарантий: закрепление за домом собранных средств, для чего будет создаваться специальный накопительный счет, и сбор средств в единый фонд субъекта, но при этом ведение счета за каждым собственником. По сути, обе схемы подразумевают, что деньги, собранные с одного дома, не смогут пойти на ремонт другого.
Предварительно, еще целый год до того, как закон возможно вступит в силу, и то точно никто не скажет. Но вся эта законотворческая "система" напоминает лотерею. Вносится какой-либо закон, и "идет" не столько его принятие сколько наблюдение за тем, как реагирует общество. Можно предположить, что после принятия поправок в первом чтении, если бы не последовала такая бурная реакция, то возможно, как и планировалось первоначально, закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Теперь созданная рабочая группа должна хорошо поработать, чтобы снять все вопросы связанные с
этими поправками.