Оружие запрещённое Папой Римским и здравым смыслом

Feb 03, 2021 15:51





В 1139 второй Латеранский собор, созванный папой Иннокентием II, запретил (наряду с проведением рыцарских состязаний) использование арбалета - усовершенствованного лука на деревянном ложе со спусковым механизмом.

Оружие получило статус ненавистного богу и неподобающего порядочному христианину, поскольку раны, оставленные стрелой арбалета, считались варварски жестокими.



Исключением было его применение разве что против «неверных» турок. Вскоре оружие было запрещено, например, в германской армии по указу Конрада III (1138-1152). А вот в эпоху правления английского короля Ричарда Львиное Сердце (1189-1199) арбалетчики вновь оказались в строю, причем не только в Англии, но и по всей Европе.

И это несмотря на то, что запрет в том же конце XIII века был вновь поддержан папой Иннокентием III. Интересно, что воспетый во многих рыцарских романах король сам стал жертвой этого страшного оружия: в 1199 году при осаде французского замка Шалюз в близи Лиможа он был ранен арбалетной стрелой и впоследствии скончался от раны. Смерть Ричарда посчитали карой за непослушание и безбожие: мол, король сам взял арбалетчиков к себе на службу.

Но история арбалета началась задолго до этих событий - еще в античности. Правда, кто и когда именно его изобрел, до сих пор непонятно. Считается, что родиной арбалета мог быть Китай. Так, в 50-х годах XX века китайскими археологами были обнаружены остатки арбалетов, датируемые IV-III столетиями до нашей эры.

Учитывая также комплекс сохранившихся письменных источников, исследователи делают вывод, что арбалет мог появиться на юге Китая приблизительно в V веке до нашей эры. Однако изначально он не был ручным. В основном историки сходятся во мнении, что он произошел от метательной машины - аркбаллисты.

Аркбаллиста, по сути, представляла собой большой лук на станке или лафете (деревянная база, иногда колесная). В желобе орудия находилась либо стрела, либо цилиндр для толкания круглого снаряда (камней или свинцового ядра). О наличии таких машин в IV-III вв.еке до нашей эры упоминали и древнегреческие историки.

Например, Диодор Сицилийский в своей «Исторической библиотеке» писал о том, что грекам во времена Деметрия Полиокрита, правившего Македонией в начале III века до н. э., были известны баллисты. Современное французское название оружия «арбалет» происходит от латинского arcaballisto: arcus - «дуга», ballisto - «бросать».

Точной даты появления арбалета в Европе также не существует. Известно, что арбалеты фигурировали уже в первом крестовом походе, состоявшемся в конце XI века (хотя есть исследователи, считающие, что европейцы заимствовали арбалеты у сарацин как раз после похода). Об арбалетах упоминается и в рассказах о завоевании Англии Вильгельмом I в 1066 году, то есть за три десятилетия до первого похода крестоносцев.

Более того, в Библии конца X века, хранящейся в аббатстве Сен-Жермен во Франции, есть миниатюра, на которой запечатлен арбалетчик, что говорит еще о более раннем использовании оружия в Европе и во Франции в частности. Немецкий исследователь оружия Вендален Бехайм в «Энциклопедии оружия» ссылается в том числе и на сочинение «Алексиада» Анны Комниной, дочери византийского императора Алексея, в котором она описывает первый крестовый поход.

В нем она называет арбалет словом «цагра (tzagra)» - «луки нового типа» и довольно подробно описывает принцип его работы: «Это прежде неизвестное устройство цагра не является луком, который держат в левой руке и натягивают правой, оно может быть приведено в действие, если тот, кто его держит, наклонится вперед, поставит обе ноги на оружие, натягивая одновременно тетиву обеими руками».

Считается, что на рубеже XI-XII веков, когда как раз арбалеты начинали набирать популярность, в широкое употребление вошли способы натяжения тетивы при помощи крюка и стремени, а также роликовых затворов.

Лук для арбалета стали делать из разных материалов, что обеспечивало его большую упругость и силу натяжения, поэтому от него уже практически не защищала кольчуга: «Стрелы, которые в него вкладываются, очень коротки, но толсты и имеют тяжелые железные наконечники.

Пущенная с огромной силой стрела, куда бы она ни попала, никогда не отскакивает назад, а насквозь пробивает и щит и толстый панцирь и летит дальше. Вот насколько силён и неудержим полет этих стрел» (Анна Комнина «Алексиада»).



Арбалет, вместе с тем, был очень легок в использовании, в отличие от того же лука, стрельбе из которого нужно было долго и усердно учиться. По сути, даже не обученный стрелять крестьянин мог поразить одетого в доспехи рыцаря.

Неудивительно, что в XIII веке ни одна военная кампания не обходилась без использования арбалетчиков. А вот на Руси арбалеты, или как их называли «самострелы», были не так распространены, как в Европе: например, в городах, разрушенных монголо-татарами в 1240 г. было обнаружено только 1,5−2% наконечников арбалетных болтов от общего числа стрел.

Впрочем, согласно Ипатьевской летописи, во второй половине XIII века самострелы использовались русскими для обороны крепостей, в том числе и обычными горожанами.

Активное использование арбалета закончилось с совершенствованием оружия огнестрельного, которое полностью заменило его в арсенале армий Европы уже с XVI века. На несколько веков совершенствование арбалета остановилось, пока новый виток интереса к оружию не возник вследствие развития стрелкового спорта в XX веке.

Тем не менее, современные образцы не спортивных, а боевых арбалетов могут быть оснащены и складными прикладами, и оптическими прицелами, и магазинами для стрел.

Но не только церковь и святые понтифики могли накладывать запрет на применение или использование какого-либо оружия. Иногда этим занимались сами воюющие стороны. В средние века нередко использовали, против конницы и пехоты, своеобразное заградительное оружие с поэтичным названием "цветок хромоты", которое одинаково успешно калечило и лошадей, и людей. Мастера, заведовавшего использованием этого оружия, называли "флористом" и от успешности применения оружия, зависело его вознаграждение. Однако, в случае неудачи, взятия в плен, флориста ожидало суровое наказание - подвешивание за гениталии.



Следующим примером регулирования отношений по поводу применения "запрещённого" оружия самими воюющими сторонами, прямо на месте, были штыки с пилообразной заточкой. Во время Первой мировой войны, в случае пленения солдат вооружённых такими штыками их ожидала жестокая расправа.



Источник

Военная техника, История, Церковный вопрос, Древность

Previous post Next post
Up