В конце октября 1975 года мелкий мошенник и авантюрист Конрад Куяу начал подделывать первый том дневников Гитлера. В течение нескольких лет ему в одиночку удалось не только сфальсифицировать более 60 томов дневников вождя нацистов, но и убедить в их подлинности крупнейших экспертов и благополучно продать за несколько миллионов долларов. Грандиозная афера Куяу раскрылась лишь через несколько лет и привела к скандалу мирового уровня.
Поддельный Гитлер
Мелкий мошенник Конрад Куяу объявился в ФРГ в конце 50-х годов. Мошенничать он начал еще в ГДР, где подделывал талоны и карточки на обеды, а также автографы известных партийных деятелей. Куяу успел перебраться в ФРГ до закрытия границы и расширил свой бизнес.
К началу 60-х в ФРГ появилось немало обеспеченных коллекционеров, проявлявших большой интерес к артефактам нацистской эпохи. Куяу обильно снабжал их товарами. Будучи способным художником, он рисовал картины, выдавая их за неизвестные работы Гитлера. Помимо этого он торговал различными рукописными документами деятелей НСДАП, которые сам же и подделывал.
Постоянное наличие ценных артефактов Куяу объяснял покупателям тем, что у него были большие контакты в ГДР. Эти вещи ему якобы поставляли музейные работники и даже армейские офицеры из Восточной Германии.
Конрад Куяу
Со временем у Куяу появилась постоянная клиентура. Одним из таких клиентов был бизнесмен и коллекционер по фамилии Штигель. Именно ему Куяу решил продать свою самую грандиозную подделку - дневник Гитлера. Он рассчитывал заработать на нем несколько тысяч долларов, но на приманку неожиданно клюнула очень крупная рыба. Штигель был знаком с немецким журналистом Гердом Хайдеманном.
Хайдеманн был одержим мечтой раскопать нацистскую сенсацию. Он даже купил за свои деньги яхту Геринга и устраивал на ней вечеринки старых нацистов в надежде на то, что они поведают ему сенсационные истории для книги. Никаких сенсаций он так и не узнал, а необходимость платить по счетам за содержание яхты превратила его почти в банкрота. Именно в этот период на него и вышел Штигель, предложивший ему дневник Гитлера.
У Хайдеманна загорелись глаза, и он уговорил Штигеля связать его с Куяу. Тот отказался называть свои источники, однако намекнул, что дневники были найдены на месте крушения самолета, на котором из фюрербункера в другую резиденцию Гитлера вывозили сундуки с неизвестным грузом в последние дни войны. Хайдеманн навел справки и выяснил, что история реальная, такой самолет действительно потерпел крушение. После этого он уже не сомневался в реальности дневников.
Куяу, почувствовав, что на его наживку клюнула крупная рыба, сказал Хайдеманну, что может достать несколько десятков томов дневников Гитлера. Пока журналист вел переговоры со своими работодателями из крупнейшей газеты "Штерн", Куяу поистине стахановскими темпами фальсифицировал дневники. В среднем на создание одного тома у него уходило не более 3-х дней, а однажды он справился всего за несколько часов.
Записи он вел в старых канцелярских ежедневниках, а чтобы состарить бумагу, проливал на нее чай и долго бил ее об стол. Что касается почерка Гитлера, то на подражание ему фальсификатор потратил несколько месяцев еще до начала работ. Информацию он брал из архивных газет и немного переделывал. А порой и вовсе выдумывал.
Репортер Герд Хайдеманн и "дневник" Адолдьфа Гитлера.
Чтобы убедить покупателей, была проведена экспертиза. Бывший архивариус нацистского архива, которому показали несколько страниц, посчитал, что дневник подлинный. После этого бумаги показали нескольким сотрудникам Федерального архива и двум экспертам по почерку из Швейцарии и США, которые также посчитали их подлинными.
Наконец, пришел черед историков. Самой крупной фигурой, которую удалось одурачить, стал Хью Тревор-Ропер - бывший агент британских спецслужб, после войны расследовавший судьбу Гитлера и позднее ставший крупным специалистом по нему. У Тревора-Ропера были некоторые сомнения, однако он успокоил себя тем, что ни одному мошеннику не придет в голову фальсифицировать свыше 60 томов, поэтому он публично признал подлинность дневников.
После этого медиамагнат Руперт Мердок, которому принадлежал "Штерн", одобрил покупку дневников. За подделку было заплачено 3,7 млн долларов (примерно 10 млн в нынешних ценах). Весной 1983 года началась публикация дневников. Тиражи издания сразу же подскочили, а крупнейшие СМИ других стран за немалые деньги приобрели права на публикацию в своих странах.
Обложка журнал "Штерн" за 28 апреля 1983 года
Схема сломалась на американцах. Те более дотошно подошли к вопросу и решили тщательно исследовать дневники. Оригиналы были переданы на химическую экспертизу, по результатам которой выяснилось, что дневники не могли быть написаны рукой Гитлера - бумага и чернила были современными. Дополнительная экспертиза почерка также нашла несовпадения с настоящим почерком Гитлера.
Итогом грандиозного скандала стали уголовные дела на Куяу и Хайдеманна, который получил свыше миллиона долларов за посредничество в покупке дневников. Оба были приговорены к 4 годам и нескольким месяцам тюрьмы.
После освобождения Хайдеманн "исчез с радаров" и редко появлялся на публике. А вот Куяу сумел монетизировать свою скандальную известность и открыл преуспевающий магазин подделок, где продавал стилизации под нацистские артефакты. Кроме того, он безуспешно пытался начать политическую карьеру, но проиграл все выборы. В 2000 году великий фальсификатор умер. Что касается Хайдеманна, то он ведет тихую жизнь пенсионера.
Источник